Основы психологии и этики деловых отношений деловых отношений. 2 страница
7.Статические ощущения – отражают положение нашего тела в пространстве. Рецепторы ее расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха.
8.Кинестетические ощущения- ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестетических ощущений расположены в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц. В результате кинестетических ощущений складываются знания о силе, скорости, траектории движения частей тела.
9.Органические ощущения – большое количество рецепторных окончаний расположено на внутренних органах. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют и отдельные органические ощущения, как например, чувство голода, жажды, болевые ощущения.
Специфические свойства ощущений:
1.Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (возможность расширения или изменение порогов); к сенсибилизации приводят: необходимость компенсации сенсорных дефектов, содержание деятельности и специфические требования профессии, употребление наркотиков, алкоголь.
2.Синестезия - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, например, под воздействием звуковых раздражителей у человека возникают зрительные ощущения (галлюцинации).
3. Сенсорная адаптация - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Например, при воздействии сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей чувствительность увеличивается.
Реальные процессы отражения внешнего мироощущения всегда выходят за пределы элементарных форм. Восприятиевключает в себя ощущение и основывается на нем. Основным отличием восприятия от ощущения является возможность отображения объекта реального мира в совокупности всех его свойств. В результате восприятия складывается образ, включающий синтез различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету, явлению, процессу. Формирование образа предполагает взаимодействие и скоординированную, целостную работу нескольких анализаторов одновременно. Восприятие -это психический процесс осмысленного отражения предметов, явлений, ситуаций в виде конкретного целостного образа, возникающий при непосредственном воз действии множества физических раздражите лей на рецепторные поверхности органов чувств. В зависимости от того, какой из анализаторов (или какая модальность) работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки о свойствах соответствующего предмета, разделяют следующие виды восприятия: 1)зрительное; 2)слуховое; 3)осязательное; 4)кинестетическое; 5)обонятельное; 6)вкусовое. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют: восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения. Существует множество феноменов, связанных с восприятием пространства, времени и движения. Явление ошибочного или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Например, восприятие времени зависит от его заполненности и незаполненности.
К основным свойствам восприятия относят:
1. Предметность - способность отражать объекты и явления реального мира в форме конкретных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Решающую роль здесь играют осязание и движение. Обычно человек определяет предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как он их употребляет и использует. С предметностью восприятия связано выделение фигуры из фона.
2. Целостность - способность обобщать информацию, получаемую в виде различных ощущений, об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей (трансформация изображения «Портрет молодой женщины и старухи»). При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. На целостность восприятия влияют индивидуальные особенности человека, предшествующий опыт и установка.
3.Структурность (осмысленность)-способность восприятия доводить до сознания человека структуру предмета или явления реального мира. Свойство характеризует личностный уровень воспринятого и позволяет человеку осуществлять динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных. На уровне ощущений получаемая информация конкретна, тогда как на уровне интерпретации она, как правило, абстрактна. Существует дихотомия между сенсорным опытом и его когнитивной интерпретацией (иллюзия Мюллера).
4. Константность- возможность сохранять неизменными свойства предмета независимо от условий его восприятия. Данное свойство выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности, неизменности видим ого цвета при изменении освещения, неизменности восприятия формы при изменении положения по отношению к линии взора.
5. Аккомодация (лат. - приспособление)- перестройка механизмов восприятия таким образом, чтобы новая информация, недостаточно согласованная с органам и чувств, была усвоена, т.е. изменение органов чувств.
6. Апперцепция (лат. восприятие) - зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Предшествующие знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия, установки и эмоции могут изменять содержание восприятия. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.
Воображение– особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым психическим из всех психических процессов и состояний. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Но есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Грезы в отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Данная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция – формирует внутренний план действий, способность выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на представляющую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Мышление- это психический процесс обобщенного опосредованного отражения существующих отношений и связей в объективной действительности и порождения на его основе нового знания. Особенность процесса мышления состоит в том, что он всегда связан с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление начинается там, где оказывается недостаточным чувственное познание.
Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Процесс мышления предназначен для того, чтобы вывести человека за рамки его прошлого опыта. Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических признаков:
- обобщенное отражение действительности;
- опосредованное познание объективной реальности;
- решение задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности, которое и является целью мышления;
- неразрывная связь с речью.
