Динамика расстройства привязанности детства
Таблица 5
Возрастной диапазон | П р и з н а к и |
От 2 до 5 месяцев От 5 до 8 месяцев Старше 8 месяцев | Отсутствует слежение взором за перемещающимися объектами и лицом матери; при обращении к ребенку он не отвечает социальной улыбкой. У ребенка нет простой манипулятивной игры; он не требует взять себя на руки; с его стороны не наблюдается стремление установить невербальный контакт со взрослым. Отсутствуют явные поведенческие признаки привязанности ребенка к родителям. |
Диагностика расстройства привязанности детского возраста F 94.1
Состояние ребенка должно соответствовать следующим признакам:
А. Начало наблюдается в возрасте до 5 лет.
Б. В разных социальных ситуациях отчетливо прослеживаются противоречивые или амбивалентные социальные реакции.
В. Высокая тревожность, аутизация, агрессивные реакции на свой дистресс, нарушения с утратой эмоционального реагирования ребенка на обращение к нему, высокий для возраста ребенка уровень бодрствования.
Г. Сохранная способность к социальному взаимодействию со здоровыми взрослыми.
Д. Состояние не соответствует критериям общих расстройств развития (F 84).
Дифференциальная диагностика
Диагноз устанавливается при обязательном наблюдении специалистами за взаимоотношениями родителей и ребенка в домашней обстановке. Соответствующими методами исключаются нарушения зрения и слуха.
Диагностические различия
Таблица 6
Т и п ы р а с с т р о й с т в | ||
А у т и з м | Умственная отсталость | Расстройство привязанности |
Отсутствуют выра-женные нарушения ухода за ребенком со стороны родите-лей; при перемеще-нии ребенка в бла-гоприятные соци-альные условия его состояние не улуч-шается. | Очевидная дефицитар-ность познавательных функций и низкие пока-затели интеллекта для данного возраста ребен-ка. | Игнорирование родителями потребностей ребенка; жесто-кие наказания. При измене-нии семейных условий вос-питание с перемещением в иную социальную среду со-стояние ребенка заметно улучшается. |
Лечение
Семейная психотерапия, постоянные наблюдения социального работника за семьей с консультированием по уходу за ребенком дают положительные результаты, если диагноз поставлен правильно. При отсутствии терапевтического эффекта диагноз вызывает сомнение. При тяжелых нарушениях возникает необходимость госпитализации ребенка с изоляцией его от родителей, а в исключительных случаях ставится вопрос о лишении родительских прав в интересах ребенка.