Велесица как рунический строй 11 страница
Она символизирует любовь[461], счастье, мужскую основу, пуповину, потенцию, плодородие[462]… и, вместе с этим: обман, безумие, помрачение, сонливость, наркотическое состояние, сумеречность сознания (сравн. выше (описание ложности Скипера)). Мандрагора лекарственная: в древности и в Средние века считалась растением чудодейственным и колдовским; усиливающим мужскую потенцию, приносящим счастье в любви, богатство, успокаивающим боль, усыпляющим средством, наркотиком (в древности, как известно, мандрагору применяли при хирургических операциях); вместе с тем мандрагора обладала репутацией магического растения, была непременным атрибутом дьявола, и, соответственно, орудием колдунов и чернокнижников. В действительности Мандрагора как представитель паслёновых содержит несколько ядовитых веществ (гиосциамин, атропин, скополамин и др.), которые могут вызывать галлюцинации. В Греции Мандрагора была атрибутом Афродиты Мандрагорской; позже – атрибутом Богов подземного царства: Зевса Мандрагорского и Гекаты.
Существует народное поверье, что когда мандрагору выкапывают из земли, она плачет и стонет[463]. Причем, слышать эти звуки крайне опасно, если ты при вырывании мандрагоры не залепишь себе уши воском, то можешь умереть, или стать безумным. Пока мандрагора находится в земле, она принадлежит демонам, нечистой силе; будучи же выкопана, вырвана из земли - полезна человеку. Вырывать мандрагору из земли следует ночью, при свете Луны, причем в присутствии черной собаки, которая привязана шнурком к растению. В Средние века было поверье, что мандрагора обычно растет под виселицей и удобрена спермой повешенных.
Руна и камень (Чёрный агат, Шерл; Сердолик)
Чёрный агат защищает от опасности, он даёт власть над злыми силами, но ввергает в печаль. Черный агат двулик по своей природе.
Чёрный турмалин (шерл) не поглощает отрицательную энергию, а отклоняет её. Камень создаёт защитное поле, отражающее вредные физические и психические влияния. Он может также нейтрализовать отрицательные эмоции – гнев, обиду, ревность и др. Применение чёрного турмалина значительно снижает невротические тенденции.
Сердолик – камень-оберег. Охраняет от злых духов, охраняет от колдовства, уводит от ссор, обостряет ум. Побеждает черную магию, защищает от недоброжелательства, охраняет от болезней. Смягчает гнев, способствует благоприятному отклику другого человека на ту или иную просьбу, стабилизирует нервную систему. Способствует родству душ, оберегает любовь от низменных побуждений, моральной неустойчивости. Предотвращает ссоры и споры в семье. Хранит живых от смерти и болезней, дарит счастье и покой. Поднимает настроение, успокаивает гнев, обостряет ум, дарует красноречие. Помогает в жизненных кризисах, улучшает судьбу человека. Помогает избавиться от всего лишнего, страданий, усталости, меланхолии.
Скипер и Макошь
В данной руне виден конфликт Yr (K) и Algiz (М) – Тиса и Тростника[464]. Если идти дальше, то можно прийти к следующему. Направив плечи вверх, мы получим руну Man[465] (герман.) – «Человек», Leben[466] (немецк.) – «Жизнь», Algiz (Старший Футарк) – «Лось[467], ащита», Madhr (Младший Футарк) – «Человечество», Eolh (Нортумбрийский Строй) – «Лось, Рога[468] Лося», Мир (северовенедские руны) – «Белбог[469]; внутреннее Я; Древо Мира[470]». Направив плечи вниз, мы получим: Yr[471] (герман.) – «Yr-руна противопоставляется Os[472]-руне»[473], Toten (немецк.) – «Смерть[474]», Yr (Младший Футарк) – «Неотвратимость сил смерти», Calc (Нортумбрийский строй) – «Пролитая чаша, символ воспоминания об умерших», Чернобог[475] (северовенедские руны) – «Тень; Перевернутое Древо Мира[476]». То есть, получается, что в таком случае (два плеча) направление плечей вверх даёт жизнь, а направление плечей вниз – смерть[477].
