Практическое задание. В центре листа нарисуйте солнце, а в центре солнечного круга – крупная буква «Я»
В центре листа нарисуйте солнце, а в центре солнечного круга – крупная буква «Я». Запишите продолжение незаконченных предложений на «лучах солнца».
Предложения:
· Мое любимое занятие…
· Мой любимый цвет…
· Лучше всего я умею…
· У меня есть способность к…
· Моя любимая одежда…
· Когда я сержусь, я…
Какие образы Я актуализируются легче, какие труднее?
Какими эмоциями сопровождается актуализация отдельных образов Я?
Каковы роль и значение такой подструктуры, как мое в Я-концепции личности?
С целью выявления особенностей образа Я проведите самодиагностику, используя тест интерперсональной диагностики Т.Лири, методику «КтоЯ?» М. Куна и Т. Макпартленда и методику Р.Циллера. На основе анализа полученных результатов кратко опишите выявленные особенности в представлениях о себе, своем идеальном Я, осознания социальных ролей. Какие выводы можно сделать?
Предложенные методики можно найти в следующих источниках:
· Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Методики изучения Я-концепции личности. – М., 2000.
· Шайденкова Т.Н, Фельдман И.Л., Пазухина С.В. Развитие профессионального самопознания учителя начальных классов: программа и методики эмпирического исследования. – Тула, 2009.
· Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2003.
Обратите внимание на работу:
· Чудова Н.В. Мифологическая составляющая образа «Я» // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С. 45-50.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные подходы ученых к пониманию самосознания личности.
2. Какие существуют подходы в отечественной психологии к структурированию самосознанию.
3. Охарактеризуйте структуру самосознания по В.С. Мерлину.
4. Перечислите компоненты структуры самосознания по В.С. Мухиной.
5. Осуществите структурный анализ Я-концепции.
6. Раскройте понятие «Я-концепции».
7. Охарактеризуйте взгляды В.В. Столина на строение самосознания самоотношения.
8. Охарактеризуйте строение самосознания по И.И. Гесноковой.
9. Каковы функции основных компонентов структуры Я-концепции?
10. Какую роль играет Я-коцепция в структуре личности?
11. Каково соотношение между понятиями «Образ Я» и «Я-концепция»?
12. Раскройте содержание понятие «Мое» в концепции У. Джемса.
13. Перечислите особенности развития Я-концепции в младенчестве.
14. Дайте определение самооценки и уровню притязаний.
15. Выделите критерии самосознания.
16. Охарактеризуйте психологические механизмы самосознания личности.
17. Сравните понятия «самость» и «идентичность».
18. Какие психологические теории Я-концепции личности Вы знаете?
19. Что такое «профессиональная Я-концепция»?
20. Назовите этапы развития Я-концепции.
21. Что понимается под «самоутверждением», «самореализацией» и «самосовершенствованием»?
Рекомендуемая литература
1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. – М., 1991
2. Агапов В.С. Профессиональное Я кадров управления: содержание у пути развития. – М., 2005
3. Агапов В.С. Акмеологическое становление Я-концепции руководителя. – М., 2008
4. Агапов В.С., Егунова Е.В. Типология структурной интеграции сознания личности. – М., 2008
5. Барский Ф.И. Личность как черты и как нарратив: возможности уровневых моделей индивидуальности. // Методология и история психологии. 2008. Т.3. Вып.3. Июль-сентябрь. С. 93-105
6. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский, - Самара, 2000. – С. 3-12
7. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.И. Самопознание проблемных подростков. – М., 2007
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986
9. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 133-219
10. Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека. // Мир психологии, 2002. №2 (30). С. 12-17
11. Вахромов Е.Е. Проблема человека: самость и Я в психологии. // Мир психологии, 2002. №2 (30). С.30-44
12. Горбов Ф.Д. Я – второе Я. – М., Воронеж, 2000
13. Госвами А. Самосознающая вселенная. Как сознание создаёт материальный мир. – М., 2008.
14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М., 2000.
15. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М., Воронеж, 2004
16. Джемс У. Личность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 7-44
17. Ежов И.В. Сущность и границы «духовного Я» как субъекта духовно-нравственного самосознания личности. // Мир психологии. 2008. №3 (55). С. 75-88
18. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб., 2007. – С. 320-324 («Я», самость)
19. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. – СПб., 2010.
20. Иващенко А.В., Агапов В.С., Баришникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 17-30
21. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. – М., 1984
22. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 45-96
23. Кон И.С. Психология самосознания. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский.- Самара, 2000. – С. 97-122
24. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб., 2005
25. Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Категория «Я» в психологии // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 34-50
26. Лэнг Р. Расколотое «Я». – СПб., 1995. – С. 110-126 (Самосозание)
27. Лэнг Р. Самосознание. // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000.– С. 51-65
28. Макадамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история
29. Маркин В.Н. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы: Сб. научных трудов. – М., 1996. – С. 123-142
30. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996
31. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. // Философские науки. 1990. №6. С. 8-17
32. Моросанова В.и., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М., 2007
33. Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб., 2004. – С. 276-339 (Глава 3. Этическое самосознание)
34. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 2011.
35. Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000
36. Психология Я-концепции: возрастные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В Барышникова. – М., 2002
37. Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В Барышникова. – М., 2002
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – С. 634-644 (Самосознание личности и ее жизненный путь)
39. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997
40. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000
41. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. – М., 2008
42. Славская А.Н. Я – эгоцентризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность? // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 44-53
43. Солдатова Г.У. Этническая идентичность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 656-667
44. Столик В.В. Самосознание личности. – М., 1983
45. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. – М., 2007
46. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977
47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996
48. Эриксон Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С.493-516
49. Эриксон Э. Идентичность. // Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000. – С. 517-533
50. Юнг К. Эон. – М., 2009. – С. 41-58 (IV. Самость), С. 59-97 (V. Христос, символ самости)