Виды мышления:
Теоретическое понятийное мышление это вид мышления, использующий определенные понятия. Понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера. Данный вид мышления позволяет человеку решать задачи, не обращаясь непосредственно к опытному материалу в действительности, используя готовые знания других людей, выраженные в понятиях, суждениях, умозаключениях. Теоретическое образное мышление - это вид мышления, использующий образы. Образное мышление отличается от понятийного тем, что используемым материалом являются образы, извлекаемые человеком непосредственно из памяти или воссоздаваемые воображением. Такое мышление характерно для людей творческих профессий: актеров, литераторов. Практическое наглядно-образное мышление - это вид мышления, осуществляемый непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Необходимые образы для данного вида мышления представлены в кратковременной и оперативной памяти. Наглядно-образное мышление присуще дизайнерам, художникам, руководителям. Практическое наглядно-действенное мышление - это вид мышления, заключающийся в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой человеком с реальными предметами. Данный вид мышления представлен у людей рабочих профессий, занятых производственным трудом. Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются в том, как у них складывается соотношение перечисленных видов мышления. Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Творческое мышление - это особая характеристика мышления человека, позволяющая ему решать задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения, или не имея необходимой информации для решения задач. Дж. Гилфорд определил следующие особенности творческого мышления: оригинальность, необычность высказываемых идей, стремление к интеллектуальной новизне; творческий человек всегда стремится найти свое решение, отличное от других известных; семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Условия, способствующие творческому мышлению:
1)оптимальная мотивация на уровне эмоционального возбуждения;
2)разнообразные знания человека в различных областях;
3)чувство успеха и ощущение правильности выполнения задачи.
Условия, препятствующие творческому мышлению:
1)успешность использования в прошлом определенного способа решения задачи обусловливает в первую очередь повторное обращение к данному способу (возникает стереотип мышления);
2)большие усилия, потраченные на поиск способа решения задачи, пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще (стереотип мышления);
3)частые неудачи и боязнь очередной неудачи препятствуют нахождению нового решения задачи, а также высокоразвитая тревожность, неуверенность в себе;
4)психологические особенности человека: стремление не отличаться от других людей, боязнь быть «белой вороной», боязнь показаться глупым и смешным в своих суждениях;
5)отсутствие критического мышления, опасение критиковать способы решения конкретной задачи другим и людьми, боязнь возмездия со стороны других;
6)завышенная оценка значимости собственных идей сравнение, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция. Анализ - это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Анализ помогает человеку понять структуру того, что он воспринимает. Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений. В каждом акте мышления доминируют либо анализ, либо синтез, которые всегда взаимосвязаны, и единство между ними выступает в процессе сравнения. Всякое сравнение начинается с сопоставления (синтеза), затем происходит анализ сравниваемых явлений, выделение в них общего и различного, таким образом, сравнение ведет к обобщению. Закономерности анализа, синтеза и обобщения есть основные специфические закономерности мышления. Сравнение - это операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Операцию сравнения можно осуществлять двумя путями: непосредственно и опосредованно. Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Абстракция - это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. С помощью абстракции человек может выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой информации, т.е. абстрагироваться от других признаков получаемой им информации. Сформированные человечеством конкретные понятия в дальнейшем используются отдельным человеком при образовании и усвоении абстрактных понятий, например, таких как: «твердость», «яркость», «мудрость», «добро» и т. д. Обобщение – соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Конкретизация - это представление чего-то единичного, что соответствует тому или иному понятию или положению. Конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и завершается каким - либо результатом.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, это предпосылка сохранения. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, в зависимости от наличия или отсутствия цели запоминания. Непроизвольное – ненамеренное запоминание (не ставится цель запомнить, не применяются никакие специальные приемы, обеспечивающие запоминание). Непроизвольно запоминаются события личной жизни. Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия, используются специальные приемы (составление плана, повторение). Запоминание делится на механическое (закрепление внешних связей путем многократного повторения) и осмысленное (установление смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала). Осмысленное – более быстрое и прочное запоминание. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т.е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же – в отсутствие объекта. Воспроизведение может быть произвольным (целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений) и непроизвольным (ненамеренное воспроизведение, когда образы всплывают сам собой).
Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.
Память- это психический процесс получения, хранения и воспроизведения человеком жизненного опыта.
Память - это одновременно психофизиологический и культурный процесс. Перед психологической наукой стоит ряд вопросов, связанных с изучением процессов памяти:
- каковы физиологические механизмы этого процесса;
- какие условия содействуют запечатлению информации;
- какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
- Существует несколько подходов к классификации памяти:
Классификация памяти по времени сохранения материала:
1.Мгновенная (или иконическая) память – это вид памяти, связанный с удержанием информации, воспринятой органам и чувств, без какой бы то ни было ее переработки; ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.
2.Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся сохранением воспринимаемой информации без ее повторения в течение (в среднем ) 20 секунд. Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого и работает без предварительной сознательной установки на запоминание. Кратковременная память связана с таким понятием, как объем кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти - показатель, характеризующий способность механически (т.е. без использования специальных приемов) запоминать и воспроизводить определенное количество единиц информации после ее однократного предъявления. Объем кратковременной памяти описывается законом Дж. Миллера и равен 7. В случае, если человеку предъявляют цифры, то он запоминает из них 8, если буквы -7, если слоги-6, если слова-5, если предложения, состоящие из 2 слов, - 4. Объем кратковременной памяти индивидуален, зависит от природной памяти человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.
Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека: сохраняется та информация, которая осознается и соотносится с актуальными потребностями и интересами человека. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство памяти, как замещение -способность вытеснять вновь поступающей информацией хранящуюся там при переполнении индивидуального ограниченного объема кратковременной памяти. При этом, как правило, остается информация, поступившая в начале и в конце, т.е. наблюдается так называемый эффект края.
3. Оперативная память - вид памяти, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и рассчитанный на хранение информации в течение заранее заданного определенного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней или месяцев. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на ее решение.
4.Долговременная память - это вид памяти, обеспечивающий хранение информации в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память хранит фактическую информацию (всевозможные законы, понятия, определения) и эпизодическую (историческую, ситуации, происходившие в данном промежутке временно конкретным человеком). В долговременную память может проникнуть и надолго сохраниться лишь та информация, которая была в кратковременной памяти. Для этого необходимо, чтобы с ней была произведена работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Одна из концепций, описывающая совместную взаимосвязанную деятельность кратковременной и долговременной памяти, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифриным. Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того как человек воспринял и запомнил данный материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения. Это свойство долговременной памяти называется реминисценцией - улучшением со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений. Обычно реминисценция происходит на второй, третий день после заучивания материала. Забывание (невозможно восстановить ранее воспринятую информацию) протекает во времени неправомерно. Опыты Г. Эббингауза показали, что наибольшая потеря информации происходит сразу же после ее получения, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Это явление носит название эффект Зейгарник - способность человека не произвольно удерживать в своей памяти и в первую очередь воспроизводить то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почтив два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.
5. Генетическая память - вид памяти, позволяющий хранить информацию в генотипе, передавая и воспроизводя ее по наследству. У человека данный вид памяти слабо выражен. Генетическая память человека - единственный вид памяти, на который невозможно оказывать влияние через обучение.
II. Классификация памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору:
Зрительная память- память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью обладают люди с развитым воображением. То, что человек зрительно может себе представить, как правило, легче запоминается и воспроизводится.
Слуховая память - это память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением различных звуков (музыкальных, речевых). Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая память, которая выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а)запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.
Двигательная память - это память, связанная с запоминанием и сохранением, а при необходимости и воспроизведением с достаточной точностью многообразных сложных движений. Данный вид памяти участвует в формировании спортивных, художественных, трудовых умений и навыков.
Эмоциональная память - память, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства и переживания. Эмоциональная память участвуете работе всех видов памяти, особенно проявляясь в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания информации - то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без труда и на длительный срок. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют у человека в процессах запоминания и воспроизведения информации, выделяют индивидуальный тип памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. «Чистые» типы памяти, в смысле без условного доминирования одного из перечисленных, крайне редки. Наибольшего развития у человека достигают те типы памяти, которые чаще всего им используются в профессиональной деятельности. Ш. Классификация памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:
Произвольная память -память, предполагающая постановку задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Непроизвольная память-память, предполагающая запоминание и воспроизведение, осуществляемое автоматически без волевых усилий, без постановки специальных мнемонических задач. Непроизвольное запоминание во многих случаях превосходит произвольное. Лучше не произвольно запоминается информация, выступающая в качестве цели осуществления деятельности, связанная с умственной или практической работой человека, и имеющая для него большое значение.
Внимание – это избирательная направленность сознания субъекта на объект, ее сохранение и поддержание в течении определенного периода времени; это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации поступающей через органы чувств, и игнорирование другой; это ограничение поля сознания.
Внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур и включено во все психические процессы, выступая как их необходимый момент. Внимание необходимо рассматривать как компонент сознания.
В жизни человека внимание выполняет ряд различных функций:
- активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;
- способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями;
- сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или предмете деятельности;
- обеспечивает направленность и избирательность психических процессов;
- позволяет быстро ориентироваться в окружающей действительности.
Выделяют следующие виды внимания:
1. Непроизвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается независимо от сознания человека (деятельность захватывает человека сама по себе)
Причины возникновения: характер раздражителя: его сила и интенсивность; качество раздражителя: его занимательность, увлекательность, новизна; длительность раздражителя: его прерывистость; соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию (потребностям человека); направленность личности и влияние прежнего опыта (знаний представлений о реальности, навыков и привычек).
2. Произвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается под влиянием принятых решений и поставленных сознательных целей. Это внимание есть проявление воли человека, возникает в процессе сознательной деятельности. В случае произвольного внимания человек осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из мотивов, направляя свое внимание на удовлетворение другого.