Тренинг инструментальных умений общения
- Произнесите «Здравствуйте...» с оттенками, интонации, выражающими: радость, страх, удивление, удовольствие, упрёк, дисциплинированность, неудовольствие, с достоинством, иронично, торжественно.
- Прочитайте любой текст (например, «Однажды в студёную...»: шёпотом, с максимальной громкостью, переходя волнообразно из одного в другое, с пулемётной скоростью, со скорость улитки, как будто вы страшно замерзли, как будто у вас во рту горячая картошка, как пятилетняя девочка, как робот.
- Нахмурьтесь, как нахмуриваются: учитель, недовольный ответом- ученика; король Лир; ребёнок, у которого отняли игрушку; человек, желающий скрыть улыбку; Наполеон; родитель, открывший дневник сына.
- Улыбнитесь, как улыбаются: Мона Лиза, леди Макбет, очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, само солнышко, мать младенцу, младенец матери, пациент после посещения дантиста.
- Посмотрите, как смотрят: влюблённые друг на друга; лисица, сидящая перед вороной с сыром; папа после родительского собрания; «мисс Россия»; мышка на кошку; удав на кролика; начальник на подчинённого.
- Сядьте, как сидят: наседка на гнезде, орёл на горной вершине, председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, преступник на скамье подсудимых.
Социально-приемлемые позиции (азы этикета): - на улице мужчина идёт слева от женщины - сопровождая женщину, он не должен курить - сопровождая двух женщин примерно одного возраста, он должен занимать место в центре. Если одна из женщин значительно старше другой, то она идёт в центр - находясь в паре, мужчина должен идти чуть позади спутницы - в помещение первой входит женщина - спускаясь по лестнице, он должен идти на одну-две ступени впереди своей дамы. Поднимаясь - на одну-две ступени позади нее - в общественном транспорте он садится лишь в том случае, если рядом не стоит женщина - в гардеробе он помогает даме снять верхнюю одежду - вставая из-за стола, не следует оставлять стул отставленным. Мужчина должен помочь дам встать, отодвинув её стул, затем опять поставить его на место - отвозя даму на такси или на своей машине, он обязан подождать, пока она не войдет в подъезд - из автомашины первым выходит мужчина и помогает выйти женщине.
Развитие уверенности в себе и навыков убеждения
Быть уверенным в себе это значит:
1. Делать то, что хочешь, как хочешь и когда хочешь.
2. При сравнении себя с другими не допускать большого разрыва.
3. Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие.
4. Знать свои права и уметь их отстаивать.
5. Быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь.
6. Уметь сказать «Нет», если нет желания что-либо делать.
7. позволять себе ошибиться, проигрывать с достоинством.
8. Верить в себя и свои возможности.
9. Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься.
10. Не компенсировать неуверенность агрессией.
11. Делать комплименты и с благодарностью их принимать.
12. Радоваться новым контактам и уметь поддерживать старые.
Занятие №4
Для успеха в жизни, умение общаться с людьми
гораздо важнее обладания талантом.
Леббок
Тема занятия: Мои чувства и эмоции.
Цель занятия: продолжение знакомства с учащимися, повышение групповой сплоченности, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций.
Оборудование: шейные платки для каждого
Ход занятия:
1. Имя – каждый произносит своё имя, но с разной интонацией.
Проверка запоминания имен – доброволец – в центр круга – все остальные спиной к нему. Надо узнать участников со спины, и трогая за плечо сказать: «Здравствуй, ты…». Если имя названо верно, последний должен повернуться к отгадывающему лицом, улыбнуться и сесть на стул.
1. Игра «Слепой и поводырь». Группа разбивается на пары «слепой – поводырь». «Слепой» закрывает глаза. Задача «поводыря» – провести «слепого» по зданию, где проводится тренинг (оберегая своего «подопечного», предупреждая о поворотах, лестницах и т.д.), предложить объекты для отгадывания – «Что это такое?».
Затем участники меняются ролями.
1. При обсуждении спросить, не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько легко они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.
2. Обсуждение с участниками, что им мешает быть искренними с другими людьми. Что, по их мнению, способствует открытости в общении с другими людьми?
