Расщепление сознания

Ещё со средних веков главным признаком “одержимости демонами” священники считали расщепление сознания — когда в одном человеке оказывалось сразу несколько личностей. Эти “лишние” личности экзорцисты и называли “демонами”. Однако наука хорошо изучила этот феномен — к “нечистой силе” он никакого отношения не имеет.

В 1954 году в “Журнале социальной патопсихологии” была опубликована статья Корбета Тигпена и Харви Клекли “Случай множественной личности”, посвящённая женщине с тремя “я”. Через три года вышла и стала бестселлером книга тех же авторов “Три лица Евы”. Впоследствии выяснилось, что в Еве (на самом деле её звали Кристиной Сайзмор) пряталось ещё много других “я”. О них сама Кристина рассказала в своей книге “Я — Ева”.

Психоаналитику Корнелии Вильбер удалось выявить в своей пациентке Сибил 16 скрытых личностей. Марсия появляется, когда Сибил приходит в ярость, которую вынуждена сдерживать. Марсия дружит с Ванессой. У них схожие интересы. Они любят путешествовать, ходить в театр и на концерты, рассматривать исторические достопримечательности и покупать хорошие книги. Викки отделилась от Сибил в три с половиной года. Она знает всё о Сибил и её психических травмах и ощущает себя её защитницей. Она утверждает, что мать Сибил не её мать. Черноволосая и голубоглазая Пегги Jly тоже думает, что мать Сибил не её мать. Она уверена в себе и полна энтузиазма, но у неё много страхов. Она боится крови, холода и снега. Музыка причиняет ей боль. Два мужских “я” Сибил — Сид и Майк. Сид ассоциируется с отцом Сибил. Он так же хорош и так же ничего не знает о том, как мать издевается над Сибил. Майк ассоциируется с дедом. Он так же силён и так же агрессивен.

Молли Фэнчер называли “психологическим чудом XIX века”. По словам знаменитого французского психолога и психиатра Пьера Жане (1859-1947), её случай содержит “много поистине замечательных и интересных фактов”.

Молли Фэнчер родилась 16 августа 1848 года. Ей было два года, когда семья переехала в Бруклин. Молли была впечатлительным и печальным ребёнком. В раннем детстве ей пришлось перенести несколько психических травм: смерть матери, повторную женитьбу отца, разлуку с ним. Врач посоветовал ей заняться верховой ездой для укрепления здоровья. 19 мая 1864 года она была сброшена лошадью, ударилась головой о камень, сломала несколько рёбер, потеряла много крови. Летом 1865 года Молли возвращалась домой на конке. Когда она выходила из вагона, кондуктор слишком рано дал сигнал к отправлению. Кринолиновая юбка зацепилась за вагон, который протащил Молли по булыжной мостовой целый квартал. Шестнадцатилетняя девушка оказалась прикованной к постели, в которой оставалась до конца жизни — 51 год.

17 февраля 1866 года Молли Фэнчер потеряла зрение, через два дня — слух. Прошло ещё три дня, и она снова видела, слышала и говорила в течение получаса. Семь недель она не прикасалась к пище, после чего съела крекер и выпила ложку пунша.

Прикованная к постели, Молли призналась, что у неё возникают странные мысли и чувства. Восковые цветы стали ей противны. Ей казалось, что делала их не она, а кто-то другой. Человек, который уже умер. Затем наступил момент, когда Молли будто и в самом деле умерла, а её место заняла другая женщина, которая ничего не помнила о событиях последних девяти лет. Потом появились ещё четыре “я”, каждое из которых получило своё имя.

Если раньше в 11 часов вечера Молли обычно засыпала, то теперь в это время она входила в транс. В ней пробуждалась личность по имени Идол, враждебная её дневному “я” и портившая или прятавшая её вышивки. Солнечный луч (это имя получило дневное “я”) и Идол писали друг другу письма, причём почерки у них были разными. Розовый бутон, личность, появлявшаяся изредка с 1875 года, вела себя, как семилетняя девочка. Перл (жемчужина) была воплощением духовности. Она вела себя как прелестная девушка семнадцати-восемнадцати лет. Руби была непохожа на Перл. Это было чрезвычайно энергичное, остроумное существо. Она вспоминала о несчастье 1864 года, но не об инциденте 1865 года.

