Включите все включатели, выключите все выключатели
Теперь я хочу подробнее рассказать вам о модели двойного контроля. В конце 1990-х годов ее разработали Эрик Янсен и Джон Бэнкрофт в Институте Кинси. Модель двойного контроля описывает не только то, что происходит на стадии возбуждения (эрекция, увлажнение и прочее), но и сам механизм, управляющий сексуальным возбуждением, контролирующим, как и когда вы реагируете на возбуждающие сигналы, звуки, ощущения и мысли [120].
Чем глубже я изучала модель двойного контроля, еще будучи студенткой университета, тем яснее понимала человеческую сексуальность. Уже больше десяти лет я рассказываю об этой модели своим студентам и все больше убеждаюсь, как хорошо она помогает каждому понять собственное сексуальное поведение. Вот в чем ее суть.
Центральная нервная система (мозг и позвоночник) состоит из многочисленных пар газ — тормоз; например, симпатическая нервная система (газ) и парасимпатическая нервная система (тормоз). Ключевая идея модели двойного контроля заключается в том, что те же закономерности и механизмы, работающие в нервной системе, работают и в отделе головного мозга, регулирующем сексуальные ощущения: существуют газ и тормоз, отвечающие за секс. (Вот что писал Даниэль Канеман в исследовании по экономике, за которое получил Нобелевскую премию: «Будьте уверены, что сделали серьезный прорыв в развитии своей теории, если вы не понимаете, как же вы раньше не замечали очевидного». По этой логике развивалась теория самого Канемана; так же формировалась и теория двойного контроля. Как только нобелевский комитет наконец соберется с мыслями и признает, какой важный вклад в развитие науки сделали Эрик и Джон, я отправлю ребятам большущую корзину фруктов.) Таким образом, модель двойного контроля, описывающая сексуальную реакцию, состоит, как нам и подсказывает название, из двух частей.
Система сексуального возбуждения (SES) — это педаль газа в механизме формирования сексуальных реакций. Данная система получает информацию о сексуальном стимуле из окружающей среды: что-то, что вы видите, слышите, запах или вкус чего чувствуете, к чему прикасаетесь, — и сигнал из мозга отправляется в гениталии: «Включиться!» SES постоянно сканирует внешний контекст (куда включены и ваши собственные чувства и мысли) в поиске сексуально возбуждающих факторов. Вы и не замечаете работу SES, пока не почувствуете, что возбудились и ищете сексуального удовольствия.
Система сексуального подавления (SIS) — это педаль тормоза в механизме формирования сексуальных реакций. Говоря «подавление», я не имею в виду «застенчивость» — здесь речь о команде «выключить» на неврологическом уровне. Исследования показывают, что существует даже две системы тормозов, и это отражает двойственность функций системы подавления. Часть тормозов работает почти так же, как и система возбуждения: замечая во внешней среде угрозу — что-то из того, что вы видите или слышите, к чему прикасаетесь, какой-то запах, вкус, образ, — система посылает сигнал: «Выключиться!» Вроде педали тормоза в автомобиле, реагирующей на замеченный в конкретный момент стимул. Система возбуждения находится в постоянном поиске сексуально возбуждающих факторов; система подавления ищет сигналы, интерпретируемые мозгом как повод к подавлению сексуального желания. К ним относятся и риск заболеваний, передаваемых половым путем, и риск нежелательной беременности, социальные последствия и прочее. И на протяжении всего дня в мозг поступает сигнал «Выключиться!». Эта часть тормоза отвечает за то, чтобы мы не возбудились в неподходящий момент: скажем, на серьезном рабочем совещании или на семейном обеде. Эта же система дает сигнал, когда вы обнимаетесь с партнером и тут в комнату входит ваша бабушка.
Есть и вторая система тормозов. Она больше похожа на ручной тормоз в автомобиле или такой слабый сигнал, как «да нет, спасибо, не сейчас». Если попробуете поехать на ручнике, вы, вероятно, доберетесь до пункта назначения, но потратите больше времени и бензина. Если «ножной тормоз» ассоциируется в первую очередь со страхом последствий от ваших действий, то «ручной тормоз» — это страх неудачи, скажем, страх не достигнуть оргазма.
