Сущность внимания и его виды.
На человека воздействует огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те, которые являются наиболее значимыми. Отбор существенных раздражителей носит направленный, избирательный характер и зависит от ряда условий. Основное из них – отношение человека к выполняемой им деятельности, к ее содержанию. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека и составляет функцию внимания. В психологии под вниманием обычно понимаются направленность и сосредоточенность человека на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение, при одновременном отвлечении от других.
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы личности, то есть внимание проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания: при восприятии чего-либо; в ходе мыслительных операций; при речевом общении; при запоминании, воспроизведении и т.д. Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не вовне, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от сенсорного. Когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания, а лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Предметом внимания может выступить внешний мир, на которой направлен акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ действий, поступка. Внимание не может быть беспредметно. В раскрытии физиологических основ внимания особенно большая заслуга принадлежит отечественным физиологам И.М. Сеченову, И.П. Павлову и А.А. Ухтомскому [2, с.11]. Согласно взглядам Сеченова И.М., внимание человека имеет рефлекторный характер. Всякий рефлекс, считает он, вызывается определенным воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. И.П. Павлов высказал предположение, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса, который он оценивал как важнейший механизм, лежащий в основе внимания. При возникновении внимания к какому-либо раздражителю электрическая активность, вызываемая в коре головного мозга, усиливается, а при отвлечении внимания – ослабевает. Таким образом, внимание связывается с ретикулярной формацией – анатомически и функционально обособленной нервной тканью, которая отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, пропуская их в кору головного мозга. Благодаря этому совершается отбор стимулов, достигающих зону ясного сознания.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет так же много различных функций. 1. Отбор значимых и игнорирование побочных воздействий. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы. 2. Сохранение в сознании образов до тех пор, пока не будет достигнута цель. В. способствует целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. 3. Регуляция и контроль деятельности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
В психологии различают два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное. Это деление внимания на виды производится с точки зрения двух критериев: наличия или отсутствия сознательной цели и волевого усилия. Психологи употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным (когда отсутствует усилие со стороны человека, направленное на сосредоточение на объекте), в других эмоциональным (когда есть связь между объектом внимания и переживаниями, потребностями личности, связанными с этим объектом). Непроизвольное внимание является первичным процессом, оно свойственно не только человеку, но и животным и осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов. В таком случае, говоря о сосредоточении сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя, говорят о непроизвольном внимании. Раздражитель, превращаясь в объект внимания, обладает некоторыми качествами. Во-первых, привлекает внимание человека более сильный раздражитель. Вызывает непроизвольное внимание темп речи, измененная интонация, внезапный шум, хлопок, выразительная речь приковывает внимание своей формой. Во-вторых, вызывает не произвольное внимание новизна раздражителя. При этом важное значение имеет замена старых игрушек на новые, не слишком частое использование наглядных пособий, смена картинных галерей выставок. В-третьих, вызывает внимание начало и прекращение действия раздражителя. Вызывают непроизвольное сосредоточение внимания предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи). Интеллектуальные, эстетические и моральные чувства имеют большое значение для возникновения непроизвольного внимания.
Активное и волевое внимание являются идентичными понятию произвольное внимание. Произвольное внимание сознательно направляется и регулируется объектом в соответствии с решаемыми им задачами. Л.С. Выготский рассматривал внимание как продукт социального развития, как процесс, опосредствованный внешними стимулами и направляющей функцией речи. Он подчеркивал роль слова в процессах внимания, а так же единство внимания и мышления. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, но и в большей мере на том, что должно делаться. Следовательно, психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой целей деятельности и волевым усилием. Разновидностью произвольного внимания является возникающее на его основе послепроизвольное, которое так же носит целенаправленный характер и в тоже время уже не требует вольного напряжения, то есть возникает как бы «второе дыхание». Оно характеризуется самой высокой сосредоточенностью и составляет необходимое условие успешной деятельности. Послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным внимание, но между ними есть существенное отличие. Послепроизвольное возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости не чувствуется напряжения. Выделяя виды внимания, надо учитывать, что это деление условно: нельзя четко различать виды внимания, так как они взаимосвязаны и переходят друг в друга. По этому необходимо, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное, а, с другой, формируя познавательные интересы переводить произвольное внимание в непроизвольное. Первое должно опираться на осознание значимости задач, на чувство долга, на ответственное отношение и дисциплину; второе – на познавательный интерес.