Первые глубокие исследования расщепления человеческого сознания были проведены французским психологом и психиатром Пьером Жане в восьмидесятые годы XIX века. Жане заметил, что больные, которых он называл психастениками, часто приписывают свои ощущения другим людям. “У моего мужа ужасно болит голова”, — говорит женщина, которую замучила мигрень. Человек заявляет, что он не видит дерева, но знает, что его видят другие, и правильно его описывает. Ни в чём не идущее до конца расстройство личности — общий закон психастении. Жане сравнивал психастеников с истериками, у которых всё доведено до крайности. Психастеник помнит о неприятном событии, но говорит, что оно произошло не с ним, а с кем-то другим. Истерик полностью о нём “забывает”.

Двадцатилетняя девушка в сомнамбулическом состоянии несколько раз убегала из дома. Когда припадок заканчивался, она ничего не помнила и не могла рассказать, куда и зачем уходила. Однажды, когда внимание девушки было чем-то отвлечено, Жане вложил в её правую руку карандаш, и она начала автоматически писать, не сознавая, что делает: “Я ушла из дома, потому что мама обвиняет меня в том, что у меня есть возлюбленный, а это неправда. Я не могу с ней больше жить. Я продала свои драгоценности, чтобы заплатить за билет. Я села на поезд”. Девушка подробно описала свой побег, хотя она продолжала утверждать, что ничего о нём не помнит.

В другом случае человек с параличом обеих ног в сомнамбулическом состоянии перепрыгнул с одной крыши на другую. Человек, который ничего не видит, в сомнамбулическом состоянии или с помощью автоматического письма точно описывает предметы, которые перед ним находятся. Это не чудо, а только эмоциональная “стена”, возведённая психикой человека, её-то и удаляют психологи при оказании помощи больному, излечивая его от придуманных “болезней”. Экзорцизм в таких случаях — что понятно — не только не поможет, но лишь усугубит ситуацию.

Некоторые психоаналитики считают, что, если у истерика причиной невроза стало написанное им письмо, рука, которая это письмо писала, может оказаться парализованной. Если причина невроза в чём-то увиденном, глаза, увидевшие то, что потрясло человека, могут полностью или частично потерять способность видеть. Язык, произнёсший слова, которые говорить не следовало и за которые теперь приходится расплачиваться, может опухнуть. Врач-психоаналитик стремится, чтобы больной осознал, какая психическая травма стала причиной его заболевания. Тогда произойдёт катарсис, и болезнь отступит.

В 1889 году, за четыре года до публикации статьи Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда, в которой был изложен основной принцип психоанализа, Жане описал лечение пациентки Мари, утверждавшей, что её левый глаз ничего не видит с самого рождения. Жане внушил ей, что она пятилетний ребёнок. Оказалось, что Мари прекрасно видит обоими глазами. Это наводило на мысль, что Мари потеряла зрение не раньше шести лет. Тогда Жане начал искать причину слепоты и выяснил, что однажды девочку, несмотря на её слёзы и протесты, уложили спать рядом с ребёнком, у которого левая половина лица была покрыта сыпью. В течение нескольких лет после этого случая лицо Мари периодически покрывалось сыпью. Когда сыпь окончательно исчезла, левая сторона лица потеряла чувствительность, а левый глаз — способность видеть. Жане загипнотизировал Мари и внушил ей, что у ребёнка нет никакой сыпи. Мари обняла воображаемого ребёнка, чувствительность левой стороны лица у неё восстановилась. Слепота прошла.

Суть феномена в том, что психастеник пытается отделить некоторые свои ощущения от своей личности. Он не способен от них освободиться, но они становятся для него чужими. Сознание расщепляется. От него откалываются некоторые психические элементы, которые объединяются и начинают жить своей самостоятельной жизнью. Возникает второе “я”.

В 1987 году заболевание множественной личности (multiple personal disorder) было внесено в “Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям” Американской психиатрической ассоциации. В 1998 году 24 клиники в США специализировались на лечении множественных личностей. От этого только в Северной Америке страдают около 30 миллионов человек, не подозревая об этом и ничего не делая для того, чтобы исправить положение. Согласно опубликованным в США в 1986 году данным Национального института психического здоровья, 97 процентов “множественных личностей” вспоминают о перенесённых в детстве психических травмах.

МНИМАЯ ОДЕРЖИМОСТЬ И “КОНТАКТЁРСТВО”

Итак, мы видим, что так называемые “демоны” у психастеников — это личности их собственного расщеплённого сознания, и изгонять их экзорцизмом является мракобесием. У некоторых психастеников новые Я порой оказываются экзотическими.

