II. Организация деятельности психолога
3. Субъекты и объекты психологической деятельности (см. схему).
Схема регламентации этическими принципами и правилами субъектно-объектных отношений, возникающих в психологической деятельности.
1 - субъекты и объекты психологической деятельности; 2 - субъектно-объектные отношения в психологической деятельности; 3 - действие этических принципов, регламентирующих отношения каждого элемента психологической деятельности со всеми остальными; 4 - точки регламентации отношений, возникающих в процессе психологической деятельности с помощью этических правил.
3.1. В качестве психолога выступает лицо, имеющее специальное психологическое образование, подтвержденное государственным дипломом и представляющее научно-исследовательскую, учебную, производственную, лечебную, кооперативную или другую организацию.
3.2. В качестве заказчика* выступают руководитель государственной или кооперативной организации или частное лицо, обратившиеся к психологу за консультацией психологического характера, ознакомленные с принципами и правилами работы психолога и согласные с ними.
* В качестве заказчика может выступать или сам психолог, если ему поручено осуществление на основе результатов исследования психокоррекционного воздействия, или сам испытуемый, если на основе результатов исследования он намерен осуществлять в той или иной форме самосовершенствование (аутотренинг и пр.).
3.3. В качестве испытуемого* выступает лицо, согласившееся быть объектом психологического исследования или в личных, или в научных, или в производственных, или в социальных интересах.
* Испытуемый - условное обозначение консультируемого, или обучаемого, или тренируемого, или больного, или отбираемого, или аттестируемого, или исследуемого в интересах науки человека.
3.4. В качестве результатов* исследования психолога выступает теоретический, методический, экспериментальный материал, зафиксированный в форме отчетных документов принятого образца, полно, достоверно и объективно отображающий испытуемого с точки зрения задач заказчика.
* Результаты исследования, будучи сознательно или непреднамеренно Преданы гласности, приобретают характер самостоятельного компонента психологической деятельности, позитивные и негативные последствия которой должны быть предусмотрены и регламентированы.
4. Субъектно-объектные отношения в психологической деятельности (см.рис. на с.545).
4.1. Психолог получает заказ от заказчика, составляет во взаимно согласованной форме техническое задание на исследование (работу), договаривается о распределении прав и обязанностей между психологом, заказчиком и испытуемым, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.
4.2. Психолог выбирает адекватные задачам психологической деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследования и работы с испытуемым, способы обработки первичных данных для формирования результатов исследования.
4.3. Психолог осуществляет непосредственную работу с испытуемым в форме беседы, анкетирования, интервьюирования, тестирования, электрофизиологического исследования и др. или опосредованную в форме биографического метода, метода наблюдения и др.
4.4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика факторам, влияющим на производственную, учебную, личную жизнь испытуемого.
4.5. Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации, касающиеся испытуемого и отвечающие на вопросы заказчика, основывающиеся на результатах исследования в форме письменного документа, устного сообщения, публикации в печати.
4.6. Заказчик применяет к испытуемому рекомендации психолога в виде мер психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия, изменяет применительно к особенностям испытуемого эргономические и инженерно-психологические факторы рабочей среды, параметры оборудования, условия трудовой деятельности*.
* Во многих случаях психолог сам применяет к испытуемому разработанные им на основании предварительного исследования рекомендации (психотерапия, консультирование, тренинг и др.). Часто сам испытуемый применяет к себе рекомендации психолога.
III. Содержание принципов и правил работы психолога
Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.
5. Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.
5.1. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.
5.2. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые, не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.
5.3. Правил о предупреждения неправильных действий заказчика относительно испытуемого. Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли бы ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
6. Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнение психокоррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.
6.1. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.
6.2. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.
6.3. Правило обоснованности результатов исследования психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
7. Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.
7.1. Правило адекватности методик, применяемых психологом. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.
7.2. Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
7.3. Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом. Психолог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.
8. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.
8.1. Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.
8.2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.
8.3. Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.
9. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М., 1959. 263 с.
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта деятельности // Человек и общество. Л., 1967. Вып. 2.
3. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., 1969.
4. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М., 1976. 360 с.
5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. 336 с.
6. Восприятие и деятельность. М: изд-во МГУ, 1976.
7. Вудвардс Р. Экспериментальная психология. М., 1950. 798 с.
