Стадии межкультурной сеситивности
1. Отрицание. Наиболее примитивная этноцентрическая стадия. Она начинается с отрицания того, что культурные различия вообще существуют. Люди на этой стадии могут быть физически или психологически изолированы от других культурных групп или же могут воздвигать физические или социальные барьеры, чтобы дистанцироваться или отгородиться от подобных различий.
2. Защита. Вторая стадия предполагает признание человеком того, что культурные различия существуют, но он предохраняет себя от них, поскольку различия воспринимаются как угрожающие «Я». Многие люди на этой стадии защищают себя от культурных различий, очерняя других и придерживаясь уничижительных установок по отношению к ним. Собственная культурная группа оценивается как превосходящая другие.
3. Преуменьшение. Третья стадия включает в себя признание того, что культурные различия существуют, и одновременно преуменьшение их влияния на собственную жизнь или их значимости для нее. Одним из способов, каким человек на этой стадии прибегает к преуменьшению, является «универсализация» культурных различий, когда те дают о себе знать («Все люди одинаковы, поэтому мне незачем беспокоиться по поводу различий»).
4. Приятие. На этой стадии развития культурные различия не только признаются, но и вызывают уважение. Уважение проявляется на двух уровнях: сначала на уровне различных поведенческих манифестаций культурных различий, а затем на уровне культурных ценностей, которых придерживаются представители разных культур.
5. Адаптация. На этой стадии индивиды приспосабливаются к культурным различиям, которые они теперь признают, и начинают приобретать новые навыки для того, чтобы установить отношения с представителями других культур и общаться с ними. Один из этих навыков – эмпатия, т.е. способность ощущать эмоции и переживания другого человека, встав на его точку зрения. Когда мы устанавливаем контакты с людьми из различных культур и адаптируемся к этим различиям, проявление эмпатии (в отличие от симпатии) означает, что мы не только понимаем ситуацию этих людей когнитивно (на уровне знания), но можем ощущать ее так, как будто она значит для нас то же самое, что и для них.
Второй навык относится к понятию плюрализма. Индивидуумы начинают постигать философию плюрализма (множественности) применительно к своему пониманию ценностей, идей и установок, мысленно создавая множество культурных контекстов, которые содержат их понятия о множественности и различиях. Плюрализм в этом смысле тесно связан с терминами бикультурность и многокультурность.
6. Интеграция. Последняя стадия межкультурной сенситивности предполагает включениеплюрализма как философии и осознанного понимания в способность оценивать культурные различия с точки зрения контекста, в котором они проявляются. Эти различия оцениваются на основании множественности контекстов, а не с какой-то одной культурной позиции. Этот уровень интеграции может привести к конструктивной маргинальности (т.е. к утрате старых социальных представлений), при которой индивиды могут мысленно жить внутри границ различных культурных систем, активно включаясь в эти системы.
Модель межкультурной сенситивности в определенной степени указывает направление роста и развития межкультурно-коммуникативной компетенции или межкультурной сенситивности, наглядно демонстрируя конкретные навыки и умения, которые необходимы для того, чтобы научится взаимодействовать с представителями разных культур.
Модель межкультурной сенситивности напрямую связана с процессом межкультурного роста, поскольку эта модель отражает разные стадии, которые проходят люди при знакомстве с культурными различиями, начиная с отрицания и преуменьшения этих различий на одном конце спектра и заканчивая приятием, адаптацией и интеграцией на другом.
Компоненты межкультурного
Личностного роста
В ситуации межкультурного взаимодействия неизбежно наступает критический момент, когда из-за культурных различий возбуждаются негативные эмоции. Те люди, которые могут как-то контролировать или регулировать эти негативные чувства сумеют задействовать другие процессы, которые помогут им расширить свою оценку и понимание причин культурных различий.
Как только эмоции взяты под контроль, перестав быть руководством к немедленному действию, люди могут размышлять критически об истоках этих различий, возможно, выходя за рамки своих культурных шор и схем, чтобы задуматься о возможности других причин различий, которых они могли даже не сознавать.
Если будет проявляться этот тип критического мышления, то люди могут активно выбирать: принять им или отвергнуть альтернативные гипотезы, касающиеся причин культурных различий. В этом случае можно надеяться, что они проявят открытость и гибкость, приняв конкурентные гипотезы, если окажется, чтоих первичные реакции были неточными.
Используя критическое мышление применительно к культурным различиям и будучи открытым и гибким в своем мышлении, вы способствуете тому, что ваш способ восприятия людей продолжает развиваться. Вы постоянно все более усложняете свой метод подхода к многообразию. Эта усложненность позволяет вам перейти от отрицания и преуменьшения к адаптации и интеграции в модели межкультурной сенситивности. Однако весь этот процесс возможен только в том случае, если вы можете регулировать свои эмоции, не позволяя негативным чувствам взять над вами верх.