Общие черты речевого развития ребенка раннего возраста.
Ребенок, особенно от полутора до трех лет чрезвычайно быстро овладевает речью, благодаря психологической включенности в общение со взрослыми.
Ребенок в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Он умеет выражать чувства привязанности, симпатии, недовольства, причем в последнем случае он может предложить некий выход из неприятной ситуации.
Но также следует помнить, что у всех детей период развития речи индивидуален (темп развития речи, время ее появления, потребность ребенка в речевом общении).
В каких же условиях протекает речевое развитие ребенка?
Во-первых, ребенок овладевает новым видом деятельности - предметной и, во-вторых, на фоне этой деятельности продолжается общение ребенка со взрослым.
Что же характеризует совершенствование понимания речи взрослых? Отметим несколько важных аспектов в данном вопросе:
1. Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит к ребенку не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Так, ребенок может понимать свою мать и вовсе не реагировать на слова, сказанные другим взрослым, потому что в общении ребенка и матери не только слово, но и жест, мимика, ситуация общения уже служат сигналом к действию.
2. Ребенок правильно реагирует на слова взрослого, если они многократно повторяются с определенными жестами. Так, предлагая ребенку «Помаши ручкой» взрослый делает соответствующий жест и ребенок вслед за ним повторяет это действие.
3. Следует отметить еще один, не менее важный момент. Слово для ребенка играет более пусковое, чем тормозящее значение. Ребенку легче по словесному указанию закончить уже начатое действие, чем прекратить его.
4. Со временем у ребенка возникает связь между словом и предметом. Ребенок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по указанию, инструкции взрослого.
5. Ребенок проявляет большой интерес к слушанию речи взрослых, стремясь понять - о чем они говорят. Развивается понимание поручений, названий действий и инструкций, при этом ответная реакция ребенка может быть различной:
n отсутствие реакции или неадекватная реакция ребенка
n правильное выполнение действия
n его усложнение
6. Обозначая одним и тем же словом несколько предметов, взрослый стимулирует возникновение в речи ребенка первых обобщений. Привести примеры.
7. После полутора лет подчинение ребенка словам взрослого становится более прочным, но может нарушаться, если между исполнением вводится отсрочка во времени или если указание вступает в противоречие с привычным закрепившимся действием. В данном случае интересны примеры из наблюдений В. С. Мухиной. В одном из случаев вводилась отсрочка во времени, т.е. ребенку предлагали выполнить определенное действие, но его ручку задерживали на 20-30 секунд, после чего ребенок уже забывал о том действии, которое нужно выполнить, отвлекаясь на другие предметы. В другом ребенку несколько раз предлагали выполнить одно действие (например, взять чашечку), а в последний момент предлагали противоположное («Возьми ложечку») и ребенок продолжал тянуть ручку к чашечке, не осознавая, что его действие уже вступило в противоречие с требованиями взрослого.
Собственная активная речь ребенка. Основные аспекты.
1. У ребенка в раннем возрасте накапливается словарный запас, чему способствует слушание речи взрослых.
2. На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной речью. Эти слова, произносимые ребенком, имеют троякое происхождение:
1) Взрослые, упрощая слова, вносят их в лексикон ребенка. Это такие слова, как «ав-ав», «ням-ням», «бибика» и другие.
2) Также, ребенок сам произносит некоторые слова искаженно, т.е. так, как слышит. Примеры.
3) Автономные слова могут быть результатом творчества ребенка.
3. И, как параллель с автономной речью, выделяем третий пункт - словотворчество ребенка (начальный этап).
4. Если взрослый требует от ребенка правильного произношения слов, то автономная речь быстро исчезает. Ребенок же активно подговаривает за взрослым. Взрослый выступает для ребенка эталоном правильной речи.
5. В раннем детстве происходитусвоение грамматического строя речи. Этот период длится от 1 года 10 месяцев до трех лет. Ребенок начинает говорить предложениями. Речь же приобретает связный характер и выражает простейшие отношения между предметами. В раннем детстве ребенок осознает, что речь является средством общения с другими людьми.
Для ребенка очень велико значение овладения речью:
Во-первых, речь становится средство общения с другими людьми;
Во-вторых, формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка в этот период;
В-третьих, взрослый, благодаря усвоению ребенком речи, становится способен к управлению деятельностью ребенка. Слово несет указание, предложение, разрешение, запрещение.
Поскольку речь - это знак, то в процессе ее усвоения ребенок усваивает знаковую функцию.