ПАТЕНТНАЯ cлужба в дизайне

— система обслуживания дизайнерских подразделений по оформле­нию документации (подача заявок, получение патентов, авторских свидетельств и пр.) и по защите авторского и изобретательского права в соответствии с патентным законодательством страны. Весь комплекс законодательного охранительного права распространяет­ся на творческие работы дизайнеров, в том числе созданные в поряд­ке служебного задания. Охраняются авторские права на дизайнерское (художественно-конструкторское) решение в виде промышлен­ного образца, объемно-пространственную форму (модель, макет) и реализованное произведение дизайна.

Лицензия — особый вид торгового (обычно внешнеторгового) дого­вора, дающий возможность покупателю частично или полностью ис­пользовать права защищаемых патентов или защищаемых образцов. Л. выдается на техническую конструкцию, технологию, дизайнерское решение, обозначение, марку и т. п.

ПОТРЕБНОСТЬ

— осознанная или неосознанная необходимость в тех или иных усло­виях или предметах для нормального функционирования живой сис­темы (общества, социальной группы, организации, индивидуума и т.д.). Выступает как внутренний стимул активности этой системы и как мотивация деятельности, стимулируя поиск способов и средств ее удовлетворения. П. динамична, изменчива, может быть стимулирована, воспитана. В процессе проектирования дизайнер выявляет и изучает П. с тем, чтобы проектировать вещи, оптимальным образом удовлетворяющие материальные и духовные запросы человека. С другой стороны, он воздействует на формирование этих потребнос­тей и тем самым непосредственно включается в процесс воспитания человека. Социальная П. — принятая обществом П., элемент цикла: „потребность—социальный заказ—проектирование—производство-потребление—потребность”.

ПРОЕКТ в дизайне

— промежуточное или конечное описание объекта проектирования, зафиксированное в соответствующей художественно-конструктор­ской документации, необходимое для составления технической до­кументации, производства и последующей эксплуатации продукции.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

— 1) тип деятельности (наряду с планированием, программировани­ем и пр.) по предварительному определению общих целей и характе­ра любой деятельности, лежащий в основе всей созидательной, пре­образовательной практики и включенный в общую систему общественного производства. П. определяет свойственный данному этапу научно-технического развития общества способ решения различных технических, экономических и социально-культурных проблем, ос­нованный на использовании научных, технологических достижений, передовой проектной и политической культуры; 2) создания описания, изображения или концептуальной модели несущест­вующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами. П. осуществляется в том или ином виде, в концептуальных схемах которого обосновы­вается принципиальная возможность осуществления объекта и строится выходной текст проекта (его рабочая документация). Целесообразность проектных решений оценивается на основе требо­ваний технического задания, критериев допустимой и (или) предель­ной эффективности функционирования объекта, а также общих профессиональных, творческих ценностей, принятых в проектной культуре общества. Дизайн, как вид художественного П., объеди­няет научно-технический подход с художественно-образным подхо­дом к построению модели будущего объекта, созданию его структу­ры и способам описания. На всех этапах дизайн-процесса самым важ­ным является поиск, формирование и следование проектному образу.

Активным языком П. является проектная графика — набросок, по­исковый рисунок, демонстрационный (технический) рисунок, чер­тежи общего вида (компоновки и внешнего вида), фиксация мо­ментов объемно-пространственного анализа объекта и т. п., которая имеет в дизайне особый художественный статус и играет ведущую роль в образном решении проектного задания.

ПРОЕКТНЫЕ классификации

— систематизация материала проектирования по функциональным, морфологическим, технологическим, социально-культурным и дру­гим признакам объекта. Общие П. к. строятся по сферам предназна­чения объекта (для производства, массового обслуживания, инди­видуального потребления) и задают целевые требования к объекту. Частные (оперативные) П. к. строятся внутри общих по типам по­требления, видам функциональных и конструктивных связей, их реализации в изделиях и т. д. П. к. являются одним из важных средств дизайнерского проектирования.

СИНТЕЗ в дизайне

— процесс мысленного или процедурного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и сведение их в единое целое — проектный образ. Важное звено решения дизайнерской задачи — выдвижения концепции, составления дизайн-програм­мы или выбора направления разработки. Методы и принципы С.в ди­зайне носят либо системный характер (морфологические, комбина­торные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивныи (ассоциативные). Соответственно работа дизайнера имеет либо описательный харак­тер, например поиск кодового названия проекта, либо визуальный — составление таблиц, диаграмм, схем, наброски, рисунки. Как прави­ло, выбор методов и принципов С. связан с избранными методами анализа, но в проектной работе дизайнера они редко встречаются в чистом виде, чаще комбинируются.

СИНТЕЗ искусств

Выделяют три типа сочетания искусств:

- конгломеративный – механическое, чисто внешнее объединение произведений разных искусств;

- ансамблевый – объединение произведений различных искусств, каждое из которых обладает не абсолютной, а только относительной самостоятельностью;

- органический – соединение произведений искусств, рождающее качественно новую и целостную художественную структуру, в которой составляющие ее компоненты гармонично слились в единое целое.

