Различия в характеристиках выборки и популяции при низкой внешней валидности
Угроза | Выборка | Популяция |
Предварительное тестирование | Особая чувствительность к воздействию | Отсутствие сенcибилизации |
Взаимодействия отбора и экспериментального фактора | Особые качества испытуемых (мотивация, интеллект и др.) | Нормальное распределение признаков |
Реакция на эксперимент | Особые условия | Условия повседневной реальности |
Интерференция серии воздействий | Особые события | События повседневной жизни |
Операциональная валидность- степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе.
Конструктная валидность -правильность употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.
Типы исследовательского дизайна (экспериментальные планы).
Таблица
Классификационные признаки исследовательских планов
№ | Признак | Разновидности |
Распределение испытуемых по уровням НП | Внутригрупповые Межгрупповые Смешанные | |
Тип оцениваемых гипотез, | Эксперимент (причинно-следственные) Корреляционное исследование (статистические) | |
Степень контроля внешних переменных | Эксперимент (истинный) Квазиэксперимент | |
Количество уровней НП | Многоуровневые Двухуровневые | |
Количество НП | Факторные планы Однофакторные | |
Количество испытуемых | С малым N Выборочные |
Внутригрупповые (интраиндивидуальные) и межгрупповые планы
Большинство исследований проводятся с использованием межгруппового, внутригруппового или смешанного дизайна.
Межгрупповой - исследователь использует разные группы испытуемых для всех и каждого уровня НП(1 или более).
Н-р: влияние уровня глюкозы в крови (низкий или высокий ) на кратковременную память. Одна группа испытуемых выполняет тест памяти в условиях пониженного содержания глюкозы в крови, другая группа - в условиях повышенного.
Внутригрупповой- исследователь использует одну и туже группу для предъявления всех и каждого уровней НП(1 или более).
Н-р: влияние уровня глюкозы в крови(низкий или высокий ) на кратковременную память. Одна и та же группа сначала выполняет тест памяти в условиях пониженного содержания глюкозы в крови, затем в условиях повышенного.
Смешанный - возможен только при использования факторного плана ( 2 и более НП). Одна переменная (НП) является межгрупповой, другая - внутригрупповой.
Н-р: НП1 [уровень глюкозы (высокий или низкий)] - различные группы,
НП2 [физическое состояние (отдохнувшие или истощенные)] одни и те же испытуемые тестируется группа с высоким уровнем глюкозы сначала в состоянии физического комфорта, затем в состоянии физической истощенности тестируется группа с низким уровнем глюкозы сначала в состоянии физического комфорта, затем в состоянии физической истощенности
Достоинства | Недостатки |
Межгрупповые планы | |
-воздействие на одном уровне НП не может влиять на поведение участника на других уровнях -уменьшение времени участия каждого участника исследования | Группы могут быть неэквивалентными |
Внутригрупповые планы | |
-требуется меньше участников - меньше времени на проведение, - мало уникальных участников - статистические преимущества: минимизируются индивидуальные различия и повышается достоверность получаемых различий | Эффект последовательности – испытуемые необратимо меняются после первого воздействия - научение - усталость - естественные изменения |
Планы однофакторного эксперимента
Доэкспериментальные планы
Одна группа с тестированием после воздействия
X O
X = манипуляция (воздействие экспериментальное)
O = измерение (тестирование)
Основные проблемы:
1. не известно, каковы были испытуемые до воздействия,
2. не известно, как бы они изменились естественным образом, без воздействия.
План с тестированием после воздействия с неэквивалентной контрольной группой
X O
O
Основная проблема - КГ не была сформирована случайным образом из той же популяции.
План с одной группой с тестированием до и после воздействия
O X O
Основные проблемы:
1. история (фон) - ситуация могла измениться в период между двумя измерениями.
2. созревание- люди меняются естественным образом.
3. тестирование - первое тестирование может повлиять на результаты второго теста.
4. изменения инструментария - инструмент может измениться за время проведения исследования.
5. статистическая регрессия - проблема, когда люди отбираются из полярных групп (экстремальные группы)
лучшие из... , худшие из...