Раньше психастеник мог стать медиумом, в которого якобы входит “дух” и вещает из его тела. Врач Шарль Рише описал такого медиума — американку Элеонору Пайпер:

«Мистрисс П. занимает среднее положение между обыкновенными американскими медиумами и нашими французскими сомнамбулами. Магнетические пассы не погружают её в сон, но приводят непосредственно в транс; только она не впадает в него самопроизвольно, но должна для этого держать кого-нибудь за руку. В полутёмной комнате берёт она чью-нибудь руку и остаётся несколько минут спокойной. Затем у неё начинаются небольшие судорожные сокращения, постепенно усиливающиеся и оканчивающиеся слабым эпилептическим припадком. После этого она впадает на несколько минут как бы в обморок, из которого пробуждается с громким криком. Тут голос её меняется, и мы имеем перед собою уже не мистрисс П., а доктора Финуита, который говорит грубым мужским голосом и с акцентом, представляющим смесь американского диалекта с французским жаргоном негров.»

Д-р Леманн в книге “История суеверий и волшебства” (1900) заметил, что в случае с Пайпер мы имеем дело с истерией, осложнённой “переменою личности”:

«На это указывает и то обстоятельство, что мистрисс П. не всегда может по своему желанию вызвать состояние транса, но изменение личности происходит иногда помимо её воли, и когда она не ожидает, например, во сне.

Сомнамбулическое состояние, в котором она бывает д-ром Финуитом, длится от нескольких минут до часу, чаще всего около часу... Специальность д-ра Финуита состоит в том, чтобы давать заключения по поводу самых интимных дел, известных только тому лицу, которое мистрисс П. держит за руку во время транса. Сообщались поразительные рассказы о его ответах, и это было главною причиною, почему английское общество предприняло расследование дела. Сначала думали, что мистрис П. через сыщиков собирает сведения о своих клиентах, поэтому начали следить за нею, но это не повело ни к чему. Кроме того, на её сеансы приводили совершенно посторонних людей под ложными именами, но им Финуит сообщал множество сведений о их личных делах. Наконец, члены Общества психических исследований пригласили её в Англию; последовательно она жила под строжайшим надзором в Кембридже, Ливерпуле и Лондоне, где она никого не знала. Её испытывали на множестве сеансов и стенографически записывали ответы: результат был всё тот же.

Конечно, не все сообщения Финуита одинаково ценны; многие из них в большей своей части неверны. Иногда он осторожно зондирует спрашивающего и сам ставит предварительные вопросы, ответы на которые дают ему возможность ориентироваться. Несомненно, однако, что во многих случаях он отвечал на вопросы, на которые едва ли могло отвечать даже заинтересованное лицо, и при том верно, как оказывалось впоследствии. Мы не можем долго останавливаться на огромном материале, собранном о нём и его деятельности; но все данные приводят к заключению, что дело сводится к чтению и переносу мыслей...

Иностранцы, не знающие английского языка, не получили ответов от Финуита, который в свою очередь знает только по-английски. На все вопросы, которые Рише задавал своему соотечественнику и коллеге, тот отвечал неверно. Правильно было указано только имя собаки Рише, да и то с неверным произношением. Таким образом, сведения Финуита нисколько не сверхъестественны.»

В наши дни такой психастеник может стать “контактёром”, передающим “духовные послания” и искренне верящим, что его Я на время вытесняется другой, внеземной или “развоплощённой” сущностью. На Западе это называется “ченнелинг”. “Сущности”, в отличие от спиритического сеанса, не склонны дожидаться, когда их вызовут, и могут войти в “контактёра” в любой момент, независимо от его желания, как входил “Финуит” в Элеонору Пайпер.

Наверное, самый известный в мире “контактёр” — миссис Джуди (“Джей Зи”) Найт из штата Вашингтон. К ней подселился “воин” по имени Рамта, который якобы жил 35 тысяч лет назад в Атлантиде, а сейчас пребывает “на седьмом по уровню небе, выше всех духов и богов”. Через Найт он передаёт “древнюю мудрость”, которая на удивление поверхностна, но привлекает тысячи адептов, которые платят сотни долларов, чтобы “увидеть” Рамту и послушать его откровения. Рамта может часами говорить через Джуди, отвечает на вопросы, возвещает пророчества. Сама Найт при этом становится совершенно безвольным орудием в руках “духа”: её голос, жесты, поведение полностью изменяются. В свободное от общения с Рамтой время госпожа Найт вполне владеет ситуацией. Вокруг неё сложилась настоящая секта: бывшая домохозяйка держит адептов под очень жёстким контролем.