Из этого можно сделать вывод о противоположности Макоши и Скипера. Если первая олицетворяет собой божественное: «Я ДОЛЖЕН»[478], то второй – животное «Я ХОЧУ». Если первый путь ведёт к Белобогу (М), то второй – к Чернобогу (K). Вообщем-то, есть основания сравнить образы Скипера-Зверя и Чернобога, причём, образы эти достаточно схожи. Конечно, Скипер из легенд не есть сам Чернобог – так как Чернобога победить невозможно; его смерть же есть смерть для всего мира, как и смерть Белобога, – но видна его связь с ним.
В любом случае, не стоит пытаться «выпрыгивать» из штанов, ибо есть правый путь («я должен»), есть левый («я хочу»), но истинно мудрый никогда не забывает про середину (синтез): «я могу»…
Нужда [–, Ный (Вий)] |
Смерть не дарована тебе
Бессмертный!
Ты обречен, страдать во тьме
Проклятый!
Ты все равно поймёшь, что нет
Их Бога.
Но нет пощады тем, кто продал
СВАРОГА!
…
Смерть – вот награда для тебя
О, смертный
Смерть, ты в бою была мечтой
Заветной
Знай, что ты будешь не один
Нас много
Честь сохрани и жизнь отдай
СВАРОГУ![479]
Описание руны
Í |
[480] – Наш. В глаголице она изображается как . Руна «н» в протоглаголице пишется как (сравни: северовенедская руна Н и руна Старшего Футарка n), что при скоростном письме дает . В греческом кодексе эта буква зовется «ηαζ» («noster» – «наш» – по латыни); в германских языках – «naud, nead, not (совр. нем.)» – «нужда», что перешло к восточным славянам в виде слова «нуже» (с тем же значением), а, так как представляет собой лигатуру Ш-Ш, то «нуже» вполне могло превратиться в «нашЄ» («наши»).
Древнеанглийские рунические поэмы гласят:
Нужда заставляет сердца черстветь,
Но она же подвигнет искать
Спасение, мудрость и помощь.
…
Тесной повязкой стянет потребность грудь.
но обернуться способна она и подмогой,
если вовремя взор к ней свой обратишь.
В старонорвежском тексте сказано, что:
Выбора не оставляет нужда;
Нагого застудит мороз.
Подобным образом и в древнеисландском стихе говорится:
Нужда – несчастье дому,
Тяжкая работа,
Несчастье человека.
«Беда – посланец мертвых».
Северовенедская руна Н (кстати, совпадает с одним из вариантов изображения западнославянской руны!) означала неизбежность, судьбу; Вия, Навь, Кривду и звалась «Нужда». У западных славян руна изображалась следующим образом: .
Согласный N в западноевропейских азбуках, изначально изображавшийся горизонтальной чертой, позднее сочетался с NYT, откуда и ведет корни славянское «не», «нет», «ночь».
Nauthiz – это сила сопротивления, а также могущественной воли, что постепенно пожирает волю более слабого существа. Наутиз это сопротивление действиям мироздания[481]. Это определение как нельзя точно подходит к Нави – которая суть сопротивление Яви. Если Явь – это создание, тезис, то Навь – удержание существующего, антитеза.
Но «Нуже» – это не просто нужда в чём-либо, нехватка чего-либо как таковая, «Нуже» – это отсутствие, которое побуждает человека к действию. Не знаю, может быть, это просто игра слов, но почему-то слышится мне побудительное «Ну же!»…
Древнеанглийская руническая поэма:
Воля породила мир, и мощь её отлита в Nyd.
Это — голодная воля создавать и владеть,
жажда властвовать и разделять…
Это не «нужда» в современном значении слова (нищета), но – необходимость, неизбежность судьбы, назначенной Норной согласно первичным законам[482].
Про Ныя мы читаем у Яна Длугоша[483]:
«Кн.I. … Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест».
И Мацей Стрыйковский[484] пишет:
«Плутона же, бога пекельного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды».
