Резюме 15-й главы
Нравственность рассматривается нами как вершинное образование личности и главный фактор целостности человека, его телесных, душевных и духовных качеств, определяющий функции всех нижележащих уровней психики. Эта научная концепция зародилась в борьбе естественно-научной трактовки строения души по Аристотелю (политеисту) с трудами его современников, пророков (строгих монотеистов), авторов текстов Библии.
Природа нравственности изначально двойственна. Являясь результатом развития субъект-субъектных отношений, по строению она — явление психологическое, а по функциям — социальное.
Нравственно-психологические свойства личности формируются и проявляются в «высших деятельностях души» (Г. Эббингауз), а именно: в религии, искусстве и нравственном поведении.
Религиозный и философский подходы к нравственности являются нормативными, определяющими, как должно поступать, в отличие от психологического подхода, являющегося дескриптивным, т. е. описывающим (и объясняющим), как принято поступать в тех или иных социальных общностях, в том или ином возрасте и т. д. (и почему).
Религиозный, философский и психологический подходы к нравственности взаимно обогащают друг друга и, как правило, не вступают в противоречие, демонстрируя единство человеческой культуры.
В детском возрасте любой поступок оценивается как хороший или плохой, в соответствии с правилами, переданными и усвоенными от взрослых (гетерономной моралью), с возрастом суждения начинают основываться в большей степени на личных критериях (автономной морали).
Следует различать систему мужских нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости (Кольберг), и систему женских нравственных ценностей, основанных на заботе о других людях и самоотречении (Гиллиган).
Представители западной и советской этических систем отличаются друг от друга отношением к компромиссу между прекрасными целями и плохими средствами их достижения. Западная этика основана на десяти заповедях, запрещающих зло. В основе советской этики лежит «Моральный кодекс строителя коммунизма», декларирующий добро, но не запрещающий зло. Этическая бескомпромиссность ведет к сотрудничеству между людьми, а этический компромисс — к бескомпромиссной борьбе (Лефевр).
Упражнение. Познакомьтесь с методикой М. Рокича (М. Rokeach), используемой в разных странах мира. Рокич описал терминальные ценности (конечные цели человеческой жизни). Их список приведен ниже.
1. Активная, деятельная жизнь.
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл).
3. Здоровье (физическое и психическое).
4. Интересная работа.
5. Красота природы и искусства.
6. Любовь (духовная и физическая близость).
7. Материально обеспеченная жизнь.
8. Хорошие и верные друзья.
9. Общая хорошая обстановка в стране, в обществе.
10. Общественное признание, уважение.
11. Познание, интеллектуальное развитие.
12. Равенство, равные возможности для всех.
13. Самостоятельность (независимость в суждениях и оценках).
14. Свобода (независимость в поступках и действиях).
15. Счастливая семейная жизнь.
16. Творчество, самореализация.
17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений, жизнь в ладу с самим собой).
18. Удовольствия, развлечения.
Проранжируйте данные ценности от наиболее значимой для вас (№ 1) до наименее значимой (№ 18) и предложите сделать то же самое близкому другу или родственнику, жениху или невесте, а затем вычислите коэффициент ранговой корреляции Спирмена для своих ответов. Полученное число покажет, в какой степени этот человек относится к жизни так, как и вы, может ли он считаться вашим единомышленником. Если вы не знакомы с математической статистикой, разберите приводимый ниже числовой пример, основанный на ответах двух студенток.
№ ценности | Ранги I | Ранги II | Разности рангов | Квадраты разностей | № ценности | Ранги I | Ранги II | Разности рангов | Квадраты разностей |
-4 | -12 | ||||||||
-11 | |||||||||
-3 | |||||||||
-2 | |||||||||
-8 | |||||||||
-4 | |||||||||
-3 |
Для расчета коэффициента ранговой корреляции в первый столбец вписаны номера ценностей от 1 до 18, во второй — ранги этих ценностей, присвоенные первой студенткой, в третий — ранги ценностей, присвоенные второй студенткой. В четвертом столбце вычислены разности соответствующих рангов, в пятом — квадраты полученных чисел.
Осталось найти сумму чисел последнего столбца s (в нашем случае s = 672) и воспользоваться формулой для коэффициента ранговой корреляции r = 1 — s/969 (в нашем случае r = 0,31).
Как интерпретировать полученное число? Математики доказали, что оно не может быть больше 1 и меньше —1. Если r примерно равно 1, то вы — единомышленники, если r близко к -1, то ваши взгляды на жизнь противоположны, полярны. В рассмотренном выше примере (r = 0,31) можно утверждать, что, хотя девушки и не являются единомышленницами, их взгляды на жизнь совместимы и не противоречат сильно друг другу.