1. Упражнение "Несмеяна ". Один из участников застывает в центре круга с безразличным лицом, задача остальных - "оживить". Можно использовать любые способы (кроме грубых), исключая прикосновение.
2. Упражнение "Просьба". Спросить участников, когда они просили кого-то о чем-то, то какие возникали при этом сложности, почему?
3. Задание. Выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?
4. При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось, попросить продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т. д. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя на этом занятии?
Доп. материал к занятию №4
Пассивность
Если ты ведешь себя пассивно:
· Не просишь того, чего ты хочешь.
· Тебя гораздо больше волнует то, чтобы тебя любили, чем то, как ты можешь достичь желаемого, ты пренебрегаешь собственными правами и позволяешь другим их нарушать.
· Ты надеешься, что другие сами догадаются, чего тебе нужно, скрываешь свои потребности и чувства.
· Прячешь свои чувства глубоко в себе, скрываешь неудовлетворение, твои слова расходятся с делами.
· Ты жалуешься всем вокруг, но не тому, кого считаешь виноватым.
· Считаешь себя гораздо слабее, чем ты есть на самом деле.
· Тебя игнорируют.
· Обычно ты не получаешь того, чего хочешь
Ассертивность
Если ты ведешь себя ассертивно:
· Просишь о том, чего хочешь, открыто, уверенно и непосредственно.
· Хочешь, чтобы «Победили» обе стороны, если это возможно.
· Ты хотел бы. Чтобы тебя люби. Но не в ущерб твоим собственным правам.
· Ты настроен к людям позитивно, и если тебе кто-то нравиться, говоришь об этом прямо.
· Всегда говоришь людям, когда тебе не нравиться их поведение, но не «уничтожаешь» их.
· Ясно выражаешь свои настоящие чувства.
· Отдаешь себе отчет в своих чувствах, знаешь свои сильные и слабые стороны.
· Тебя обычно любят, тебе симпатизируют большинство людей.
· Обычно ты достигаешь того, чего хочешь.
· Ты доволен своим поведением и не испытываешь угрызений совести.
Агрессивность
Если ты ведешь себя агрессивно:
· Ты требуешь того, чего хочешь.
· Хочешь победить любой ценой, при этом тебе все равно, любят тебя или нет.
· Ты пользуешься всеми средствами для достижения желаемого.
· Ты ироничен, кричишь, мешаешь другим, прибегаешь к насилию и угрозам.
· Твои действия деструктивны для других, ты относишься к окружающим враждебно.
· Ведешь себя так, как будто у тебя есть права, а других их нет.
· Люди обычно боятся и не любят тебя.
· Ты часто добиваешься того, чего хочешь.
· Рассматриваешь ситуацию в категориях «Я выиграю, ты проиграешь».
· Доминируешь над другими, но временами упрекаешь их.
Занятие №5
Тема занятия: Я в общении
Цель занятия: Знакомство с базовыми навыками общения; выделение вербальных и невербальных элементов общения.
Ход занятия:
Приветствие: «Привет, ты представляешь…»
По очереди каждый из участников, обращаясь к соседу, с чувством радости от встречи произносит: «Здравствуй, (имя), ты представляешь…» и заканчивает фразу, рассказывая, что-то смешное и интересное.
Упражнение «Зеркало».Группа разбивается на пары «ведущий-зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, «зеркало» старается их повторить. Потом участники меняются ролями.
1. Проводится групповая дискуссия «Какими способами мы общаемся?» Вывод о том, что общение может быть разным, но возможно и без слов; о необходимости быть внимательным к невербальным элементам общения.
Упражнение «Разговор через стекло». Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым – выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.
Обсуждение. Спросить у участников поняли ли они друг друга, смогли ли договориться. Спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось.
1. Упражнение. Группа делится на две половины: одни участники сидят на стульях в кругу, другие стоят у них за спинами. Причем у одного из стоящих нет пары, стул перед ним пустой. Его задача – одними глазами, без слов, договориться с кем – либо из сидящих и переманить его на свой стул так, чтобы этого не заметил «напарник» сидящего, задача которого – задержать своего «подопечного» (без грубой физической силы).
Доп. материал к занятию №5