Как выбрать метод проектирования. Полная схема этой стратегии приведена на рис
Полная схема этой стратегии приведена на рис. 6.9.
Пример 2
Задание: Выбрать площадку для строительства второго аэропорта для крупного города. (Первый аэропорт уже перегружен.)
Группа планирования получает большое количество данных из предыдущих обследований общественного мнения по этому вопросу (эти данные соответствуют всем строкам схемы "Дано — Требуется") . Единственный бесспорный вывод из этой информации заключается в том, что ни одна из имеющихся площадок не удовлетворяет авиапассажиров, страдающее от шума самолетов население или агентство, финансирующее проект.
Проектировщики осознают, что эта задача затрагивает вопросы научно-технического прогресса и что отыскание площадки для второго аэропорта в лучшем случае даст лишь временное решение проблемы. Они решают воспользоваться параллельной стратегией, стремясь, во-первых, уменьшить перегрузку в ближайший период и, во-вторых, предотвратить тенденцию к еще большему возрастанию перегрузки в будущем. В поисках решения, обеспечивающего сглаживание существующих конфликтов в ближайшем будущем, они обращаются к клетке 4-6. Чтобы найти долгосрочное решение, они разыскивают средство преобразования поставленной задачи в клетке 4-3 (пересмотр задачи), а затем ведут поиск метода исследования преобразованной ситуации проектирования в клетке 3-2, где также осуществляется пересмотр задачи. На основе этих новых условий проектирования они рассчитывают еще раз изменить формулировку задачи таким образом, чтобы можно было выбрать в клетке 3-6 надежный метод конвергенции к решению долговременной задачи. Их стратегия складывается следующим образом:
1- Краткосрочная составляющая стратегии состоит из ввода информации о выявившемся конфликте интересов в строку 4, где в клетке 4-6 указан метод разд. П.з "Анализ взаимосвязанных об-
ластей решения", с помощью которого определяется площадка для аэропорта, вызывающая минимум возражений.
2. Долгосрочная ветвь начинается с ввода тех же данных в строку 4, где в клетке 4-3 выбирается метод разд. 11.4 "Трансформация системы". Полученная при этом новая структура задачи используется в качестве исходной для метода разд. 9.7 "Системные испытания" (клетка 3-2) для выявления новых или уменьшения старых препятствий с целью "обращения" тенденции перегрузки аэропорта. Результаты такого исследования еще не существующих условий проектирования вводятся в метод разд. 9.1 "Формулирование задач" (клетка 2-3) для разработки новой структуры задачи, которая в свою очередь вводится в метод 1.3 "Системотехника" (клетка 3-6), чтобы на ее основе получить окончательное решение долгосрочной задачи. Полная схема стратегии приведена на рис. 6.10.
Эти два гипотетических примера приведены только для того, чтобы показать, как пользоваться схемой, и объяснить, что означает термин "стратегия проектирования". Каждую из этих двух задач проектирования можно решить с помощью различных стратегий; на рис. 6.9 и 6.10 приведено лишь по одному из многих вариантов. Чтобы вынести суждение о возможности усовершенствования этих стратегий, необходимо иметь гораздо более подробные сведения о проектной ситуации, а также о способностях и склонностях проектировщиков. Важно, однако, чтобы обе эти (или любые другие) стратегии состояли из методов, совместимых друг с другом, с целями проектирования, имеющимися данными, наличными ресурсами, а также со способностями и склонностями проектировщиков. Формализованное изображение возможных стратегий дает огромное преимущество, поскольку позволяет каждому, кто собирается применить такую стратегию, принять участие в выборе методов и ясно осознать свою роль в совместных усилиях. Благодаря этому весь арсенал умственных способностей каждого члена бригады проектировщиков может быть направлен на этот важнейший аспект проектирования.