Социальные и психологические проблемы семей, имеющих инвалидов.
В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, семей, имеющих инвалидов, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании.
Инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами . Однако изменение социального статуса инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.
? Причины возникновения социальных проблем инвалида и их семей – это социальные проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды и т.д.
? Социальные и психологические проблемы семей, имеющих инвалидов
1.Социально-медицинские:
- проведение амбулаторного лечения;
- проведение медицинских экспертиз;
- устройство в специализированные медико-реабилитационные центры;
- медикаментозно-лечебное обеспечение;
- социальный патронаж;
2. Социально-психологические:
- самореализация;
- психические расстройства;
- депрессивное состояние;
- не востребованность обществом;
- комплекс неполноценности;
- страхи;
- замкнутость;
- адаптация к окружающему миру;
- потребность в общении.
3. Социально-педагогические:
- обучение;
- изоляция в домах-интернатах, специализированных учебных заведениях;
- ограниченный круг общения;
- проблема межличностных отношении;
- формирование самооценки;
- чувство внутреннего дискомфорта.
4. Социально-правовые:
- правовая неграмотность;
- получение льгот, пенсий;
- оформление инвалидности;
- плохая законодательная база;
- не знание о службах, оказывающих юридическую помощь.
5. Социально-экономические:
- материальное обеспечение;
- низкий уровень жизни.
6. Социально-бытовые:
- жилищные условия (этажность, не благоустроенность жилья);
- недоступность архитектурной среды;
- телефонной связи;
- доставка продуктов, медикаментов;
- организация досуга;
- нуждаемость в уборке квартиры, ремонте;
- нехватка технических средств.
Трудоустройство.
- профессионально-трудовой,
Социального обслуживания.
- медико-социальный,
- социально-психологический,
- социально-ролевой,
- социально-бытовой,
- социально-правовой.
Социальная реабилитация инвалидов и их семей должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки, работники специализированных (медицинских, социальных, реабилитационных и др.) учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и их нуждам. В такой ситуации, к которой семья, оказывается совершенно неподготовленной, она нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в ее конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.
Задание 3
Изучив материал теоретического конспекта лекции:
А) Заполнение словарика новой терминологией.
Понятия и термины, используемые при изучении темы Раздел 2. Участие в реабилитационных мероприятиях Тема 2.2 Медицинские аспекты инвалидности.
Заполнение словарика новой терминологией.
Термины/понятие | Определение |
Здоровье | |
Инвалид | |
Инвалидность | . |
Ограничение жизнедеятельности |
Б)Ответить вопросы по самоподготовки
Вопросы для самоподготовки студента