Общая характеристика учебного предмета. Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы С.К.Колодезникова «Программа для общеобразовательных организаций Республики Саха Якутия с русским языком обучения, 2-9 классы».
В базисном учебном плане для образовательных организаций Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования, на изучение языка саха как государственного выделено по одному часу в неделю в 2-9 классах. 5-9 классы по 35 часов.
Цели и задачиобучения языку саха как государственному в образовательных организациях с русским языком обучения определены Концепцией школьного языкового образования РС (Я), утвержденной учебно-методическим советом Министерства образования Республики Саха (Якутия) в 2001 году – в Европейский год языков. Цель: функциональное овладение якутским языком, достижение учащимися коммуникативной и этнокультуроведческой компетенций на уровне, достаточном для приобщения к языку и культуре народа саха. Задачами являются: вооружение учащихся способами владения языком другого народа, воспитание у учащихся толерантной культуры, уважения к языку и культуре народа саха.
Программа учебного предмета «Язык саха как государственный» определяет обязательный минимум содержания обучения и требования к уровню подготовки учащихся 2-9 классов общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) с учетом междисциплинарных связей (опора на родной (русский язык), возрастных особенностей, преемственности между ступенями обучения.
Содержание курса построено на основе принципов коммуникативного обучения неродному, второму языку. Темы обучения подобраны с учетом типичных ситуаций, реально происходящих в жизни учащихся. Лексический и грамматический материал вводится на основе продуктивных синтаксических конструкций якутского языка. Произносительные и интонационные навыки отрабатываются в процессе речевой деятельности. Развитие речевой деятельности на языке саха охватывает все его виды, такие как аудирование, говорение, чтение, письмо. Вместе с тем, учитывая ограниченное количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета, в планируемых результатах письмо (орфография и пунктуация) не включается. Обучение письменной речи организовывается на уровне списывания, обеспечивающего понимание письменного текста, и выполнения письменных упражнений. Обучение чтению проводится на основе сформулированных навыков чтения на русском языке и совмещается с отработкой произносительных и интонационных навыков на языке саха. Чтение в основной школе также становится средством ознакомления с миром якутского фольклора и якутской литературы. В условиях изучения второго языка при недостаточном количестве учебных часов обучение аудированию и говорению как основным видам речевой деятельности становится приоритетным.
Изучение в основной школе языка саха как государственного направлено на создание условий для коммуникативно-психологической адаптации к якутоязычной среде, развитие коммуникативной (речевых, языковых), социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.
· Речевая компетенция – формирование элементарных коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) с учетом возможностей и потребностей учащихся.
· Языковая компетенция – систематизация изученного языкового материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.
· Социокультурная компетенция – осведомленность о социокультурной специфике функционирования языка саха как государственного языка Республики Саха (Якутия), способность к адаптации в условиях иноязычной среды, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре народа саха.
· Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации, интуитивное использование фоновых знаний по якутскому языку.
· Учебно-позновательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению неродным языком, развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению языка саха, использованию языка саха в различных повседневных ситуациях, удовлетворять с его помощью познавательные интересы.
В современных условиях владение вторым (неродным) языком предполагает также осведомленность в области культуры народа и страны изучаемого языка. Организация непосредственного повседневного контакта учащихся с носителями якутского языка, возможность их погружения в живую среду якутского языка и культуры обеспечивают условия для овладения навыками общения на языке саха и формирования начального уровня культуроведческой компетенции.
Курс школьного обучения языку саха как государственному должен обеспечить формирование у обучающихся уважительного отношения к языку и культуре народа совместного проживания, способствовать созданию благоприятных и комфортных условий для межнационального общения в Республике Саха (Якутия).
Изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной темы учебного курса. | Внесение проверочных работ, дополнительных заданий. | |
Изменение изложения материала, предусмотренной Авторской программой | Учитывая интересы учащихся для творческой работы |
Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:
1) Количественный состав класса 14 человек. Класс делится на 2 группы. 1 группа - дети, для которых якутский язык родной, 2 группа – дети с русским (родным) языком.
2) Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса.
После третьего года обучения: на «5» - 4, это 20, на «10» - 10, это 80%
3) Для 1 группы задания в усложненном виде, для 2 группы соответственно для русскоязычных детей, обучающих якутский разговорный язык 4 год.
4) Формы получения образования учащимися класса – очная.
5) Психологические, физиологические особенности учащихся. В классе большая половина мальчики, очень подвижные, активные дети, девочки более или менее спокойные, трудолюбивые.
6) Якутоязычные дети, очень способные, грамотно пишут и читают на своем родном языке, мальчики данного класса активно участвовали в различных конкурсах и чтениях школьного и улусного масштаба, остальные учились в русскоязычной школе, поэтому уровень чуть ниже детей, которые учились в якутской школе в других улусах и деревнях. Русскоязычные дети занимались с большим старанием, усердием и показали очень хорошие результаты.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения:
1) Каратаев И.И., Каратаева Т.И. «Якутский язык в картинках», Якутск, 1996.
2) Харитонов Л.Н. «Самоучитель якутского языка», Якутск, 1987
3) П.А.Слепцова Изучающим якутский язык, Якутск, 1990
4) Н.Г.Самсонов «Два языка – два родника», Якутск, 1993
5) Ю.И.Васильев Краткий русско-якутский, якутско-русский словарь, Якутск,1994
6) Т.И.Петрова Якутско-русский разговорник, Якутск, 1994
7) Колодезников С.Т. «Поговорим по якутски», Якутск, 2008. ИКТ
8) Т.М. Васильева Саха тыла 8 кылаас. Я., 2009
Рабочая программа рассчитана на 34ч
Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся:
- групповая; парная; индивидуальная;
- проектная, игровая, поисково- исследовательская деятельность;
- самостоятельная, совместная деятельность;
- практикумы, экскурсии
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):
- самостоятельная работа
- тестовая работа
- творческая работа
- четвертные проверочные работы
- итоговая проверочная работа
Предметный результат:
· осуществлять элементарное речевое общение
· развивать память, мышление, кругозор
· внимательное отношение к языковым факторам. Воспитать преодолевать трудности с изучением нового материала
· использовать изученные слова в повседневной жизни.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Родной язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; ос-новой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству якутской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного сред-ства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в об-ществе; осознание эстетической ценности родного языка овладение якутским языком, как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса родного языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм якутского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики якутского языка, освоение норм якутского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса родного языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила якутского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве якутского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение родному языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.