В этой книге, говоря о тормозе, я буду иметь в виду обе системы подавления, так как реальность показывает, что стратегии ослабления или отключения одинаковы для обоих видов. Есть шанс, что в ближайшее десятилетие предложат поведенческие стратегии или даже препараты, работающие только с одним из двух типов тормозов. Но пока вам не нужно задумываться над тем, на какой именно тип тормоза вы воздействуете, чтобы понять, как перестать на него давить.
Вот и все, что я хотела сказать о сути модели двойного контроля: есть тормоз, есть газ. Конечно, вокруг существует еще масса деталей, но даже если ограничиться самым общим пониманием, многое становится понятно, и любые проявления сексуального поведения (а также дисфункции) можно рассматривать как баланс или дисбаланс между работой тормоза и газа. Если у вас проблемы с каким-то из аспектов сексуального поведения, возможно, дело в том, что газ не получает достаточно серьезного стимула. Или на тормоз приходит слишком сильный стимул. Очень часто люди, испытывающие недостаток сексуального желания или проблемы с достижением оргазма, считают, что дело в слабой работе газа. На самом же деле часто проблема связана как раз с тормозом (подробнее об этом поговорим в главах 7 и 8). Определив, где же именно кроется проблема, вы поймете, как и что нужно изменить.
Когда Оливия, большой любитель мастурбации, рассказывая о том, что ее возбуждает (вопросы, которые я задавала, приведены ниже), написала, что способна возбудиться во время мытья посуды, мне стало ясно, как устроена управляющая сексуальными реакциями часть ее мозга. Оливия заметила:
— Я обожаю секс. Я люблю своего партнера. Мне нравится пробовать новые места, позиции, новые игрушки, порно — да что угодно. Я всегда готова.
И это написано на ее лице: радостная, уверенная в себе женщина, которой комфортно в собственном теле. Я поинтересовалась:
— А случалось тебе что-то сделать и самой потом удивляться зачем?
Она вздрогнула и кивнула:
— Бывало. Нечасто, но… Когда стресс слишком высок, я начинаю думать: «Да наплевать, будь что будет». И вот тогда случались довольно глупые вещи.
— А бывает, что тебе хочется мастурбировать по нескольку раз в день? — спросила я, и она так на меня посмотрела, как будто засомневалась, не установила ли я камеру в ее спальне.
— Как правило, я легко с этим справляюсь, — ответила Оливия, — но время от времени становится невмоготу. Как будто где-то все время чешется и никак не проходит. Возникает ощущение, что я вообще себя не контролирую.
— Да, понимаю, слишком чувствительная к раздражителям педаль газа может заставлять людей идти на излишний риск. Появляются признаки навязчивого поведения. Вот тогда и кажется, что контроль утерян.
— А, вот в чем дело. Педаль газа слишком чувствительная? Так это не повышенный тестостерон, это излишне активная система возбуждения?
— Это объясняет и твое постоянное «да», и возникающее иногда чувство неспособности себя контролировать.
Может показаться, что иметь излишне чувствительную систему возбуждения даже неплохо. Так и есть, но в правильном контексте. Оливия обожает своего партнера и открыто это демонстрирует. Ей это приятно и кажется вполне естественным. Но иногда, особенно когда она в напряжении или рассержена, Оливии кажется, что ее «сексуальное желание требует круглосуточного внимания и удовлетворения и от него никак не отделаться».
Излишне чувствительная система возбуждения иногда связана с повышенным уровнем риска. Порой Оливия думает, что ее сексуальность управляет всей ее жизнью, и тогда она начинает помыкать своим партнером: становится слишком требовательной, слишком настойчивой, слишком сексуально агрессивной. «Мне нужно аккуратнее обращаться со своей мощной сексуальностью — ради мира во всем мире!» — объявляет она. Вроде бы в шутку.
Способность возбуждаться
Согласно принципам модели двойного контроля, возбуждение — это результат двух процессов: активации возбуждения и деактивации торможения. Поэтому уровень сексуального возбуждения в каждый момент времени — результат того, насколько активно стимулируется механизм возбуждения и как мало стимуляции получает механизм подавления. А еще крайне важно, насколько чувствительны газ и тормоз к получаемой стимуляции.