Плутон же, с которым отождествляли Ныя – одно из имён («хейти») Аида, которое восходит к понятию богатства[485]: «…имя же Плутона пошло от богатства – «Πλοατοι», так как богатство приходит из-под земли…»[486], «… вся земная природа и жизнь были посвящены отцу Диту[487], он же зовется у нас «Богатый», как у греков Плутон, потому что и возвращается всё в землю, и происходит всё из земли»[488].
В орфической традиции Плутон, как и Ный связан с потусторонним судом: «был ты третейский судья громогласных и скрытых деяний»[489], «Отец единый дел непроявленных; проявлений — Судья святейший и вседержитель блестящеславный»[490]. Не случайно Вергилий именует Плутона «immitis tyranni»[491], то есть безжалостным тираном, ведь в царстве Аида терпят наказание многие, преступившие законы богов[492].
Кстати, очень интересно отношение к зрению Загробоного Судьи. Вий и его «подымите мне веки», своим взглядом могущий проникнуть даже сквозь обережный круг Хомы (чего не может сделать никакая нечисть); кельтский Балор с кольцом, продетым в веко, взгляд которого убивал любого из Туата де Данаан (племя Богини Дану); валлийский Ысбаддаден, который говорит: «Эй, поднимите мне веки!»[493].
Итак, с одной стороны, данная руна означает нужду как побудитель к действию, неизбежное влияние судьбы; с другой стороны – грозного судью пекельного мира, от взора которого не может укрыться никто. Гвидо фон Лист написал в пояснении к руне Not: «Используй свою судьбу, а не борись с ней»[494].
С одной стороны, славяне судьбы не признавали («судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу»[495]), с другой стороны – у них есть богиня Мокошь, имеющая большое значение для славян (Владимир Святославич поставил капь[496] Мокоши рядом с капями Дажьбога и Перуна), – пряха нити жизни человеческой. То есть, эта руна воплощает в себе неизбежность кармы (особенно в связи со следующим:) как определённых событий в жизни, отражающих действия человека в предыдущем воплощении – вот она, необратимость посмертного судейства…
Хочу отметить, что и у германцев, и у западных славян название буквы совпадает; учитывая особенность лигатуры , предлагаю называть эту букву – «Нужда».
Исконная руна
Начертания рун для звука [n]:
1 Í – Велесица, кириллические языки
N – валлийские руны
N – латинские языки
n – валлийские руны
– руны Ретры
– Санскрит.
1а н – северовенедские руны
– готские руны
1б N – Старший Футарк
n – германские руны
2 – болгарская Глаголица
n N – Нортумбрийский строй
Все виды начертаний можно разделить на две группы:
- Руна состоит из двух мачт, соединённых плечом (прямым или наклонным); одна из мачт может быть укорочена (n)
а. Вариант: вторая (правая) мачта отсутствует (н)
б. Вариант: правая мачта отсутствует, плечо «перечёркивает» мачту - Руна имеет ромбовидное начертание
Итак, у руны должна быть, самое меньшее, одна мачта с одним наклонным плечом, направленным слева-направо вниз (направление вверх встречается только в одном начертании готской руны). Осстаются варианты начертания типа н или N и вариант с двумя мачтами (и наклонным плечом!): N или, скорее или же , так как последние два варианта удобнее подвешивать к черте. То есть: N и .
В отличие от руны «Мыслете» (М), означающей Путь Человеческий, руна «Нужда» означает путь вниз или исхождение чего-либо снизу, из Подземья. Вообще, в свете этого, оба варианта начертания – N и – могут быть исконными.
Руна в гадании
Вытягивание этой Руны означает, что настал момент, когда Стыд, с которым вы так долго жили, может быть постигнут и исцелен, растворен в воспоминаниях и образах, принадлежащих только прошлому.
