Поведение и разум как единое целое
Гештальтпсихология возникла в 1920‑х годах; создателями этого направления психологии считаются Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер. Эта научная школа основывается на идее, что поведение и хитросплетения разума человека не следует изучать отдельно, а нужно исследовать их как единое целое, потому что в сознании человека части опыта организуются в целую структуру, или гештальт[9].
Представители этой школы считают, что целое не есть просто сумма отдельных частей. Основываясь на этой идее, гештальтпсихологи поделили перцептивный процесс, или процесс восприятия, на отдельные принципы и объяснили, как небольшие объекты группируются друг с другом, создавая более крупные. Гештальтпсихология изучает поведение, речь и восприятие человеком окружающего мира, после чего эти данные используются в терапевтических целях, чтобы помочь ему стать более цельной личностью или лучше разобраться в своей собственной личности.
Структурные принципы перцептивного процесса
Чтобы продемонстрировать, что целое – это не просто сумма частей, гештальтпсихологи вывели структурные принципы организации восприятия. Эти принципы (или закономерности) представляют собой своего рода кратчайшие пути, используемые психикой для решения задач; они весьма убедительно объясняют, как объекты меньшего размера группируются друг с другом, образуя более крупные, и наглядно показывают, что между целым и разными составляющими его частями есть разница.
Схожесть
Похожие по размеру, цвету, очертаниям объекты воспринимаются вместе. Например, глядя на рисунок ниже, мы видим вертикальные колонки из кружков и квадратиков.
Восприятие похожих объектов группами
Целостность
Согласно этому принципу, восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. Например, на этой иллюстрации люди, как правило, видят не комбинацию сложных форм, а пять колец.
Упрощенное восприятие объектов
Близость
Группа объектов, расположенных близко друг к другу, воспринимается вместе. На следующем рисунке кружки справа кажутся большинству людей сгруппированными в горизонтальные ряды, а кружки слева – в вертикальные колонки.
Группировка по близости
Замкнутость
Принцип замкнутости отражает тенденцию восприятия завершать фигуру, чтобы она приобрела полную форму. Если точки кажутся соединенными между собой изогнутыми либо прямыми линиями, человеку видится плавное соединение; а линии воспринимаются как сгруппированные, а не отдельные линии и углы. Например, на представленном ниже рисунке большинство из нас видят нижнюю часть не как отдельную кривую, а как продолжение верхнего ряда точек.
Воспринимаемая замкнутость
Закон завершенности (или замыкания)
Данный закон гласит, что мозг заполняет пробелы в образах сгруппированных объектов, создавая цельный образ.
Так, наш мозг вполне успешно игнорирует пробелы на этой иллюстрации, замыкая контуры. Он сам предоставляет недостающую информацию и «дорисовывает» треугольники и кружки – фигуры, ему хорошо знакомые.
Восприятие форм в негативных пространствах
Фигура и фон
Согласно этому принципу, при восприятии объекта фигура всегда выдвинута вперед, а фон отодвинут назад. Даже если речь идет об одном образе (как на рисунке ниже), мы видим либо вазу, либо два обращенных друг к другу профиля, но никогда оба образа одновременно.
Распознавание переднего и заднего плана
Гештальттерапия
В 1940‑х годах супруги Фредерик и Лаура Перлз, основываясь на достижениях гештальтпсихологии, а также под влиянием других идей, в частности теорий Зигмунда Фрейда и Карен Хорни, основали новое направление психотерапии – гештальттерапию. Подобно гештальтпсихологии, сфокусированной на идее целостности, гештальттерапия базируется на идее о способности человеческого организма как единства всех функций и психики к саморегуляции и приспособлению к окружающей среде.
Представители ранней школы гештальтпсихологии в своей теории рассматривали фигуру и фон отдельно. В гештальттерапии эта идея используется для того, чтобы помочь человеку лучше осознать свою суть, понять самого себя. Терапия помогает людям рассмотреть и осознать свое «я» на фоне неразрешенных ситуаций и эмоций.