Различия в характеристиках выборки и популяции при низкой внешней валидности

Угроза Выборка Популяция
Предварительное тестирование Особая чувствительность к воздействию Отсутствие сенcибилизации
Взаимодействия отбора и экспериментального фактора Особые качества испытуемых (мотивация, интеллект и др.) Нормальное распределение признаков
Реакция на эксперимент Особые условия Условия повседневной реальности
Интерференция серии воздействий Особые события События повседневной жизни

Операциональная валидность- степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе.

Конструктная валидность -правильность употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.

Типы исследовательского дизайна (экспериментальные планы).

Таблица

Классификационные признаки исследовательских планов

Признак Разновидности
Распределение испытуемых по уровням НП Внутригрупповые Межгрупповые Смешанные
Тип оцениваемых гипотез, Эксперимент (причинно-следственные) Корреляционное исследование (статистические)
Степень контроля внешних переменных Эксперимент (истинный) Квазиэксперимент
Количество уровней НП Многоуровневые Двухуровневые
Количество НП Факторные планы Однофакторные
Количество испытуемых С малым N Выборочные

Внутригрупповые (интраиндивидуальные) и межгрупповые планы

Большинство исследований проводятся с использованием межгруппового, внутригруппового или смешанного дизайна.

Межгрупповой - исследователь использует разные группы испытуемых для всех и каждого уровня НП(1 или более).

Н-р: влияние уровня глюкозы в крови (низкий или высокий ) на кратковременную память. Одна группа испытуемых выполняет тест памяти в условиях пониженного содержания глюкозы в крови, другая группа - в условиях повышенного.

Внутригрупповой- исследователь использует одну и туже группу для предъявления всех и каждого уровней НП(1 или более).

Н-р: влияние уровня глюкозы в крови(низкий или высокий ) на кратковременную память. Одна и та же группа сначала выполняет тест памяти в условиях пониженного содержания глюкозы в крови, затем в условиях повышенного.

Смешанный - возможен только при использования факторного плана ( 2 и более НП). Одна переменная (НП) является межгрупповой, другая - внутригрупповой.

Н-р: НП1 [уровень глюкозы (высокий или низкий)] - различные группы,

НП2 [физическое состояние (отдохнувшие или истощенные)] одни и те же испытуемые тестируется группа с высоким уровнем глюкозы сначала в состоянии физического комфорта, затем в состоянии физической истощенности тестируется группа с низким уровнем глюкозы сначала в состоянии физического комфорта, затем в состоянии физической истощенности

Различия в характеристиках выборки и популяции при низкой внешней валидности - student2.ru

Достоинства Недостатки
Межгрупповые планы
-воздействие на одном уровне НП не может влиять на поведение участника на других уровнях -уменьшение времени участия каждого участника исследования Группы могут быть неэквивалентными  
Внутригрупповые планы
-требуется меньше участников - меньше времени на проведение, - мало уникальных участников - статистические преимущества: минимизируются индивидуальные различия и повышается достоверность получаемых различий Эффект последовательности – испытуемые необратимо меняются после первого воздействия - научение - усталость - естественные изменения  

Планы однофакторного эксперимента

Доэкспериментальные планы

Одна группа с тестированием после воздействия

X O

X = манипуляция (воздействие экспериментальное)

O = измерение (тестирование)

Основные проблемы:

1. не известно, каковы были испытуемые до воздействия,

2. не известно, как бы они изменились естественным образом, без воздействия.

План с тестированием после воздействия с неэквивалентной контрольной группой

X O

O

Основная проблема - КГ не была сформирована случайным образом из той же популяции.

План с одной группой с тестированием до и после воздействия

O X O

Основные проблемы:

1. история (фон) - ситуация могла измениться в период между двумя измерениями.

2. созревание- люди меняются естественным образом.

3. тестирование - первое тестирование может повлиять на результаты второго теста.

4. изменения инструментария - инструмент может измениться за время проведения исследования.

5. статистическая регрессия - проблема, когда люди отбираются из полярных групп (экстремальные группы)

лучшие из... , худшие из...

Наши рекомендации