Методические рекомендации по составлению рецензий
Рецензия (лат.: обзор, осмотр) – статья, целью которой является критический разбор, анализ какого-либо произведения. Задача рецензии – помочь читателю понять и полюбить произведение.
Цель предлагаемого самостоятельного задания – развитие навыков письменной и устной речи, навыков литературоведческого анализа произведения, навыков аргументации, развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, формирование читательской компетенции.
На уроке литературы для рецензирования предлагаются произведения Куприна А.И., Бунина И.А., Платонова А.П. и других авторов по выбору согласно Рабочей программе по дисциплине.
3.1 Этапы работы
3.1.1 Подбор и изучение информации по произведению.
Используя «Методическое пособие для самостоятельного освоения дисциплины «Литература», учебники и учебные пособия, критические статьи, названия которых указаны в Рабочей программе дисциплины, студенты изучают идейно- художественную характеристику выбранного произведения и основные этапы творчества авторов.
3.1.2 Составление текста рецензии
На основе прочитанного полученные сведения обобщаются в виде статьи с опорой на вопросы (план):
- Когда написано произведение, кто его автор?
- Какие обстоятельства жизни автора в это время вам известны?
- Какова основная тема произведения?
- Кто главный герой (герои): его характер, взаимоотношения с окружающими, с природой, каковы его поступки? Приведите примеры.
- Какое чувство у вас вызывает герой? Почему? Приведите примеры.
- Какую проблему поднимает автор?
- Как развивается сюжет произведения? Какова композиция?
- К каким выводам приходит автор в финале произведения? Согласны ли вы с ним?
- Каковы художественные достоинства произведения: язык, стиль, жанр? Легко ли читается? Всё ли интересно, убедительно, понятно?
- Какие образы других искусств (музыки, живописи) вы вспоминаете, читая это произведение?
- Ваши рекомендации: кому советуете почитать?
3.2 Советы рецензентам
Избегайте длинных, высокопарных фраз, используйте «мы»-подход, старайтесь аргументировано выразить своё отношение, приводите примеры и цитаты из произведения, выделяйте каждую новую мысль абзацем. Придумайте для своей рецензии название. Рецензия оформляется на отдельном листе формата А4.
3.3 Критерии оценки рецензии: при оценке учитывается соответствие заданным вопросам (плану), отсутствие грамматических и стилистических ошибок, убедительность аргументации. Оценка выносится после совместного обсуждения на уроке.
3.4 Пример текста рецензии
Любил когда-то я девчонку…
Рецензия на новеллу И.А.Бунина «Руся»
Бывает, наступают такие времена, когда хочется окунуться в своё прошлое, вновь испытать самые прекрасные минуты в жизни. Именно это состояние пытается передать нам И.А.Бунин в новелле «Руся», написанной в 1927 году. Автор в это время уже жил в изгнании испытывал мучительную ностальгию. Возможно, поэтому сюжет произведения связан с русской деревней.
В рассказе Бунин затрагивает тему любви. Главный герой - без имени: ОН- бывший репетитор в дачной усадьбе. Она – Маруся (Руся) – милая русская девушка «длинная коса на спине, смуглое лицо с тёмными родинками…». Оба героя вызывают у нас, скорее, печаль: Руся изменяет своей любви из-за взбалмошной матери, Он – с позором выгнан из усадьбы и живёт теперь с «…одной богатой дамой…».
Автор поднимает проблему несостоявшейся любви и приходит к выводу о том, что герои сами виноваты в случившемся. Своей безответственностью они разрушили красивое чувство. Он ничего не сделал, чтобы защитить свою любовь. Руся находится под жёстким влиянием матери. Единственное, что осталось в их жизни – воспоминания, «…перелески, сороки, болота, кувшинки и простое имя –Руся».
Мы считаем, что несмотря на пережитые в разлуке с Русей 20 лет, Он по-прежнему её любит, помнит и никого не будет любить так, как её. «Возлюбленная нами как никакая другая возлюблена не будет».
В новелле всё убедительно, она написана просто, хорошим красочным языком. К несомненным достоинствам новеллы относится ясность сюжета и композиции. Новелла рисует в воображении картину ещё одной встречи героев.
Рекомендуем почитать новеллу «Руся» широкому кругу молодых людей.