Тема 1. Проблема личности в социальной психологии
Рекомендуемые темы рефератов:
1. Модель психической структуры личности З. Фрейда.
2. Модель психической структуры личности К.Юнга.
3. Теория личности К. Роджерса.
4. Когнитивная теория личности Дж. Келли.
5. Детерминация поведения личности.
Литература:
Основная [2; 3]
Дополнительная [2; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 11]
Тема 2. Динамические процессы в малой группе
Рекомендуемые темы рефератов:
1. Факторы и механизмы групповой динамики.
2. Психологическая сущность коллектива.
3. Лидерство в малых группах.
4. Социально-психологические проблемы руководства.
5. Психологические основы социального поведения индивида в группе.
6. Взаимодействие индивида и малой группы.
7. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов.
8. Групповые влияния на индивидуальное поведение.
Литература:
Основная [1; 4; 5; 6]
Дополнительная [1; 7; 9; 12;]
Тема 3. Психология межличностного взаимодействия
Рекомендуемые темы рефератов:
1. Понятие о межличностных отношениях.
2. Межличностная привлекательность.
3. Сущность и виды деформации социальных отношений и общения.
4. Психологическое воздействие.
5. Невербальные способы общения.
6. Социальные категории и стереотипы.
7. Каузальная атрибуция.
8. Межличностное влияние и социальная власть.
Литература:
Основная [1; 4; 5; 6]
Дополнительная [1; 4; 7; 12]
Тема 4. Психология больших социальных групп.
Рекомендуемые темы рефератов:
1. Большие социальные группы и их виды.
2. Толпа и большие диффузные группы.
3. Социальные движения.
4. Психологические особенности индивида в толпе.
5. Механизмы управления толпой.
Литература:
Основная [1; 5]
Дополнительная [2; 12; 14;]
Тема 5. Психология социальных ситуаций
Рекомендуемые темы рефератов:
1. Адаптация как универсальная стратегия эффективного поведения индивида в социально-психологической ситуации.
2. Экстремальная ситуация как социально-психологический феномен.
3. Психологическая защита как естественная реакция индивида на ее социально - напряженную ситуацию
4. Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряженности.
5. Модели поведения субъекта в условиях социальной напряженности.
Литература:
Основная [1; 4; 6]
Дополнительная [11; 12]
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Социальная психология как наука.
2. Предпосылки развития социальной психологии.
3. История формирования социально- психологических идей.
4. Основные направления зарубежной социальной психологии.
5. Общая характеристика методов социально-психологического исследования.
6. Понятие о личности. Проблема личности в социальной психологии.
7. Классификации индивидуально-типологических особенностей личности.
8. Различные подходы к структуре личности в социальной психологии (З.Фрейд, К. Юнг)
9. Я-концепция как социально-психологический феномен.
10. Концепция самоэффективности личности в процессе взаимодействия с внешним миром.
11. Общая характеристика социальной дифференциации. Понятие о социальном статусе и социальной роли.
12. Личность в системе социальных и межличностных отношений.
13. Общая характеристика процесса социального познания. Механизмы, методы и приемы социального познания.
14. Стадии процесса социального познания
15.История исследования групп в социальной психологии
16. Определение и основные социально - психологические характеристики группы
17. Функции группы и групповая структура
25. Сущность и содержание понятия «малая группа». Классификации малых групп.
26. Структура малой группы.
27. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.
28. Классификация уровней развития в малой группе. Этапы развития группы.
29. Модели развития группы в зарубежной социальной психологии.
29. Лидерство как социально-психологический феномен.
30. Общая характеристика групповых эффектов.
30. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.
31. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.
32. Механизмы воздействия в процессе общения.
33. Социально-психологические характеристики больших социальных групп и механизмы их функционирования.
34. Масса и ее психологические характеристики.
35. Общее представление об этноцентризме.
36. Понятие толпы. Механизмы формирования и состав толпы.
37. Классификация и психологические свойства толпы.
38. Структура и этапы формирования толпы. Психологические особенности толпы в состоянии паники.
40. Западноевропейская традиция изучения толпы.
