III.4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению
Методика оргдиалога, разработанная А. Г. Ривиным в 1918 г., обрела свое второе рождение в коллективном способе обучения
(В. К. Дьяченко). Ее первоначальной целью было самостоятельное изучение деловых и научных текстов и их качественное усвоение студентами. Эта технология и ее современная модификация превращают обучаемого из пассивного слушателя в субъект учения, который высказывает свое мнение, реферирует текст, мыслит и обучает других. Методика предназначена для изучения текстов, объем которых не должен быть слишком большим (1—3 страницы) и которые объединены общей темой. Работа с психологической научно-популярной литературой, необходимая для старшеклассников, часто кажется им довольно тяжелым и скучным занятием. С помощью коллективного способа обучения ее можно превратить в интересную, состязательную и продуктивную деятельность в группе.
Так, при обучении общению можно использовать книгу Д. Кар-неги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Текст книги носит научно-популярный характер, хорошо структурирован, объединен тематически и содержит резюме по каждой теме в виде правил общения. На каждое правило предлагается отдельная статья. Для работы класс разбивается на микрогруппы по 3—4 человека, в которых каждый получает свой текст на конкретное правило. На втором этапе в микрогруппы приглашаются учащиеся с одинаковыми текстами. При работе над текстом решаются следующие задачи: научиться понимать и структурировать текст, самостоятельно работать с психологической литературой; активно овладевать изучаемым материалом (через позицию обучающего и говорящего); перейти в обучении от монолога к диалогу и полилогу; научиться извлекать максимум информации от беседы с другим, слушать и понимать другого, коллективно работать; получить навыки интеллектуального общения, активного слушания и понимания другого. Сопутствующие эффекты: развитие абстрактно-логического мышления, творческого воображения, отработка навыков публичного выступления.
АЛГОРИТМ ОРГДИАЛОГА
I этап. Индивидуальная работа над текстом в микрогруппах. Формулирование правил общения по тексту.
II этап. Обмен информацией и взаимообучение в микрогруппах. Обсуждение правил общения.
III этап. Коллективная работа над текстом в микрогруппах. Подготовка к защите текста. Формулирование правил общения.
IV этап. Групповая работа. Выступление представителя от группы. Защита правил общения. Обоснование условий и способов их использования в жизненных ситуациях. Сопоставление перечня правил общения, Предложенных группой, с авторским вариантом.
V этап. Запись правил в личных дневниках.
Контрольные вопросы
1. Какие психологические трудности старшеклассников составляют задачи работы школьного психолога?
2. В каких случаях может использоваться оргдиалог и тренинг личностного роста?
3. Можно ли использовать методику Н.Н.Толстых в новой парадигме профессиональной консультации?
Темы для семинарских занятий
1. Старшеклассник как объект психологической помощи.
2. Методика психологической помощи старшеклассникам.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте психологический портрет одного из старшеклассников в аспекте психологической помощи.
2. Проведите оргдиалог по правилам общения в своей группе, сделайте анализ эффективности методики.
3. Разработайте методику одного из занятий предлагаемого сценария тренинга личностного роста.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А, Стратегия жизни. — М., 1996.
2. Аианченко М.Ю., Овсяншн П.Е. Курс «лидерство» в школе. — Архангельск, 1995.
3. Гордой Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход// Клиентоцснтрированная терапия. — М., 1997.
4. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
5. Мудри к А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. — М., 1990.
6. Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов. — М., 1996.
7. Пряжников И. С. Подростковая профконсультация: В поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. — 1996. — № 1.
8. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1999.
9. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1989.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1995.
Раздел IV
МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ
В СЛУЧАЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЗАПУЩЕННОСТИ
Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. — Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей. — Принципы ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей. — Методика психологической помощи социально и педагогически запущенным детям.
IV.1.1. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я».
Это состояние обусловлено социально-педагогической ситуацией развития, характеризующейся неадекватной социальной активностью ребенка, с одной стороны, и дезинтегрирующим влиянием воспитательного микросоциума на процессы социализации и индивидуализации личности, с другой.
Как правило, у такого ребенка вырабатывается объектная социальная позиция, которая не способствует развитию субъектных свойств личности. Такой ребенок больше проявляет реактивность, чем активность. Он не овладевает трудной для него ситуацией, а лишь идет у нее на поводу. Он не может справляться как с внешними (негативная обстановка в семье, конфликты в школе, несправедливое отношение педагога и др.), так и с внутренними обстоятельствами (плохое настроение, лень, отсутствие мотивации, интереса и т.д.). Впоследствии социальная позиция ребенка Преобразуется в его внутреннюю психологическую позицию.
Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных ка-
честв и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и низкий уровень субъект-ности ребенка в учебно-познавательном процессе.
У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несфор-мированности игровой рефлексии. У младших школьников несостоятельность в учении проявляется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность.
Социальный и педагогический аспекты запущенности ивзаимосвязаны, и взаимообусловлены. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, невладение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в референтных группах.
Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе.
Роль предрасполагающего фактора в возникновении и развитии запущенности детей могут играть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, актуальное состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с микросоциумом и др.
Внешние и внутренние причины обусловливают возникновение иразвитие запущенности, преломляясь в конкретной-ситуации развития ребенка при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности, относительной стойкости и длительности воздействия на ребенка, особенно в раннем детстве, и отсутствия своевременной профилактической и коррекционной работы.
Ситуация развития запущенного ребенка, как правило, оказывается неблагоприятной. Она складывается из пагубных для его развития сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции воспитанника, ими обусловливаемой.
Механизм возникновения и развития социально-педагогической запущенности детей приводится в движение противоречием между потребностью ребенка стать личностью и возможностью ею стать. Потребность ребенка в персонализации вступает в противоречие с нежеланием референтных для него общностей (сначала семьи, затем групп сверстников в детском саду и школе) принимать проявления его индивидуальности, не соответствующие социальным нормам и ожиданиям. Причем в силу специфики возраста такая
позиция сверстников прежде всего обусловлена отношением к запущенному ребенку взрослых — педагогов и родителей.
Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве, примерно с трехлетнего возраста, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразно-го поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития происходит накопление количественных признаков и проявлений запущенности, которые в силу интеграции психики переходят в качественные образования — ее симптомо-комплексы.
Социально-педагогическая запущенность является одной из самых распространенных разновидностей отклонений развития, часто перерастающих в правонарушения и другие асоциальные формы проявлений личности. Ранняя диагностика, профилактика и коррекция необходимо обусловлены их упреждающим значением для развития личности, онтогенетическим значением периода детства и более высокой эффективностью воспитательных воздействий на ребенка в детском возрасте.