8. Гайда В.К.., Захаров С.П. Психологическое тестирование: Учеб. пособие. Л., 1982.
9. Грэгори Р. Глаз и мозг. М., 1970.
10. Грэхем Ч. Зрительное восприятие. В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. С. Стивенса. Том 2, М., 1963.
11. Гурфинкель К.С., Коц Л.М., Шик Я.М. Регуляция позы человека. М., 1965. 256 с.
12. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание.М., 1961, 1996.
13. Зинченко Т.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. 142 с.
14. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. Л., 1981.
15. Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии. Измерение в психологии: I. Общая психометрика. М., 1983. 218с.
16. Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. Л., 1981. 83 с.
17. Кабанов М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. с. 62-81.
18. Кекчеев Р.X. Интерорецепция и проприоцепция и их значение для клиники. М., 1946. 187 с.
19. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1981.
20. Кулагин. Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.
21. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. М., 1931.
22. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. 550 с.
23. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. 320 с.
24. Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два // Инженерная психология.М., 1964.
25. Мышление: процесс, деятельность, общеиие / Под ред. А.В. Брушлинского М., 1982. 286 с.
26. Невельский П.Б. Объем памяти и количество информации // Проблемы инженерной психологии. Вып. 3. Л., 1965.
27. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
28. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1976. 479 с.
29. Платонов К.К. Психологический практикум. М., 1980. 165 с.
30. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общей ред. А.А. Крылова. Л., 1987.
31. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева и Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1972. 248 с.
32. Проблемы и методы психофизики / Редакторы-составители А.Г. Асмолов, М.Б. Михалевская. М., 1974. 252 с.
33. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Палея, М.Д. Дворяшиной. Л., 1976. с. 131-154.
34. Рамуль К.А. Введение в методы экспериментальной психологии. Тарту, 1966. 329 с.
35. Репкина Г.В. Исследование оперативной памяти // Проблемы инженерной психологии. Вып. 3. Л., 1965.
36. Роговин М.Н. Проблемы теории памяти. М., 1977.
37. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн. I. М. 1980. 312 с.; кн. II. М., 1980. 280 с.
38. Рубинштейн С.Я. Методики экспериментальной патопсихологии. М., 1970.
39. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
40. Сперлинг Дж. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях В кн.: Инженерная психология за рубежом. Изд. «Прогресс». М., 1967.
41. Стивенc С.С. Экспериментальная психология. В 2-х т. Т. 1; М., 1960. 686 с.; Т.2. М., 1963. 1038 с.
42. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972. 430 с.
43. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. VI. М., 1978. 282 с.
44. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., Томск, 1997.
45. Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981.
46. Шифман А.Л. К вопросу о тактильном восприятии формы. Труды Института мозга им. Бехтерева, том 13, Л., 1940.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................................................................................................................................... 2
I. ПРИЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ.................................................................................................................................................... 3
II. ОЩУЩЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ОЩУЩЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ................................................. 22
Занятие 2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ПОЛЕЙ ЗРЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ГЛАЗ (С ПОМОЩЬЮ ПЕРИМЕТРА ФЕРСТЕРА)................................................................................................................................................................................... 25
Занятие 2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ АБСОЛЮТНЫХ ПОРОГОВ СВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕМНОВОЙ АДАПТАЦИИ (С ПОМОЩЬЮ АДАПТОМЕТРА)............................................................................................................... 28
Занятие 2.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ АБСОЛЮТНЫХ ПОРОГОВ СЛУХОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (С ПОМОЩЬЮ АУДИОМЕТРА)..................................................................................................................................................................................................................................... 30
Занятие 2.4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОРОГОВ РАЗЛИЧЕНИЯ (ТОЧНОСТЬ ГЛАЗОМЕРА)..................................................................................................................................................................................................................................... 32
III. ВОСПРИЯТИЕ................................................................................................................................................................................................... 33
Занятие 3.1 ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРИ ПАССИВНОМ И АКТИВНОМ ОСЯЗАНИИ............................... 34
Занятие 3.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОДНОМЕРНЫХ И МНОГОМЕРНЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ СТИМУЛОВ. 36
Занятие 3.3 ИЗМЕРЕНИЕ КОНСТАНТНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ НАКЛОНА ПЛОСКОСТИ ОБЪЕКТА............................................................................................................................................................... 39
Занятие 3.4 ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА ВОСПРИЯТИЯ................................................................................................................................. 41
Занятие 3.5 ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ К ИСКАЖЕНИЯМ СЕТЧАТОЧНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ (МЕТОД СЕНСОРНЫХ ИСКАЖЕНИЙ)........................................................................................................................ 44
Занятие 3.6 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ................................................................................ 45
(ИЛЛЮЗИЯ МЮЛЛЕРА-ЛАЙЕРА)................................................................................................................................................................... 45
Занятие 3.7 ИЛЛЮЗИИ УСТАНОВКИ.......................................................................................................................................................... 46
3анятие 3.8 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ (ПОЛЕЗАВИСИМОСТИ-ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТИ)................................................................................................................................................................................. 48
IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ.................................................................................................................................................. 50
Занятие 4.1 ОЦЕНКА ЯРКОСТИ-ЧЕТКОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ...................................................................................................... 51
(ПО МЕТОДУ САМОРАНЖИРОВАНИЯ)....................................................................................................................................................... 51