41. Российская традиция изучения толпы.
42. Американская традиция изучения толпы.
43. Различные подходы к изучению установок – аттитюдов в отечественной и зарубежной социальной психологии.
44. Структура и функции установок.
45. Влияние установок на поведение и деятельность личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.- М.: Наука
2007.-367 с.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений.- М.: Академия, 2008.
3. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов.- М.: Проспект, 2008
4. Почебут Л.Г, Мейжис И.А. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2010.- 672 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
5. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология: электронный учебник.- М.: Проспект: КноРус, 2010
6. Сухов, А. Н., Солодникова, И. В. Социальная психология: учеб. пособие для вузов.- М.: Академия, 2008
7. Мананикова Е. Н. Социальная психология: учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2008
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., ПетровскаяЛ.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М., 2001.
2. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.
3. Герген К. Дж. Социальная психология как история // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.
4. Грауманн К. Историческое введение в социальную психологию // Введение в социальную психологию: Европейский подход / Под ред. М. Хьюстона, В. Штребе. М., 2004.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, 2005.
6. Лебон Г. Душа толпы // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.
7. Майерс, Д. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2000
8. Руденский, Е. В. Социальная психология: курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2000
9. Введение в практическую социальную психологию /Под ред.Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской. – М.: Смысл, 1999
10. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб: ИГУП, 1999
11. Социальная психология: Учебное пособие/ Под ред. А.Н.Сухова А.А.Деркача. – М.: «Академия», 2001
12. Социальная психология: учебное пособие/ Отв. ред. А.Л.Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002
13. Хьелл Л., Зиглер . Теории личности – СПб.: Питер, 2001
14. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию:
интегративно-эклектический подход. Мн.: электронная версия, 2002.
СЛОВАРЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
1.Атрибуция каузальная (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю) - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
2. Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
3. Гипноз (от греч. hypnos - сон) - временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Гипноз возникает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.
4. Депривация (от англ. deprivation - лишение, отнятие) - ощущение острого дефицита, отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития индивида.
5. Заражение 1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию; 2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.
6. Идентификация 1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. 2) Идентификация групповая - отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.
7. Идентификация внутригрупповая - возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение
фрустрирующих воздействий.
8. Импритинг (англ. imprint - запечатлевать, оставлять след) - специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер).
9. Ингибиция социальная (от лат. inhibere - сдерживать, останавливать) - ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных так и воображаемых.
10. Институт социализации - социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.
11. Когнитивная сложность - психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека, отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредствующей его деятельность.
12. Контент-анализ - метод социальной психологии, основанный на качественно-количественном анализе документов, подразумевающий подсчет частоты (и объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого материала.
13. Конформность (от лат. conformis - подобный, сообразный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
14. Перцептивная защита - разновидность психологической защиты, являющаяся способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.
15. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.
16. Предубеждение - установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.
17. Расизм 1) индивидуальные предвзятые установки (предубеждения) и дискриминирующее поведение по отношению к людям определенной расы; 2) институциональная практика (даже если она не мотивирована предубеждениями), выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязывается подчиненное положение.
18. Референтная группа (от лат. referens - сообщающий) - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
19. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
20. Социальная дискриминация - неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам, сопровождающееся ущемлением их прав и достоинства.
21. Сплоченность групповая - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.
22. Стереотип социальный (от греч. stereos - твердый, прочный и typos - форма, образец) - обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.
23. Установка - готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
24. Установка социальная (аттитюд) - субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.
25. Фаворитизм внутригрупповой (от лат. favor - благосклонность) - предпочтение собственной группы, стремление каким-либо образом благоприятствовать ей и ее членам при сравнении с другими релевантными группами и их представителями.
26. Фасилитация социальная (от англ. facilitate - облегчать) - повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т.п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.
27. Фасцинация - совокупность средств, помогающих принятию информации реципиентом и ослабляющие действие его фильтров «доверия-недоверия».
28. Фрустрация (от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.
29. Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
30. Эффект новизны - феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.
31. Эффект ореола - распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.
32. Эффект первичности - более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1