СИСТЕМА «человек-машина-среда» (СЧМС)

— система, состоящая из человека-оператора (группы операторов), машины, посредством которой он (они) осуществляет трудовую деятельность, и предметно-пространственной среды, в которой эта деятельность осуществляется (ГОСТ 21033-7 5). „Машиной” в СЧМС называют совокупность технических средств, используе­мых человеком-оператором в процессе деятельности.

СРЕДСТВА проектирования

— специфические приемы и принципы, используемые дизайнером в процессе проектирования: проектные классификации, композицион­ное формообразование, проектно-графическое моделирование, маке­тирование, проектная графика и т. д. Выбор средств влияет на ход проектирования и на характер формы будущего изделия.

СТАЙЛИНГ

— особый тип формально-эстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его тех­нических или эксплуатационных качеств. С. придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. С. тесно связан с конкретными харак­терными чертами образа жизни, с модой и изменением предпочтений.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ в дизайне

— установление обязательных для проектирования и производства единых норм и правил, связанных с требованиями технической эсте­тики к качеству промышленной продукции. Объекты С. в дизайне - употребляемые в производственной и проектной документации, тер­мины дизайна, а также то, что в объекте дизайна важно потребите­лю — внешний вид, эргономические параметры, материал, цвет, габариты, функциональные параметры работы изделий и эстетический уровень проектного решения. Методами стандартизации являются:

- унификация – рациональное сокращение числа типов, видов и типоразмеров изделий одинакового функционального назначения;

- типизация– один из методов стандартизации, который заключается в разработке и установлении типовых (по виду и размерам) изделий, сборочных единиц и деталей;

- симплификация – метод стандартизации, заключающийся в сокращении типов изделий в рамках определенной номенклатуры до количества, являющегося достаточным для удовлетворения существующей на данное время потребности;

- агрегатирование – принцип создания изделий путем применения ограниченного числа унифицированных стандартных агрегатов, обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью.

СТИЛЬ

— художественно-пластическая однородность предметной среды, выделяемая в процессе восприятия, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого цело­го, объединяющего разные области жизни. Характерный признак С. — его сравнительное постоянство. В более узком понимании можно го­ворить о С. одного художника, одной мастерской, определенной территории или слоя общества. Важным для дизайна является тесная связь проявлений С. с общественными и эстетическими нормами эпо­хи, а также ценностный характер проявлений С. В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер, выражает творческую платформу (например, „хай-тек”, „ретро”, „Мемфис” и пр.).

ТЕХНИЧЕСКАЯ эстетика

— дисциплина, комплексно изучающая социальные, эстетические, функциональные, эргономические и технические аспекты формиро­вания предметно-пространственной среды и создающая научно-мето­дические основы дизайна.

ТЕХНОЛОГИЯ в дизайне

— совокупность знаний об избранных способах и средствах проведе­ния производственного процесса, а также сами эти средства и спосо­бы, овеществленные в изделии. Входит необходимой составной частью в дизайнерский проект. Технологический процесс как тако­вой может служить объектом самостоятельной дизайнерской разра­ботки в случае, если достижение запроектированного результата не­возможно с применением старой технологии. Помимо аспектов, об­щих для всех проектных дисциплин, дизайнер осмысляет Т. как од­ну из тем, как художественное средство, выдвигая понятие техноло­гической формы вещи как одну из основных категорий дизайнерского проектирования. Художественное осмысление Т. выходит за пределы простого учета технологического фактора, поскольку оно делает Т. одним из источников проектного образа, его ядром, и тог­да технологический образ вещи подчиняет себе все остальные момен­ты проектного решения, становится символом и мерилом современ­ности и эстетического совершенства изделия.

ТИПИЗАЦИЯ в дизайне

— 1) обоснованное сведение многообразия конструкций машин, обо­рудования, приборов, зданий, сооружений, процедур и прочего к не­большому числу групп, включающих образцы (процессы) с наилуч­шими показателями, для их дальнейшего внедрения в производство;

—2) определение типов изделий и их элементов, оптимальных для их потребителей по набору, размерам и т. д.;

—3) достижение полной или частичной тождественности конструктивно-монтажных узлов изделия (группы изделий) в интересах обеспечения экономически выгодной серии и упрощения методов производства — сборки, механизации и пр. Высокая степень Т. обеспечивает экономическую рентабельность производства, повышает производительность труда. Т. может служить темой дизайн-проекта или вычленяется как задание на проектирование.

ТИПОЛОГИЯ

— изучение и приведение в систему многообразия объектов дизайна и их элементов, исходя из типов потребностей, типов потребителей, функциональных процессов, условий потребления и прочего для определения целей и задач проектирования. Результатом Т. являются номенклатуры и типологические ряды объектов. Т. изделий - разделение изделий по группам исходя из функций вычленение групп потребителей на основе тех или иных критериев: пола, возраста, социальной принадлежности, уровня обеспеченности и т. д.

Т. конструкций — выделение групп конструкций по типам их рабо­ты, энергообеспечения, материалу.

Наши рекомендации