Системы сексуального возбуждения и подавления, SES и SIS, — это индивидуальные признаки, присущие любому человеку и не особенно меняющиеся с течением жизни. Но, как и характеристики интроверт/экстраверт, они по-разному проявляются у разных людей. У всех нас есть фаллосы и уретры (и в этом мы убедились в главе 1); у каждого есть педаль газа и тормоз, являющиеся частью центральной нервной системы (мы же все устроены одинаково!). Но чувствительность SIS и SES у всех разная (ведь мы все разные!), что и объясняет разную степень возбудимости, то есть способности почувствовать возбуждение.
У некоторых и SIS, и SES крайне чувствительны; у других обе системы обладают низкой чувствительностью. Есть люди, у которых заметно активнее SES или SIS. У большинства обе системы работают на среднем уровне. Отклонения формируют типичную кривую распределения; большинство попадает в центр, некоторые оказываются на одном из концов кривой.
Давайте поговорим о том, что происходит, если газ или тормоз обладают повышенной чувствительностью (или не обладают). Предположим, у вас активна SES и неактивна SIS: педаль газа крайне чувствительна, а тормоз еле работает. Какое сексуальное поведение окажется вам свойственно? Вы охотно реагируете на актуальные стимулы, но недостаточно серьезно относитесь к возможным рискам. Вы легко возбуждаетесь, и справиться с возбуждением или вовсе не допустить его вам сложно. И это не всегда так здорово, как можно подумать; временами вы, вероятно, проявляете навязчивое поведение.
Чувствительную систему возбуждения и слабый тормоз имеют 2–6 % женщин [49], и такое сочетание вызывает сексуальное поведение с повышенным уровнем риска и склонностью к навязчивому поведению. В силу того, что участки мозга, отвечающие за реакцию на стимулирующие сексуальное возбуждение раздражители, крайне чувствительны, такие люди всегда хотят заняться сексом — тем более что участки мозга, отвечающие за недопущение действий, которые, как вы и сами знаете, вы совершать не должны, очень слабы. Таким людям временами кажется, что они не контролируют свою сексуальность, особенно в условиях повышенного стресса. Скорее всего, у них больше сексуальных партнеров, они реже предохраняются и не чувствуют, что владеют ситуацией. Женщины особенно часто хотят заняться сексом в условиях повышенного стресса («горячий тип»), в отличие от большинства, сексуальное влечение которых при повышенном стрессе и усталости резко падает («пресный тип»).
А если все наоборот: у вас чувствительная система подавления и не очень чувствительная система возбуждения? К этой категории относятся 1–4 % женщин. Таким людям сложно возбудиться, они жалуются на отсутствие сексуального желания и трудности в достижении оргазма. Если у вас чувствительный тормоз, вы чутко реагируете на все факторы, вызывающие подавление сексуального желания. А при условии невысокой чувствительности механизма возбуждения вам приходится предпринимать немало усилий, чтобы настроиться на секс.
Повышенная чувствительность системы подавления — основная причина сексуальных проблем любого характера. В 2008 году в ходе опроса двухсот двадцати шести женщин в возрасте от восемнадцати до восьмидесяти одного года исследователи установили, что низкий интерес к сексу, сложности с достижением сексуального возбуждения и оргазма коррелируют с работой системы подавления, особенно с «обусловленным возбуждением» («если все факторы не складываются как надо, мне сложно почувствовать сексуальное возбуждение») и опасениями относительно сексуальной функции («если я волнуюсь, что слишком долго не смогу возбудиться или достичь оргазма, это начинает подавлять мое возбуждение»).
Заполнив приведенный ниже опросник для определения типа сексуального темперамента, вы оцените, насколько чувствительны ваши системы возбуждения и подавления, то есть газ и тормоз. Разумеется, это не строгое научное исследование. Опросник только поможет разобраться, как работает ваш внутренний механизм реагирования на сексуальные стимулы, и то приблизительно. Не забывайте при этом, что у каждого из нас существует два механизма торможения. У некоторых возбуждение подавляется из-за внутренних страхов (скажем, опасение, что для того, чтобы по-настоящему возбудиться, потребуется слишком много времени), а другие больше подвержены влиянию внешних факторов (к примеру, страх получить передающуюся половым путем инфекцию или быть застигнутым кем-то врасплох во время занятия сексом). И то и другое может отрицательно влиять на вашу способность возбуждаться.