Иногда Рамта давал советы, из-за которых многие люди теряли свои сбережения. Например, в начале 1980-х годов он заявил, что всем нужно покупать арабских лошадей, и многие на этом сильно погорели. Ещё Рамта предсказывал в 1985 году Третью мировую войну, а также то, что в Турции скоро будет обнаружена гигантская пирамида, ведущая в центр Земли. Крах этих предсказаний ничуть не обескуражил Джуди Найт, и вскоре она передала новое пророчество о глобальной катастрофе и установлении в 1988 году “новой эры”. Её книги стали довольно популярны в России, где подобные случаи более редки, но тоже встречаются.

Корреспондент газеты “Советская Башкирия” Пётр Тряскин описал “контакт с инопланетянами” в 1990 году. “Внеземная сущность” по имени Иза якобы вошла в 13-летнюю девочку Олю из Уфы во время транса:

«Оля, свернувшись калачиком, легла, закрыла лицо руками. Она начала дрожать и всхлипывать. Через 1,5-2 минуты всё это прошло, она встала и деревянной походкой прошла через всю комнату, села на табуретку.

— Ну что ж, вот мы и встретились. Мне трудно управлять Олиным телом (виноватая улыбка). Почему вы молчите? Задавайте вопросы.»

Разговор с “инопланетянкой” повела мама Оли, искренне верящая, что пришельцы временно забрали душу девочки:

— А вы можете забрать и тело?

— Да, но это сложнее и трудно будет вернуть его.

— Зачем вам нужна Оля?

— Она помогает нам. Но мы стараемся, чтобы она не помнила этого.

— Сможет ли Оля лечить людей?

— Да, она уже сейчас может, но её не поймут, будут много критиковать. В 20 лет она станет очень известной.

— Кто мы для вас?

— Ну, у вас же есть муравьи, вы наблюдаете за ними, они трудяги. Примерно так же.

— Почему описываются разные инопланетяне? Так, в Испании видят инопланетян ростом 3-4 метра, красных и с ними маленьких.

— Это не мы. Судя по описанию, они с планеты Эль.

— Вы говорили, что женщины у вас занимаются женскими делами. Почему же вы пилотка?

— Дело в том, что мой отец был большой учёный, исследователь. Поэтому я захотела и смогла стать пилотом. Он уже очень старый и скоро умрёт. Хотя ему заменяли сердце, печень и почки, но они изнашиваются.

Гостью спросили, где в квартире опасные места. Она прошла к шкафу, плите, в ванную и сказала, что в этих местах проходят ядовитые токи Земли. Если человек будет находиться в таком месте в течение двух суток, то он может погибнуть.

В какой-то момент, оглядев квартиру. Оля-Иза произнесла:

— Живёте нормально, но примитивно.

Ещё несколько минут разговора, и Оля-Иза подходит к дивану, опять ложится, закрывает лицо руками. Дрожь, тело холодное. Открывает глаза. Глаза ничего не видят в течение 0.5-1 минуты. Начинает спрашивать, что было.»

Выйдя из транса, Оля сказала, что её душа была на другой планете:

«Я почти ничего не помню, лишь большой зал, от середины которого исходил свет, вдоль стен — полки, а на полках — множество колб и пробирок с разными жидкостями.»

Впрочем, Оля утверждала, что и в сознательном состоянии может телепатически общаться с пришельцами. Вот лишь некоторые отрывки из этих “содержательных” бесед, опубликованных в “Советской Башкирии” 27, 30, 31 октября, 26 и 27 декабря 1990 года:

«— Душа бессмертна или умирает?

— Бессмертна.

— Каково пространство по измерениям?

— Двенадцатимерное. Мы живём в четырёхмерном мире: длина, ширина, диагональ, половина биссектрисы угла.

— Есть ли жизнь на Луне?

— Жизнь микросуществ.

— Чьи корабли видели на Луне американцы?

— С планеты М-5432.

— Вы можете лечить людей?

— Да. Все без исключения.

— Вы лечите по выбору или по просьбе человека?

— Наше желание — вылечить всех, но не все соглашаются.

— Я бы хотел избавиться от близорукости, это возможно? (спросил журналист. — Авт.)

— Да, но вряд ли вы согласитесь.

— Это связано с риском?