Занятие 4.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЕТОДОМ ХРОНОМЕТРИИ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (ПО МЕТОДИКЕ ШЕПАРДА)..................................................................................................................................................... 52
V. ПАМЯТЬ................................................................................................................................................................................................................. 55
Занятие 5.1 ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ И УСЛОВИЙ ЕГО ПРОДУКТИВНОСТИ............ 57
Занятие 5.2 ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.............................................................................................. 59
Занятие 5.3 ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ И КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ.......................................................... 62
Занятие 5.4 ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ.......................................................................................................... 64
Занятие 5.5 ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОЦЕССА ЗАУЧИВАНИЯ........................................................................................ 66
Занятие 5.6ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО И ОПОСРЕДСТВОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ......................... 68
Занятие 5.7 СРАВНЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И УЗНАВАНИЯ......................................................................... 71
Занятие 5.8 ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОХРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛА В ПАМЯТИ.......................... 75
VI. ВНИМАНИЕ........................................................................................................................................................................................................ 79
Занятие 6.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ МЕТОДОМ КОРРЕКТУРНОЙ ПРОБЫ..................................................................................................................................................................................................................................... 80
Занятие 6.2 ИЗМЕРЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ (КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА БУРДОНА-АНФИМОВА).......................................................................................................................................................................................................... 82
Занятие 6.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЕТОДОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОБЫ...................................................................................................................................................................................................................... 84
Занятие 6.4 ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ВНИМАНИЯ (С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ В МОДИФИКАЦИИ МАРИЩУКА, СЫСОЕВА И ДР.)....................................................................................................................................................................... 85
VII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ................. 87
Занятие 7.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОШЛОГО ОПЫТА НА СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ (МЕТОДИКА ЛАЧИНСА)..................................................................................................................................................................................................................................... 89
Занятие 7.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛАБИЛЬНОСТИ-РИГИДНОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «СЛОВЕСНЫЙ ЛАБИРИНТ»............................................................................................................................................................................. 90
Занятие 7.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ ВЕРБАЛЬНОГО И НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.......................... 92
Занятие 7.4 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СЛОЖЕНИЯ ФИГУР ИЗ СПИЧЕК.................................................................................................................................................................... 93
Занятие 7.5 НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ. МЕТОДИКА «ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ» (МЕТОДИКА ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА)............................................................................................................................................................................................................ 95
Занятие 7.6 ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ПИКТОГРАММА» 96
Занятие 7.7 ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОЦЕНКА ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»................................................................................................................................................................................. 98
Занятие 7.8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»............................................................................................................................................................................................................. 99
Занятие 7.9 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ЛОГИКА СВЯЗЕЙ»......... 100
Занятие 7.10 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ РАССУЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЕ (ПЕРЕВОД С РУССКОГО ЯЗЫКА НА ЯЗЫК СУАХИЛИ И РЕШЕНИЕ ГОЛОВОЛОМКИ «КОРОЛЬ И ТРОЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ»).......................................................... 101
Занятие 7.11 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК»............................................................................................................................................... 103
Занятие 7.12 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ПОНИМАНИЕ ПОСЛОВИЦ»......................................................................................................................................................................... 104
Занятие 7.13 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРУППОВОГО МЫШЛЕНИЯ................................................................................... 106
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКА (РЕЧИ)............................................... 107
Занятие 7.14 ПРЯМОЙ (СВОБОДНЫЙ) АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ................................................................................................. 109
Занятие 7.15 НАПРАВЛЕННЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ........................................................................................ 112
Заняти е 7.16 ЦЕПНОЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ................................................................................................................................ 113
Номер опыта...................................................................................................................................................................................................... 114
Занятие 7.17 АУДИРОВАНИЕ РЕЧИ. ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ АУДИТОРА (СЛУШАТЕЛЯ).. 115
Занятие 7.18 ОЦЕНКА СВОЙСТВ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ПЕРЕПУТАННЫЕ ИНСТРУКЦИИ»................................................................................................................................................................................................... 116
Занятие 7.19РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ В ВОКАЛЬНОЙ РЕЧИ................................................................................................. 116