Многие из нас все ещё несут в себе чувство хаоса и неуверенности, возникающие в доме, где никого не слушают, где не существует границ или они очень немногочисленны, и к ним относятся без должного уважения. Где бы вы ни находились в процессе исцеления, вспомните, как в первый раз вы поняли причину вашей боли. Именно чувство Стыда разрушает доверие и не допускает принятие самого себя. Поэтому обратиться лицом к лицу к известным и к скрытым страхам – существенная часть исцеления от Стыда, который привязал вас к вашему прошлому.[497]
С одной стороны, эта руна – руна ограничений, но с другой стороны – «Нужда» является Учителем, скрывающимся под маской страданий. Его цель – показать человеку что то, в чём он действительно нуждается (истинное, внутренне желание), отличается от того, чего он хочет (желание внешнее) – подлинные нужды бывают противоположны желаниям; если же не принимать то, что внутри себя самого, то непризнанное обретает разрушительную силу. Исполненная мудростью Нужда созидает, а бессмысленная разрушает всё до пустоты. Также, может означать действие, сделанное по принуждению.
Энергия, высвобождаемая в условиях стресса и жестких ограничений. Руна символизирует высвобождение самогенерируемой жизни под воздействием напряжения[498]. Довольно сложная руна, поскольку для человека непросто видеть возможность развития в препятствиях и ограничениях[499].
В сочетании с руной «Крес» может указывать на облегчение боли или исцеление (особенно вместе с рунами «День», «Солнце» или «Берёза»). Вместе с рунами «Зело» или «Ер» указывает на последствия неправденых шагов, сделанных в прошлом; если рядом оказывается руна «Глаголь», то сами Боги следят за тем, чтобы вопрошающий расплатился.
Аналог в Футарке – руна Nauthiz (NaudiR, NaupR, Naudh, NaudhR).
Аналог в Арманене – руна Not.
Руна в магии
Руна «Нужда» – и руна ткущей судьбы Пряхи. Воля породила мир, мощь её скована Нуждой. Воля строить, создавть и владеть. Воля властвовать и разделять. Хоронит свою удачу тот, кто не способствует Владетельнице Пятницы. В руне горит огонь той воли, полыхает страсть желаний. Сколь не имел покорный, всё ж мало пищи пожару «Нужды». Мудрый голодную волю на созиданье умело направит, иначе силой всеразрушающей стать способна она. Лишь владеющий рунным искусством решает, как приложить силу «Нужды».
Руна «Нужда» сильно связана с основным инстинктом – инстинктом самосохранения, стремлением выжить в критической ситуации. С этой точки зрения она помогает избежать серьёзных несчастных случаев, придаёт силу в кризисе.
«Нужда» – это также и возможность развития при ограничениях, способность недостатки обращать преимуществом. Требует от мага выдержки и контроля над своими желаниями, иначе «Нужда» способна уничтожить всё, ради чего к ней обращались.
В самом «мягком» своём варианте «Нужда» означает побуждающую или принуждающую силу:
Знаю восьмое, –
это бы всем помнить полезно:
где ссора начнётся средь воинов смелых,
могу помирить их.
(«Речи Высокого», 153).
С другой стороны, «Нужда» зовётся «Вий/Ный» и означает неотвратимость кармы, неумолимого Судью, которому ведомы все деяния. В этом аспекте руна смотрится как защитная (вкупе с какой-либо иной защитной руной) и имеет целью навлечь Несречу, Недолю (Плохую Удачу) на того человека, от кого она призвана защищить.
Í помогает распознать обман
Í даёт силы пережить тяжёлый жизненный период
Í развивает упорство и выносливость
Руна и дерево (Бузина)
В Бузине (лат. Sambucus nigra) заключена большая магическая сила. Считалось, что ветви Бузины ведьмы использовали для полётов. Не следует сжигать ветки бузины в доме, так как это приносит несчастья (если Ясень открывает дорогу Наверх, то Бузина может приоткрыть путь в Навь…); испарения Бузины считаются болезнетворными и даже смертельными для тех, кто заснул под её сенью. В Европе это растение символизирует колдовство, магию и силу духов. Веточку Бузины надевали на Вальпургиеву ночь.
До pеволюции в Киевской губеpнии ни один кpестьянин не стал бы pубить или коpчевать бузину, так как это деpево садит чеpт, и как бы он не pассеpдился, послав на семью несчастье. Бузина pосла как межевой знак. Жечь бузину боялись, иначе домашняя птица погибнет, а в печь удаpит молния. Hельзя было и уничтожать ее коpни – скоpчит ноги и pуки.