— Да. Чтобы устранить дефект, вам придётся пройти около 50 сеансов — чтобы поправить ваше биополе для контактов с нами.

— Как я должен поступить, если соглашусь с вами?

— Вам не надо ничего делать. Мы будем проводить сеансы незаметно для вас.

— Как дать знать, что я готов к этому?

— Мы сами узнаем.

— Возможно ли общение живых людей с мёртвыми?

— Да. Через медиума.

— Спиритизм — это хорошо или плохо?

— Плохо.

— Души не надо тревожить?

— Да, но с ними можно общаться.

— У уфологии существуют две гипотезы по НЛО. Инопланетная и параллельных миров. Какая из них правильная?

— НЛО исключительно с других планет.

— Куда делся “Фобос-2”?

— Сейчас он находится в нашей галактике на исследовании. Пусть это вас не тревожит. Мы вернём его обратно.

— Какой будет судьба Ельцина?

— Он смело выдержит натиск людей, которые настроены против него. Мы наблюдаем за его деятельностью. Он может направить будущее в благоприятную сторону.»

Какие времена, такие и вопросы. Сеанс продолжается:

«— Из какой субстанции вы состоите — белковой или энергетической?

— Атомно-энергетической.

— В каком мире находится душа Ленина?

— В земном — параллельном. Он тоже ведёт за вами наблюдение.

— Радует ли его то, что сейчас происходит в нашей стране?

— Он считает, что это положительно и что ваша страна должна была пройти через такое.

— Согласен ли он с критикой в свой адрес?

— Да — каждому человеку свойственно ошибаться.»

Дальше — больше:

«— Вы знаете планету Зоне? (планета, с которой якобы происходил полтергейст Кики из Болгарии, о котором мы также упоминали. — Авт.)

— Да, она из галактики “Штысов-8”. Её жители высокого роста. Пропорции тела: маленькая голова, крупное туловище, длинные руки и ноги. Каждые 3 из 4 посещений Земли — с планеты Зоне.

— Все ли инопланетяне добры? Есть ли злые цивилизации, которых следует опасаться?

— Есть, тринадцать. Они не покидают пределы своих галактик.

— Правда ли, что Дева Мария покровительствует России?

— Нет.

— У вас такие же души, как у нас?

— Да.

— Существует ли союз космических цивилизаций?

— Да.

— Причина гибели Ю.А. Гагарина?

— Он не погиб. Он на планете К-3805. Мы вернём его.

— Вы хотите вернуть его живым?

— Наверняка.

— А Серёгин погиб?

— Да.

— Кто такой йети?

— Это человек “пассивный”, т.е. не эволюционировавший.

— В каком году земляне смогут увидеть планету Свирагжа? (планету, на которой “живёт Бог” — судя по ответу, болтающуюся где-то в Солнечной системе. — Авт.)

— В 2005 году в течение 2,5 секунды. Её увидят не более десятка землян.

— Кто такие домовые?

— Это магические силы космоса, существа из микромира.

— Существует ли машина времени?

— Нет.

— Действительно ли существует магическая сила креста?

— Да, существует.

— Из какой субстанции состоит душа?

— Тонкая атомно-молекулярная ткань. Находится в каждой клетке организма.

— Может ли душа погибнуть?

— Нет. Душа вечна.

— А души изуверов, садистов?

— Они уничтожаются.

— Есть ли душа у животных?

— Обязательно.

— Что такое Тунгусский метеорит?

— Метеорит.»

Комментарии здесь излишни: девочка попросту общалась со своим другим “я”, не превосходящим по развитию изначальную личность. Смысла тут не больше, чем в диалоге между “демоном” и экзорцистами 20 ноября 1618 года в церкви Нотр-Дам-де-Грирсон. Ответы эти зависят от вопросов и предубеждений как вопрошающих, так и отвечающей:

«Дух начал говорить с большим трудом устами одержимой, и мы стали допрашивать его следующим образом: как его зовут, откуда он пришёл и из какой области? Поскольку ему было приказано силой Господа, он отвечал, что его зовут Маонин, он из третьей иерархии и второго чина архангелов, и что его местообитание, прежде чем он вошёл в тело одержимой, было в воде.

Когда его заставили сказать, какой святой на небесах является его противостоятелем, он ответил, что это св. Марк Евангелист. Когда его допросили о том, из какого места он родом, он назвал город Безьер в Лангедоке, на испанской границе... Когда его спросили, в какой день он вошёл в тело, он ответил, что это случилось в третий четверг после Пасхи, в месяце марте, когда вышеупомянутая одержимая находилась в городе Ажене. Когда его спросили, как долго длилось околдовывание, он ответил, что в течение двух лет.»

