Задания на обсуждение реальной жизненной ситуации ребенка
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ СМЕРТИ
«Планеты» (в том числе «планета мертвых»)
Упражнение описано на с. 93.
Саша, 7 лет.
— Пусть у нас будут такие планеты: Земля — там живут ленивцы, не любят делать уроки, гуляют, ничего не делают; Щипалка — там люди любят щипаться, в школу редко ходят; Трудолюбивость — там все ходят в школу. Получают заслуженные отметки; планета Злости — там, если даже только дотронешься, сразу начинают драться; планета Страха (стал кашлять) — там живут чудища.
— Куда сначала полетим?
— Сначала полетим на соседнюю планету Страха.
На этой планете Саша многократно пугает и пугается. Используются страшные маски.
— Давай теперь полетим на мою планету. Это будет планета смерти.
— Давайте.
На этой планете Саша и консультант пугают и пугаются еще сильнее.
«Гибель злого дракона»
Ассистент играет роль злого дракона, который нападает на город. Ребенок сражается с ним, потом побеждает его. Ведущий предлагает похоронить его и вместе с ребенком осуществляет это. Затем ведущий и ребенок «идут погулять», дракон в это время оживает и снова нападает на город. После двух повторений ведущий предлагает поменяться ролями. Ассистент становится героем, а ребенок — драконом. Теперь он погибает и оживает. Затем снова происходит смена ролей. Ребенок окончательно побеждает дракона, похороны при этом уже не производятся. Ведущий и ассистент кричат: «Ура победителю!» — и, если позволяет вес ребенка, качают его. (Для игры необходим ассистент.)
«Жизнь после смерти»
Разыгрывается смерть ассистента, его хоронят, и он после своей смерти отправляется жить на другую планету. Родственники — ребенок и ведущий — сначала плачут, но потом решают отправиться на его поиски. Сначала они попадают на страшную планету и, испугавшись, улетают оттуда. Затем прилетают на планету, где живет ассистент. Они встречаются с ним, радуются и беседуют. Ведущий при этом задает такие вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Где лучше жить — на Земле или здесь?», «Можно ли к тебе прилетать чаще?». Ассистент отвечает, что ему здесь очень хорошо, хотя он скучает о тех, кто остался. Правда, он может в волшебный бинокль видеть всех людей, которых он очень сильно любит. Может также давать им мысленные советы. Люди на Земле иногда сами не замечают, как у них появляется та или иная умная мысль. А оказывается, некоторые мысли посылают им их ушедшие родственники. Поговорив с ассистентом, ведущий и ребенок прощаются с ним и возвращаются домой. (Для игры необходим ассистент.)
Алеша, 8 лет.
Сказал, что хочет, чтобы хоронили его. Затем он отправляется на другую планету. Когда к нему прилетают родственники, он решает испытать их, проводит в самую страшную комнату своего дома и пугает страшными масками. Говорит, что жить ему было лучше на Земле, но он и сейчас не жалуется. Отсюда он может видеть любую точку Земли, любых людей, их занятия, а на Земле это невозможно.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
«Как я был маленький»
Ребенку предлагают вспомнить какой-нибудь случай из своего детства и нарисовать его.
Алеша, 8 лет (переживает смерть отца, разговор об этом заходит впервые):
— Я буду рисовать пикник. Я туда ездил со своим папой. У папы на багажнике продукты.
— А мама где?
— Она уехала вперед и уже разбирает продукты. Еще с нами ездил мой друг Ренат. Мы с папой были в хороших отношениях.
— Ты скучаешь по таким пикникам?
— Да.
— А мама скучает по папе?
— Да, наверное.
— Вы с ней говорите об этом?
— Нет, не говорим.
— А ты хотел бы?
— Нет, потому что становится грустно.
— А на рыбалку вы с папой ходили?
— Да. Мы ловили рыбу и жарили на костре.
— А еще куда вы ездили?
— В Финляндию и «Макдоналдс». С папой было интереснее.
— Ты о нем часто думаешь?
— Нет. Утром или вечером или как вспомнится.
— Это здорово, что ты о нем думаешь. Значит, ты помнишь его.
— А вы знаете, мне папа часто помогает. Вот обижают ни за что, а папа помогает. Папа всегда меня учил, что если тебя ударяют, не надо обращать внимания. Или вот — когда страшно.
— Ты знаешь, у меня тоже бывают страхи. Но у меня нет такого помощника, как твой папа, который всегда придет тебе на помощь.
— Да, мне с папой повезло, он у меня очень хороший. На этом занятие заканчивается.
«Как это было»
Ребенок рассказывает ведущему несколько приятных теплых воспоминаний об умершем родителе, а затем рисует «фотографию» самого приятного воспоминания.