Упражнение 36. ПОЗИТИВНАЯ РЕАКЦИЯ НА КРИТИКУ И ОСКОРБЛЕНИЯ

  Не все люди одинаково вежливы и доброжелательны. Часто можно встретить людей, нам неприятных, иногда нам хамят, незаслуженно критикуют или стараются нас обмануть. Большинство людей это расстраивает и мешает получать удовольствие. Как быть в этой ситуации?
  • Конечно, не отвечать хамством на хамство. Ни в коем случае не возражать и не оспаривать точку зрения партнера. Внимательно выслушать претензии или упреки партнера.
  • Пересказать его слова. Точнее: пересказать то в словах партнера, с чем мы можем согласиться, что соответствует истине. Очевидные вещи лучше признать сразу.
  • Обнаружить реальные единичные вещи за общими выводами и расспросить об этих вещах.
  • Переформулировать критику и ошибки в задачи на будущее.
  • Если партнер очень раздражен – не перебивать его, а внимательно выслушать и дать высказаться.
Далее мы перечислим некоторые типичные фразы – от мягких до довольно жестких, попробуем их прокомментировать и укажем на некоторые варианты ответов.
Инструкция "Если у вас возникает свой вариант, пожалуйста, предложите нам его".
Обсуждение "При каких условиях использование названных приемов неуместно и мешает хорошему самочувствию и наслаждению?
Фраза Ответ
Вы напрасно тратите время, пытаясь навязать мне то, что никому не нужно (Негативная оценка. Формулируем свою точку зрения) Поскольку я убежден, что психологический тренинг сберегает время, нервы и деньги, мне совсем не жалко тратить на это время
Ты – плохая мать. Только о себе и думаешь. Совести у тебя нет. (Обобщение. Пытаемся выяснить причину) Конечно, не все матери ведут себя одинаково. Не всегда мое поведение соответствует чужим ожиданиям. Не мог бы ты рассказать, что заставляет тебя делать такие выводы?
Ты обещаешь много, но ни разу в жизни не выполнил своих обещаний (Обобщение. Пытаемся локализовать проблему и ищем варианты ее решения) Действительно, иногда трудно понять, чего именно хочет другой человек. Я сам не люблю, когда другие не делают того, что мне нужно. Что я мог бы сделать, чтобы доказать тебе мое хорошее к тебе отношение? В чем ты видишь причину возникшего недопонимания?
У меня сейчас нет ни денег, ни времени для этой поездки. Просто чушь какую-то предлагаешь! Я понимаю, что ты хочешь сократить ненужные расходы, и именно поэтому предлагаю самый дешевый вариант отдыха
Я слишком занят, чтобы слушать всякий бред Я очень ценю ваше время и именно поэтому хочу вкратце изложить самые сильные стороны нашего предложения

Как бы вы сами реагировали на подобные реакции на ваши слова?"

Упражнение 37. РОЗОВЫЙ ТУМАН (Не все йогурты одинаково полезны)

Материалы Чистые карточки по числу участников.
Время Упражнение – 20 мин. на каждого участника.
Инструкция  
Шаг 1 "Вспомните, пожалуйста, обидные и несправедливые слова или обвинения, которые недавно вас сильно задели. Запишите на карточках 2-3 примера".
Шаг 2 "Передайте карточки соседу справа. Прочитайте фразы, записанные на карточках, вашему соседу справа. Услышав обидную фразу, попробуйте "напустить туману", пересказав то, с чем невозможно не согласиться и с чем вы также согласны".
Комментарии Если фразы написаны неразборчивым почерком, то участники обычно обращаются за помощью к "автору текста". Это не мешает. При обсуждении нужно отметить, что сам по себе тренируемый прием может злить партнера по диалогу, особенно если он используется несколько раз. Выход состоит в том, чтобы дополнять "розовый туман" конкретизацией и формулировкой правила на будущее.
Домашнее задание "До следующего занятия, услышав обидные слова, попробуйте "напустить туману". Проследите, что вслед за этим будет происходить. Запишите или запомните для последующего обсуждения содержание вашего диалога".

Наши рекомендации