расщепление сознания - student2.ru

Иисус Христос изгоняет бесов из одержимого. Средневековая гравюра

Однако есть и другие контактёры — истинные. Это люди, у которых проблемы с психикой начались из-за действительного контакта с НЛО или иной нежитью. Их сегодня немало, как немало было и всегда в древности — ибо нет ничего нового, всё уже было.

Что кажется самым важным: эта “одержимость” истинных контактёров является, как у обычных психастеников, следствием психической травмы, вызванной контактом с НЛО, — или действительно НЛО при контакте внедрил в сознание такого человека некоего “демона” как элемент внешних сознанию сил?

Ответить на такой вопрос трудно. Сам прямой контакт с “пилотами” НЛО — уже глубокая психологическая травма, так как он осуществляется в рамках “искажённой реальности” и задействует психику человека в неестественной форме. Многие очевидцы, на которых падал “луч НЛО”, потом неделями страдали от странных снов, в которых снились “пришельцы” и звали с собой.

С другой стороны, нельзя исключать возможность, что силы, стоящие за нежитью и феноменом НЛО, могут контролировать сознание людей не только время от времени, как в американских “эпицентрах”, но и постоянно. С точки зрения информатики — это лишь форма удалённого доступа. Но следует заметить, что даже в таком случае экзорцизм с его святой водой и распятием будет бессилен.

А как быть с представлениями Церкви и оккультистов о том, что демоны — это якобы некие “сущности без тела”, которые обитают то ли в астральном мире, то ли в мире “потустороннем” и норовят влезть в сознание человека — подобно глисту-паразиту?

Увы, научная картина мира отвергает такую возможность. Для существования личности нужно сознание — а сознание способно существовать только на каком-то носителе (будь то мозг или компьютер). Сознание без своего носителя так же невозможно, как и работа компьютера без процессора. Поэтому у всякой сущей личности (будь ею даже демон) — должен быть свой носитель сознания. И тут возникает вопрос: если у гипотетического демона уже есть свой носитель сознания — то зачем ему “переходить” на носитель человека, бросая свой (и куда бросая)? С другой стороны, если (предположим!) у демона как “блуждающей невесть где сущности” нет носителя сознания — то зачем в таком случае он его обретает в виде сознания человека — ведь может вполне обходиться без носителя?

Ясно, что представления о “сущностях без тела” возникли на основе ошибочных представлений о бессмертии души — ибо она функционально тоже в таких взглядах оказывается “сознанием без носителя”, полным аналогом демона. Однако эти представления опровергаются в том числе самой реалией расщепления сознания.

Если, скажем, в человеке живут одновременно хорошая личность № 1 и плохая личность № 2, то первая должна попасть в рай, а вторая в ад. Что означает, что в человеке живут две разные души. Это в принципе невозможно, согласно религиозным представлениям. Мало того, а как быть с бессознательным человека? Ведь оно — и есть та платформа, на основе которой попеременно сосуществуют разные личности. У нормального человека существует вместе с бессознательным и одно “я”, одна личность. Все они вместе религией и именуются “душой”. Но когда у человека два “я” (две личности), то возникает вопрос — где же душа среди трёх существующих элементов такого сознания: двух “я” и бессознательного? А если в таком случае предполагать, что душой является всё-таки бессознательное, а не множественные “я” (коих могут быть и десятки), то за что тогда его судить Страшным судом — если оно личностью не является и никаких поступков, плохих или хороших, не совершало?

В общем, это для религии полный тупик. Что касается демонов как “блуждающих сущностей” — то их нет. Для работы “я” нужен не только носитель в виде мозга-процессора, но нужно вообще тело с его органами чувств — для взаимодействия с окружающим миром. Личность без такого контакта с миром — и не является “я”, она — ничто. Однако у теологов демоны не имеют своего тела и потому, якобы, жаждут влезть в тело человека. Каким же образом нечто, не имеющее никаких органов чувств, может совершать какие-либо действия? Теологов этот принципиальный вопрос не смущает.

Что же касается экзорцизма, то он чаще вредит и лишь редко помогает — но и в этих случаях экзорцизм является лишь “знахарским средством” лечения психастеников, с чем куда как профессиональнее справились бы психиатры.

Наши рекомендации