Руна и камень (Гелиотроп)
Перстни и браслеты с гелиотропом надевают заклинатели, приступая к своей работе. Носителю этого камня нужно быть очень осторожным в выражениях, т.к. это камень словесной магии и невольно можно «сглазить» человека. Даёт возможность воздействия на живую и неживую природу. Тому, кто носит гелиотроп, никто не может отказать в просьбе. Заставляет всех верить словам своего владельца. Если произнести вырезанное на этом камне имя, то ему откроются все двери и устранятся любые преграды.
Считается, что гелиотроп, или «кровавый камень», брошенный в воду, придает ей розовый оттенок, такой, что лучи солнца, падающие на воду, имеют сильный красный отблеск. Эта фантазия была преувеличена до такой степени, что данный камень наделялся способностью превращать само солнце в кроваво-красное, вызывать гром и молнию, дождь и бурю. Старый трактат Дамигерона относит все это к гелиотропу, добавляя, что он предсказывает погоду, вызывая дождь и «слышимые пророчества». Возможно, колдуны перед тем, как использовать камень в своих заклинаниях, наблюдали за небесами до тех пор, пока не появлялись признаки грозы. Затем они различными способами истолковывали звуки ветра и грома, чтобы дать подходящие ответы на вопросы о предстоящей погоде. Вполне понятно, что завывание ветра, другие шумы, входящие в великую симфонию Природы, представлялись пророками и магами как членораздельная речь.
Отчизна (Отец (Он), Отчизна (От)) [–, Сварог]
И от чудских берегов
До ледяной Колымы –
Всё это наша Земля,
Всё это – мы![500]
Описание Руны
Î |
– Он. В глаголице она выглядит как , которая получается из руны («о») при быстром письме. Сама руна «ons» произошла от руны «ans» («Бог») путем удвоения перекладины креста.
Название «Он» происходит от славянского чтения названия «ons (ans)». Также, эта буква похожа на перевернутую руну «ethel» («odal, opila») o, «отчая». Othala является обозначением земельного участка, по принципу «это моё». Эта руна – руна собственности, частной, если хотите[501]. ODIL, представляет собой узел, петлю, каплю. Означает дух, семя[502]… Также, сравн. название германской внестроевой руны – «Erda», – посвящённой Богине Земли ( ) и слово «Земля» в западноевропейских языках: Earth, Erda.
Так как в первоисточнике название руны имеет смысл «Бог», то, учитывая ещё и сходство с руной «odal» предлагаю называть букву также: Отец, подразумевая Сварога, ибо Сварог и есть Бог-Отец, Отец Богов[503].
– От. Данные об изображении в Велесице отсутствуют. В глаголице имеет такой вид: , что можно представить как соединение двух букв «о» из глаголицы: + . Иногда «От» изображался так: N, что также напоминает руну o. В хорватской глаголице «От» не имеет озвучения.
Нет человека на свете,
кому не мил был бы домашний приют,
где благоденствие мирно царит,
обильно празднуя частые урожаи.
Руна северных венедов, изображающая звук О[504], называется «Опора», и означает «Боги; Родина; Столб». Опора, столб – это ещё и шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо; и этот шест – тоже боги, поскольку именно от них черпает шаман силу для своего путешествия. А окружность, его опоясывающая – это круг, в котором протекает существование людей, почитающих своих богов; это – Родина, наследие предков[505]. По графике её можно сравнить с глаголической буквой , если учесть то, что глаголица тяготеет к окружностям. При замене кружков на линии, получим .
Сходным образом изображалась эта руна у западных славян: .
Название «От» явно происходит от названия «отал/одал» («отчизна, отец, наследство[506]»), так что, на мой взгляд, правильнее будет называть эту букву «Отец».
Вообще, на мой взгляд, нет никакого смысла разделять эти две руны; так что я объединяю их под общим именем «Отчизна».
