Восприятие как акт извлечения информации
Восприятие есть акт извлечения информации из структур светового потока. Этот акт предполагает активность субъекта – прежде всего двигательную (для выявления инвариант). Акт извлечения информации связан с мотивацией человека.
13)Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А. Пономарева.
Пономарев. Взаимоотношения осознанного и неосознанного в мышлении. Любое предметное действие неоднородно. Продукты деятельности:
Ø ПРЯМОЙ ПРОДУКТ. Он осознаваем и получается в результате успешного целенаправленного действия.
Ø ПОБОЧНЫЙ ПРОДУКТ. Это результат, который не был предусмотрен в сознательной цели. Он неосознаваем.
И прямой и побочный продукты деятельности отражаются субъектом, только побочный продукт нельзя описать словами (вербализовать), но он также оказывает влияние на деятельность.
Перевод побочного продукта в основной (далее – переориентировка); факторы:
- Простота задачи-подсказки
- Простота основной задачи
- Малая автоматизированность способа действия, которым выполняется подсказка
- Обобщенность способа, в который преобразуется побочный продукт
- Незначительная мотивация субъекта по отношению к прямому продукту
Пономарев: мышление – ориентировка и переориентировка (см. выше). Ориентировки:
o Ориентировка, опирающаяся на отражение прямого продукта.Испытуемый уверен в правильном решении задачи, всегда способен дать правильный отчет о своих действиях, успех ориентировки не зависит ни от повторов подсказки, ни от времени между подсказкой и основной задачей.
o Ориентировка, опирающаяся на отражение побочного продукта. Все наоборот.
По Пономареву: «Творчество – не только феномен человеческой деятельности, но и поведение животных, и свойство материи. Любой процесс развития можно рассматривать как творчество, что не следует отождествлять с творческой деятельностью.
Творческая деятельность – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые, по крайней мере, для субъекта деятельности, результаты.
14)Исследование процессуальной стороны мышления в школе С.Л. Рубинштейна.
Мышление – опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление – деятельность субъекта, взаимодействующего с объективным миром. Мышление потому и является процессом, что оно есть непрерывное взаимодействие человека с объектом.
Фазы мыслительного процесса:
- Осознание проблемной ситуации. Постановка проблемы – мыслительный акт, который часто требует большой и сложной работы.
- Разрешение проблемы. Поиск возможных решений.
Процесс мышления:
ü Сравнение – это та конкретная форма взаимосвязи анализа и синтеза, посредством которой осуществляются эмпирическое обобщение и классификация. Сравнение часто является первичной формой познания.
ü Анализ - мысленноерасчленение предмета на части, но правильный анализ является анализом не только частей, но их связей и отношений.
ü Синтез - соотнесение, сопоставление, всякое установление связи между различными элементами. Синтез объединяет части, полученные путем анализа, по-новому.
Анализ и синтез неразрывно связаны. Основным психологическим процессом мышления при решении задачи является «анализ через синтез». Этот процесс рассматривается как универсальный, позволяющий вскрыть внутренние механизмы мышления субъекта и, в частности, выделить психологические стадии процесса решения задачи.
ü Абстракция - это выделение, вычленение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных; этоспецифическая форма анализа, форма, которую анализ приобретает при переходе к дискурсивному мышлению (оно же словесно-логическое или абстрактно-понятийное). Дискурсивное мышление – это процесс логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль, обусловлена предшествующей.
ü Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящих в выделении, фиксации относительно устойчивых свойств предметов и их отношений.
Абстракция и обобщение – две взаимосвязанные стороны единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях.
15)Прямое измерение ощущений. Методы прямого измерения. Закон Стивенса. Метод кроссмодальных сравнений. Типы шкал.
ЗАКОН СТИВЕНСА - установленная американским ученым - психологом и психофизиологом С. С. Стивенсом формула - модификация закона психофизического основного (-> закон Вебера - Фехнера), связывающая силу ощущения с определенной степенью физической интенсивности раздражителя. Согласно ей, между рядом ощущений и рядом раздражителей физических существует не логарифмическая, как у Фехнера, но степенная зависимость: n Y = kS где Y - субъективная величина, ощущение; S - стимул; n - показатель степени функции; k - константа, зависящая от единицы измерения. Иная форма записи: n Е = kP где Е - сила ощущения; Р - физическая интенсивность раздражителя; k и n - некие постоянные. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0.3, для электрического удара - 3.5. Для обоснования закона Стивенса привлекаются данные психофизиологических исследований, но обычно результаты измерений обнаруживают весьма сильную индивидуальную изменчивость, что затрудняет однозначное доказательство преимущества обнаруживаемой этим законом степенной зависимости сравнительно закона Вебера-Фехнера.