Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Некоторое время Адлер работал с Фрейдом, затем создал свою теорию, которую назвал "Индивидуальной психологией", т. к. индивидуум - единое целое, что очень важно в его системе. Адлер особо подчёркивал, что рассматривает индивидуум включённым в общество. Он утверждал, что человек стремится к совершенству, что является творческим и самоопределяющимся, а потому ответственным за свои поступки единым целым. В этих пунктах, а так же в отрицании всеобъемлющей роли сексуального в жизни - его различия во взглядах с Фрейдом. Предоставим ему возможность самому изложить основные положения собственной теории.

"Ни один человек не способен мыслить, чувствовать, желать или мечтать без того, чтобы все эти действия определялись, продолжались, модифицировались и направлялись к какой-нибудь цели, которую всегда можно отыскать" [4, с. 21]. Таким образом, даже невроз может быть скрытой попыткой индивидуума достичь цели, и эта цель - господство над другими людьми. Именно достижение господства, влияния, Адлер считал основным отрицательным мотивом человеческого поведения. Положительный мотив это социальное чувство - способность человека отождествлять себя с другими людьми и ценить их, способность к общению и сотрудничеству. В идеале высокое социальное чувство - это способность отождествлять себя со всем человечеством и жить для других.

"Наблюдая за деятельностью индивидуума можно понять его цель…Мы можем зафиксировать несколько примеров известного поведения того или иного человека, сравнить их и выстроить график" [4, с. 23]… "Психологическая цель, к достижению которой направлены все действия каждого человека определяется влиянием и впечатлением детства, обусловленными средой, в которой он растёт. Представление об идеальном состоянии, то есть цели, вероятно, формируется в первые месяцы жизни человека… Основные факторы, оказывающие воздействие на психику, формируются в младенчестве" [4, с. 24]. Адлер вывел зависимость характера человека от порядка его рождения, но не все пункты этой теории были подтверждены статистическими исследованиями [2, с. 188-189].

Адлер ввёл в употребление столь часто используемое теперь понятие как "комплекс неполноценности". "Интерпретация ребёнком его чувства собственной неполноценности меняется каждый день, пока она, в конечном счете, не суммируется и не превратится в определённую самооценку. Она становится "константой" самооценки, которую ребёнок сохраняет во всех своих взаимоотношениях с внешним миром" [4, с. 69]. Компенсировать неуверенность ребёнка в себе призвано образование - обучающее его искусству жить, формирующее его рассудок и развивающее его социальное чувство. При усилении чувства неполноценности требуется мощная компенсация - человек стремится к неограниченной власти и подавлению других.

"Без воспоминаний о прошлом было бы невозможно принимать меры предосторожности в будущем. Отсюда можно сделать вывод, что во всех наших воспоминаниях заложена неосознанная цель; они не являются случайными явлениями, а несут чёткую информацию, либо поощрительную, либо предостерегающую. Случайных или бессмысленных воспоминаний не существует. Память избирательна… Мы помним те события, воспоминания о которых важны по конкретной психологической причине, поскольку эти воспоминания способствуют какому-то важному, хотя и скрытому от глаз импульсу…Прочно закрепившееся воспоминание… может возникнуть в нашем подсознании и предстать в качестве социальной установки, эмоционального отношения или даже философской точки зрения, если это необходимо для достижения желаемой цели" [4, с. 46]. Воспоминания могут быть и искажёнными, перевёрнутыми, однобокими - часто так бывает у детей.

"В ходе нашего исследования мы должны выяснить, каковы были самые первые впечатления детства нашего пациента, поскольку младенческие впечатления определяют направление, в котором развивался ребёнок, а так же то, как он будет реагировать на жизненные трудности… С раннего детства люди не меняют своего отношения к жизни, хотя внешние проявления этого отношения в раннем детстве и в последующей жизни могут сильно различаться" [4, с. 74]. Это очень важная концепция Адлера - "стиль жизни" индивидуума. Как в детстве, так и после, во взрослом возрасте, человек достигает самоутверждения однообразно - за счёт своих силы и способностей или за счёт своих слабостей.

Как происходит лечение? Предположим, что к психологу приходит женщина, жалующаяся на сильные страхи. Эти страхи не дают ей возможности заниматься домашним хозяйством, выходить на улицу. Когда муж задерживается на работе, она не находит себе места, льёт слёзы. Анализируя прошлое пациентки, её сновидений, каких-нибудь конкретных эпизодов жизни, сохранённых памятью, психолог может показать, как ею движет одна цель - господствовать над окружающими. Своими страхами и болезненными симптомами она добивается сочувствия, признания своей значимости и прислуживания себе, держа всех родных в постоянном напряжении. Выход из дома - это выход в мир, на который не распространяется её влияние, поэтому он сопровождается мощными приступами страхов и прочих симптомов болезни. Узнавая о своих тайных мотивах, пациент осуждает их, что отражается как на его поведении, так и на самочувствии.

Посмотрим, как Адлер описывает некоторые черты характера и их связь с желанием господствовать:

Тщеславие. "Всякий раз, когда мы разбираем чрезвычайно запутанную ситуацию, оказывается, что главной проблемой была чья-то попытка удовлетворить своё тщеславие. Когда мы пытаемся понять какую-нибудь непростую личность, важно суметь определить степень выраженности её тщеславия, направление, которое принимает это тщеславие, и средства, при помощи которых оно достигает своих целей" [4, с. 168-169].

Горе. "Если человек, поплакав, чувствует, что ему стало легче, это потому, что выступив в качестве обвинителя против существующего порядка вещей, он сумел возвысить себя. Чем больше требует этот обвинитель от окружающей действительности на основании своего горя, тем более очевидными становятся его притязания. Горе становится неопровержимым доводом, который накладывает серьёзные обязательства на друзей, соседей и членов семьи человека, испытывающего это чувство. Для него характерны стремление перейти от слабости к превосходству над другими, и попытка, сохранив свою позицию, избежать чувства беспомощности и неполноценности" [4, с. 233].

Страх. "В этом случае мы имеем дело с индивидуумами, требующими чьей-либо поддержки, желающими, чтобы кто-то постоянно держал их в фокусе своего внимания. Фактически, в данном случае речь идёт об установлении рабства, о том, что кто-то обязан быть рядом с обеспокоенным человеком, чтобы помогать ему и поддерживать его" [4, с. 235].

Злоупотребление эмоциями. "Стоит ребёнку, решившему, что им пренебрегают, понять, что он может тиранить окружающих при помощи ярости, слёз или боязливости, он будет снова и снова применять на практике этот метод завоевания господства над другими. Таким образом, у него быстро формируется поведенческая установка, позволяющая ему отвечать своей обычной эмоциональной реакцией на слабые раздражители. Он пользуется своими эмоциями всякий раз, когда это соответствует его целям. Погружённость в эмоции - дурная привычка, которая иногда переходит в патологию. Стоит ей развиться в детстве, и такой человек будет злоупотреблять своими эмоциями постоянно" [4, с. 236].

Адлер сочетает в своей теории элементы материализма и идеализма. В его учении много внимания отводится вопросам нравственности. О нём известно, что, родившись в еврейской семье, в Вене, в зрелом возрасте он обратился в Христианство и был протестантом. Очень многие его утверждения можно активно использовать в душепопечительской практике.

Наши рекомендации