Занятие 7.20 ОЦЕНКА СВОЙСТВ ГОВОРЯЩЕГО С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА «КАРТА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЧИ» 117
Занятие 7.21 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЯ ТЕМПОРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ............................................................................................................................................. 119
Занятие 7.22 ОЦЕНКА СВОЙСТВ ГОВОРЯЩЕГО С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА 120
Занятие 7.23 ОЦЕНКА СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ........................................................................................................................................... 122
Занятие 7.24 ОЦЕНКА УСВОЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ ДОПОЛНЕНИЯ........... 124
Занятие 7.25 ПСИХОГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ........................................................ 125
Занятие 7.26 ПСИХОГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ................................................................ 127
VIII. ЭМОЦИИ......................................................................................................................................................................................................... 127
Занятие 8.1 ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИИ МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ...................................................................................................................................................................................................... 128
Занятие 8.2 САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ................................................................................................... 133
Занятие 8.3 ИЗУЧЕНИЕ ВЕГЕТАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИЙ (МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ ЧАСТОТЫ ПУЛЬСА ПО ДАННЫМ ЭКГ И КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ)............................................................................................................... 135
Занятие 8.4 РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА............................................................................................. 138
IX. ПСИХОМОТОРИКА: ДВИЖЕНИЯ, ПРОИЗВОЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ, ДЕЙСТВИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................... 141
Занятие 9.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ (МЕТОДИКИ ИЛЬИНА)............................................................................................................................................................................................................... 145
Занятие 9.2 ИССЛЕДОВАНИЕ СПОНТАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ГУРФИНКЕЛЯ).................................................................................................................................................................................................... 149
Занятие 9.3 ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И СТАТИЧЕСКОЙ МЫШЕЧНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 151
Занятие 9.4 ИЗМЕРЕНИЕ РАЗНОСТНОГО ПОРОГА КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ РУК (МЕТОДИКА КЕКЧЕЕВА)........................................................................................................................................................................................................... 154
Занятие 9.5 ИЗМЕРЕНИЕ СТАТИЧЕСКОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО ТРЕМОРА РУК.................................................................. 155
Занятие 9.6 ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРОСТОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ НА СВЕТОВОЙ И ЗВУКОВОЙ СИГНАЛЫ................................................................................................................................................................................................................................... 157
Занятие 9.7 ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ И ТОЧНОСТИ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ ВЫБОРА............................................. 159
Занятие 9.8 РЕАКЦИЯ НА ДВИЖУЩИЙСЯ ОБЪЕКТ........................................................................................................................... 161
Занятие 9.9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГРАФИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (МЕТОДИКА Э. МИРА-И-ЛОПЕЦА).............................................................................................................................................................. 163
Занятие 9.10 ИЗМЕРЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОЧИХ ДВИЖЕНИЙ РУК..................................................................................... 167
Занятие 9.11 СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО ПРОФИЛЯ...................................................................................................... 171
X. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОМЕТРИКИ. ДИАГНОСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ. ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ.................................................................................................................................................. 174
Занятие 10.1 ПОСТРОЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ФОРМЫ ТЕСТА............................................................................................................... 174
Занятие 10.2 ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ............................................................................................................ 176
Занятие 10.3 ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ ТЕСТА.................................................................................................................................. 177
Занятие 10.4 СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА................................................................................................................................................ 179
Занятие 10.5 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА (ОПРОСНИК АЙЗЕНКА)............. 180
Занятие 10.6 ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (ОПРОСНИК СПИЛБЕРГЕРА)...................................................................... 184
Занятие 10.7 ДИАГНОСТИКА ЭМПАТИИ................................................................................................................................................ 187
Занятие 10.8 ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ..................................................................................................................................... 189
Занятие 10.9 ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВАЦИИ, ИНТЕРЕСА, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНУСА, НАПРЯЖЕНИЯ И КОМФОРТНОСТИ.............................................................................................................................................................................................. 193
Занятие 10.10 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМЫ В ОПРОСНИКА FPI1 197
Занятие 10.11 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ....................................................................... 203
Занятие 10.12 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. РАЗРАБОТКА ИНТЕРПРЕТАТОРОВ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.............................................................................................................................................. 206