Свойства внимания.Внимание у разных людей и у одного и того же человека, но в различное время и в разных условиях отличается некоторыми особенностями, или свойствами, от которых зависит протекание психических процессов, а так же сама деятельность человека. Качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Человеку со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, человеку с сильной нервной системой они даже повышают концентрацию внимания. Характеризуя внимание, обычно различают такие его свойства: объем, распределение, концентрация, переключаемость, устойчивость. Объем внимания определяется тем количеством объектов, которые одновременно могут быть в поле внимания в ограниченный отрезок времени. Благодаря этому свойству обеспечивается быстрое и глубокое понимание целого. Объем внимания возрастает, если воспринимаемые объекты сгруппировать или расположить в определенной системе. Хотя увеличение объема внимания путем группировки предметов не должно идти в ущерб его распределению. Правильное сочетание группировки с распределением внимания между отдельными элементами целого тесно связано с развитием познавательных процессов: восприятия (отношение части и целого), мышления (отношение общего и единичного). Распределение внимания выражается в способности человека одновременно удерживать в сфере внимания несколько объектов, видов деятельности или действий. Обычно внимание сосредоточивается на каком-либо одном объекте. Физиологически это объясняется существованием только одного очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. У человека воспитывается умение распределять внимание. Это происходит в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности. Концентрация внимания или сосредоточение внимания на одном объекте способствует углубленному изучению объекта. В разных видах деятельности внимание обычно протекает с различной степенью интенсивности. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Концентрация тесно связана с объектом внимания и распределением. Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности. Различия же в степени интенсивности внимания в значительной мере зависят от значимости объекта, интереса к нему и т.п. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой определяется переключаемостью внимания. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности объекта деятельности к лично более значимому. Физиологическая сущность переключения – торможение существовавшего оптимального очага возбудимости и формирование нового. Таким образом, переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов – от быстроты смены возбуждения и торможения, а также от характера объектов. Устойчивость внимания определяет, насколько прочно сохраняется общая направленность внимания в течение длительного времени. Устойчивость предполагает смену объектов и характера действий при сохранении общей целенаправленности в работе. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлечение, которое выражается в колебаниях внимания. Частые колебания внимания в небольшие промежутки времени (1-5 сек) не оказывают заметного внимания на его устойчивость при выполнении сложной и интересной деятельности. Но через 15-20 мин колебания внимания приводят к непроизвольному отвлечению внимания от объекта.
Внимательность как свойство личности.Важное условие успеха человека в любой деятельности – формирование внимательности как черты личности. Внимательность проявляется в умении быть сосредоточенным, подмечать различные состояния окружающих и т.д. Состояние обостренной внимательности возникает у человека, попадающего в новую, необычную для него обстановку. Для него характерны обострение чувствительности, ясность мысли, эмоциональный подъем, собранность и готовность к действию. Состояние внимательности может возникнуть при напряжении потребности или повышенном интересе к предмету в данный момент. В этом случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание. Рассеянность – состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте. В некоторых случаях человек может проявлять несвойственную ему как личности невнимательность. Говоря о личности, можно отмечать внимательных и рассеянных. Преобладание произвольного внимания и послепроизвольного внимания характерно для волевого целеустремленного человека. В этом случае недостатки в отдельных качествах внимания компенсируются. Невнимательность выражается в неумении сосредоточиться на предмете, в поверхности суждений. Причинами невнимательности являются недостатки произвольного внимания, знаний об окружающем мире. Как внимательность, так и невнимательность могут проявляться у человека избирательно. Внимательный в одной области жизни может быть совершенно невнимательным в другой. Преобладание непроизвольного внимания говорит о том, что внимание человека находится под воздействием внешних обстоятельств. Такой тип внимания личности может быть охарактеризован как рассеянный. Причиной рассеянности может служить глубокая концентрация на одном предмете. Типы внимания дают самую общую характеристику его в структуре личности. Включенное в познавательную деятельность внимание сочетается в чертах характера с индивидуальными особенностями умственной деятельности. В таких чертах характера, как наблюдательность, любознательность синтезируются на основе своеобразия умственной деятельности и эмоциональное отношение человека, и особенности его внимания.
