Тема 1. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование - это проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов, тестов и т.д.), с предоставлением ему объективных данных, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, формирование новых подходов в решении проблем (расширение количества решений), расширению психологической культуры и личностного роста.

Консультирование охватывает: 1) диагностический процесс (определение нормального или аномального развития человека; наличия или отсутствия психопатологической симптоматики), 2) процесс информирования (об индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и патогенных жизненных ситуациях), 3) процесс обучения (навыкам психологической защиты, аутотренинга и др. способах нормализации собственного эмоционального состояния.

Показанием для психологического консультирования являются: развод, измена, увольнение, появление у человека соматического заболевания и др. психотравмирующие ситуации.

От классической психотерапии отличается тем, что идет отказ от болезни, а основной упор на ситуацию и личностный ресурс человека.

От простого обучения отличается придание значения не только знаниям, но и особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом. При этом всегда имеет место психологическое воздействие на клиента.

При специальной подготовке по основам психологического консультирования его могут проводить педагоги, социальные работники, врачи, а также может проводиться дистантно (телефон доверия).

Необходимо чтобы человек сам обратился к специалисту за помощью (заказ клиента). Основное требование к консультанту – нейтральность, независимость.

Основные методы воздействия при психологическом консультировании.

Интерпретация – создается новое видение ситуации на основе теории (знания) или личного опыта психолога. Это основа методов воздействия. Способствует появлению альтернатив, изменению настроения и поведения клиента.

Директива– это может быть пожелания, указание на действие или хитроумная техника (например, приемы НЛП – пристройки), прием на основе знаний и подготовки психолога. Предполагается, что клиент должен выполнить директиву.

Информация (совет)– домашнее задание, общие идеи о том, как действовать. Для клиента – полезная информация.

Самораскрытие– психолог делиться личным опытом и переживаниями, либо разделяет чувства клиента. Связан с приемом обратной связи. Способствует установлению раппорта. Построен на “Я – предложениях” психолога.

Обратная связь– дает возможность понять клиенту, как его воспринимает психолог и окружающие его люди. Для клиента – данные для самовосприятия.

Логическая последовательность– объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения “Если, то…”. Для клиента – это точка отсчета для понимания своих переживаний и действий, дает возможность предвидеть результаты своих действий.

Открытые вопросы– “Кто?” – выясняет факты, “Как?” – выясняет чувства, “Почему?” – выясняет причины, “Можно ли?” – выясняет общую картину. Помогает выяснить сложные факты, облегчить разговор.

Закрытые вопросы– ответ клиента “да” или “нет”. Сокращают длинный монолог клиента.

Пересказ– повторение сущности слов клиента и его мыслей, используя ключевые слова. Активизирует обсуждение. Показывает уровень понимания.

Отражение чувств– Обращает внимание на эмоции. Поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства. “Когда Вы говорите об этом, Я вижу, Вы очень волнуетесь…”

Резюме– В сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента. Полезно повторять периодически по ходу беседы. Проясняет направление беседы.

В психологическом консультировании позиция клиента активная – но сам ответственен за результат.

Технические этапы консультирования (интервьюирования)

I. Установление контакта. Психолог – определяет ситуацию, которая будет решаться, а также дает клиенту информацию о своих возможностях. Устанавливает раппорт и эмоциональный контакт. Клиент решает задачи принятия личности психолога, когнитивного и эмоционального принятия общения.

II. Исповедь клиента. Позиция психолога – пассивная. Он выслушивает клиента и задает уточняющие вопросы. Психолог решает: “Зачем клиент пришел?”; “В чем он видит свою проблему?”. На основании этого психолог уясняет позитивные возможности клиента.

III. Желаемый результат. “Чего Вы хотите добиться?”. Психолог помогает клиенту выбрать свой идеал, решить вопрос о том кем он хочет быть и как он хочет жить. Эта фаза предполагает основное воздействие психолога и основное содержание консультирования. Для клиента это часто выглядит как “инсайт” – озарение - “Я сам все понял!”. Иногда некоторые клиенты начинают консультацию с этого этапа, тогда сокращается время и можно перейти к 4 этапу.

IV. Выработка альтернативных решений. Психолог и клиент работают с разными вариантами решения проблемы. Психологом создается ситуация выбора среди нескольких альтернатив. При этом психолог может предложить свой жизненный и профессиональный опыт, но только после того как клиент сформулировал 2-3 решения. Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента. В то же время для некоторых клиентов нужны четкие директивы.

V. Обобщение. Переход от обучения к действию. Может быть заключен динамический контракт – обсуждение организационных аспектов, доли ответственности пациента и консультанта, выявление и коррекция нереалистических ожиданий клиента. Завершение с правом повторного обращения.

Предлагается 2 варианта встреч: 1 встреча за 2-3 часа, чаще 2-5 встреч по 1 часу, с интервалами от 1 до 2-3 дней.

Наши рекомендации