Занятие 10.14 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. УСТРАНЕНИЕ «ПРОТИВОРЕЧИЙ» В КОМПЬЮТЕРНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ........................................................................................................................................... 211
Занятие 10.15 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА НАКОПЛЕННЫХ ДАННЫХ ПСИХОДИАГНОСТИКИ................................................................................................................................................................................... 213
XI. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ. НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И РЕЧЕИЗЛОЖЕНИЯ. ПРОФОРИЕНТИРОВАННОСТЬ................................................................................................. 214
Занятие 11.1 ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА................................................................................................... 214
Занятие 11.2 ОЦЕНКА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА........................................................... 221
Занятие 11.3 ОЦЕНКА МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА................................................................................................. 223
Занятие 11.4 ОЦЕНКА УМЕНИЯ ЧИТАТЬ ВСЛУХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 228
Занятие 11.5 САМООЦЕНКА УМЕНИЯ ЧИТАТЬ «ПРО СЕБЯ»......................................................................................................... 231
Занятие 11.6 ОЦЕНКА УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ............ 232
Занятие 11.7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.................................................... 235
Занятие 11.8 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.... 238
Занятие 11.9 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ............................................................................................... 243
Занятие 11.10 СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩИХСЯ........................................................................ 246
Занятие 11.11 ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................... 248
Занятие 11.12 ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ* В ПРОЦЕССЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ................................................................................................................................................................................... 251
Занятие 11.13 ПОДГОТОВКА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ............................................................................................ 254
XII. МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. СОСТОЯНИЙ, РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ............................................................................................................. 256
Занятие 12.1 ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»...... 256
Занятие 12.2........................................................................................................................................................................................................ 258
ИССЛЕДОВАНИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦЫ КРЕПЕЛИНА.................... 258
3 а н я тие 12.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ ЗАУЧИВАНИЯ ДЕСЯТИ СЛОВ........................ 260
Занятие 12.4 ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, АСТЕНИИ, СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ........ 261
Занятие 12.5 ДИАГНОСТИКА ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.................................................................. 269
3анятие 12.6 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ (Q-СОРТИРОВКА)........................................................ 274
XIII. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА............................ 278
Занятие 13.1 ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ................................................. 278
Занятие 13.2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ КАК ОДНОГО ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА............................................................................................................................................................. 283
Занятие 13.3 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И КАЧЕСТВА РАБОЧИХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ........................................ 288
Занятие 13.4 ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ........ 290
Занятие 13.5 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР................................................................................................................................ 294
Занятие 13.6 ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА.......................................... 298
Занятие 13.7 СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА........................................................................................................ 300
Занятие 13.8 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ............................ 304
XIV. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОТРЕНИНГ, АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА, ПСИХОТЕРАПИЯ, КОРРЕКЦИЯ.................................................................................................................................................................... 307
Занятие 14.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК В СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЕ...................................................................................................................................................................................... 307
Занятие 14.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ЛИРИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ЗНАКОМСТВ. 314
Занятие 14.3 ВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (РОЛЕВАЯ ИГРА)*..................................................................................................................................................................................................................... 320
Занятие 14.4 АНАЛИЗ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ ОБЩЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ..................................................................................................................................................................................................... 322
Занятие 14.5 МЕТОДИКА ФОНАЦИОННОГО ТРЕНИНГА................................................................................................................. 325
3анятие 14.6 ТРЕНИРОВКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ................................................................................................................................... 330
Занятие 14.7 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДИСЛАЛИИ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ............................................................................................................................................................................................................. 333
Занятие 14.8 МЕТОД АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ............................................................................................................................ 338
Занятие 14.9 МЕТОДИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ..................................................................... 341
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА.................................................................................................. 344
Рекомендуемая литература.............................................................................................................................................................. 349