Исконная руна
Начертания рун звука [o]:
1 Î – Велесица
o – Старший Футарк, германские руны
o – валлийские руны
О – финикийский строй[507], греческий алфавит
2 – древневенгерские руны
– болгарская Глаголица
о – северные венеды
2’ – руны Ретры
– готские руны
o – Нортумбрийский строй
Итак, получаются следующие виды начертания руны:
- Начертание в виде «петли» (как вариант – «петля» без «ушек» (валлийские руны, финикийский строй))
- Руна имеет одну мачту и два плеча, перечёркивающих её (первый вариант начертания в болгарской Глаголице есть результат скорописи)
а. Вариант: плечи не перечёркивают мачту, а находятся сбоку и смотрят влево (3) или вправо (1)
В принципе, можно проследить следующее развитие ввиду скорописи: . То есть, начертания первого типа, вроде бы, можно свести к начертаниям второго типа. Но необходимо учесть также и то, что начертания первого типа – Велесица, Старший Футарк, германские руны – гораздо древнее начертаний второго типа – болгарской Глаголицы, готских и англо-саксонских рун. Возможно, связи между различиями в группах начертаний и скорописью нет?
Возможно, что путь был таков: . Чтобы приспособить руну для нужд Вэнд-рун (так как есть похожая руна – г), рун Ретры ( , К), готских рун ( , , ), к ней была добавлена вторая черта: о. Таким образом, искон предполагается именно такого вида: Î, что полностью согласуется со смыслом руны как знака очерченной площади или капли семени.
Руна в гадании
Руна «Отчизна» разделенье несёт иль наследство. Выпав, руна скажет тебе, что настала пора стремлений и дум прежних сбросить оковы, отступить, когда нужно, и всё что имел ты оставить, силы собирая до следущих битв. Витязю смерть в бою – высшая участь и чертоги Грома сулит. Однако долг его перед родом – наследие предков храня, их богатства и земли вернуть, а для этого стоит и выжить.
Старая оболочка должна быть сброшена[508]. Руна свершения – того, что было достигнуто в результате упорного труда, а затем сохранилось для передачи и включения в целостность нашего существа.[509] Нельзя связывать себя старыми путами, иначе река жизни может застояться и превратиться в болото; вопрошающему посредством руны даётся совет отринуть старые привычки, стереотипы, а для этого надо заглянуть в самого себя и быть честным с собой.
Посему, руна «Отчизна» означает внутренний мир вопрошающего (так как метафизически дом его как раз и означает[510]). Совет заняться собой, привести в порядок чувства и мысли[511]; может быть, ненадолго отрешиться от внешнего мира, углубиться в себя, чтобы там обрести нечто новое.
Обозначает семью, дом, капище, в более широком значении – Родину, народ. Также, руна ассоциируется с понятиями убежища, зашиты[512], места формирования чего-то нового (в том числе – и личности); с наследством – но не только материальным, но и духовным.
Аналог в Футарке – руна Odal (Othila, Othala, Odhal).
Аналог в Нортумбрийском строе – руна Ethel.
Руна в магии
Руна «Отчизна» подходит для защиты дома. Нанесённая у двери, способна защитить удел от нечисти (в отличие от шипастой ограды «Твёрдо», «Отчизна» стремится именно не допустить врага). Также, учитывая иной её смысл, она может помочь старшим в семье. Но стоит учесть, что защита, предоставляемая «Отчизной» – пассивная, требующая усилий от эриля. Если воин не будет направлять свой щит навстречу ударам врага, то он будет бесполезен.
Î помогает в развитии семейного дела
Î охраняет семейное наследие
Î укрепляет взаимоотношения внутри семьи
Î помогает расстаться с ненужными мыслями, чувствами, воспоминаниями (с уже отжившим)
Î защита и развитие традиционных, национальных ценностей
Руна и дерево (Осина)
Осина (лат. Populus tremula) просто олицетворяет собой выносливоcть, сопротивляемость внешним воездействиям. Она растёт и в болотистых низинах, и на каменистых плато. Древесину осины использовали для изготовления щитов; отправляясь за Цербером в Гадес, Геракл закрыл голову корзиной из осиновых ветвей для защиты от ядовитого дыма. В магии осина считается деревом, могущим отразить даже смерть. Осина противостоит натиску и укрепляет решимость перед лицом трудностей.