Особенности формирования внимания.Внимание можно представить как некую производную от степени зрелости регуляторной сферы психической активности, которая, в свою очередь, в норме определяется возрастом ребенка. Если говорить о непроизвольном внимании, то его можно определить уже в младенческом возрасте. Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения внимания. Слуховое сосредоточение появляется на 2–3-й неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, он замолкает, замирает. Позже, на 3 – 4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное внимание, появляющееся на 3 – 5-й неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (но недолго) на ярком предмете. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, издает радостные звуки. Младенец проявляет большое внимание к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам – переходам прямой линии в изогнутую. Его привлекают контрасты, движения наблюдаемых предметов и другие их свойства. Реакция на новизну проявляется только в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимание ребенка. Познавательное развитие внимания младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений. В раннем детстве развиваются различные психические функции – речь, восприятие, мышление, память, внимание. В этом возрасте доминирует восприятие, основанное на внимании ребенка. От него зависят все остальные психологические процессы. К трем годам ребенок может уже распределять внимание по двум признакам. Вначале в собственной деятельности (как бы непроизвольно): слушать музыку и одновременно классифицировать какие-либо предметы – камушки, цветочки и т.п. Следует отметить, Что уже в возрасте 4 – 4,5 лет нормативно ребенок способен не только к удержанию инструкции на протяжении выполнения классификации карточек по какому-либо одному признаку (цвету или форме) – то есть к произвольной и внимательной деятельности, но и к произвольному переключению внимания. После 4,5 лет, ребенок может уже произвольно распределять внимание по двум признакам одновременно! К примеру, одновременное прочтение наизусть какого-либо хорошо известного ребенку стихотворения и раскладывание карточек, скажем, по цвету. Ближе к 6,5 годам ребенок в норме легко произвольно переключает внимание и может произвольно распределить его при работе с тремя признаками одновременно. В этом возрастном периоде, а именно в дошкольном возрасте, идет также процесс совершенствования внимания. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, то есть фактически не является произвольным. Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное владение речью. Обычно в онтогенезе становление произвольного внимания в его элементарных формах предшествует появлению феномена эгоцентрической речи. На первых этапах перехода непроизвольного к произвольному вниманию, важное значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка. Дошкольник раннего возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле его зрения оказываются сигналы, указывающие ему на то, что необходимо удержать в поле внимания. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Если дошкольника 4 – 5-летнего возраста просить постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях. От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 мин, в то время, как старшие дошкольники способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении в 2-2,5 раза дольше, от 12 до 20 с. То же самое касается времени занятий одной и той же деятельностью у детей разного возраста. В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. В школе ребенка следует приучать работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию посторонних раздражителей. На организацию внимания, произвольное сосредоточение могут влиять различные условия.
· Наличие практического действия способствуют более устойчивому выделению объекта внимания и его длительной концентрации. Конспектирование при чтении книги.
· Обстановка рабочего места облегчает поддержание произвольного внимания. Здесь имеется в виду отсутствие посторонних раздражителей.
· Психическое состояние человека является важным условием поддержания внимания. Хорошо видно, что утомленному человеку трудно сосредоточиться.
· Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.