ПАТЕНТНАЯ cлужба в дизайне
— система обслуживания дизайнерских подразделений по оформлению документации (подача заявок, получение патентов, авторских свидетельств и пр.) и по защите авторского и изобретательского права в соответствии с патентным законодательством страны. Весь комплекс законодательного охранительного права распространяется на творческие работы дизайнеров, в том числе созданные в порядке служебного задания. Охраняются авторские права на дизайнерское (художественно-конструкторское) решение в виде промышленного образца, объемно-пространственную форму (модель, макет) и реализованное произведение дизайна.
Лицензия — особый вид торгового (обычно внешнеторгового) договора, дающий возможность покупателю частично или полностью использовать права защищаемых патентов или защищаемых образцов. Л. выдается на техническую конструкцию, технологию, дизайнерское решение, обозначение, марку и т. п.
ПОТРЕБНОСТЬ
— осознанная или неосознанная необходимость в тех или иных условиях или предметах для нормального функционирования живой системы (общества, социальной группы, организации, индивидуума и т.д.). Выступает как внутренний стимул активности этой системы и как мотивация деятельности, стимулируя поиск способов и средств ее удовлетворения. П. динамична, изменчива, может быть стимулирована, воспитана. В процессе проектирования дизайнер выявляет и изучает П. с тем, чтобы проектировать вещи, оптимальным образом удовлетворяющие материальные и духовные запросы человека. С другой стороны, он воздействует на формирование этих потребностей и тем самым непосредственно включается в процесс воспитания человека. Социальная П. — принятая обществом П., элемент цикла: „потребность—социальный заказ—проектирование—производство-потребление—потребность”.
ПРОЕКТ в дизайне
— промежуточное или конечное описание объекта проектирования, зафиксированное в соответствующей художественно-конструкторской документации, необходимое для составления технической документации, производства и последующей эксплуатации продукции.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
— 1) тип деятельности (наряду с планированием, программированием и пр.) по предварительному определению общих целей и характера любой деятельности, лежащий в основе всей созидательной, преобразовательной практики и включенный в общую систему общественного производства. П. определяет свойственный данному этапу научно-технического развития общества способ решения различных технических, экономических и социально-культурных проблем, основанный на использовании научных, технологических достижений, передовой проектной и политической культуры; 2) создания описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами. П. осуществляется в том или ином виде, в концептуальных схемах которого обосновывается принципиальная возможность осуществления объекта и строится выходной текст проекта (его рабочая документация). Целесообразность проектных решений оценивается на основе требований технического задания, критериев допустимой и (или) предельной эффективности функционирования объекта, а также общих профессиональных, творческих ценностей, принятых в проектной культуре общества. Дизайн, как вид художественного П., объединяет научно-технический подход с художественно-образным подходом к построению модели будущего объекта, созданию его структуры и способам описания. На всех этапах дизайн-процесса самым важным является поиск, формирование и следование проектному образу.
Активным языком П. является проектная графика — набросок, поисковый рисунок, демонстрационный (технический) рисунок, чертежи общего вида (компоновки и внешнего вида), фиксация моментов объемно-пространственного анализа объекта и т. п., которая имеет в дизайне особый художественный статус и играет ведущую роль в образном решении проектного задания.
ПРОЕКТНЫЕ классификации
— систематизация материала проектирования по функциональным, морфологическим, технологическим, социально-культурным и другим признакам объекта. Общие П. к. строятся по сферам предназначения объекта (для производства, массового обслуживания, индивидуального потребления) и задают целевые требования к объекту. Частные (оперативные) П. к. строятся внутри общих по типам потребления, видам функциональных и конструктивных связей, их реализации в изделиях и т. д. П. к. являются одним из важных средств дизайнерского проектирования.
СИНТЕЗ в дизайне
— процесс мысленного или процедурного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и сведение их в единое целое — проектный образ. Важное звено решения дизайнерской задачи — выдвижения концепции, составления дизайн-программы или выбора направления разработки. Методы и принципы С.в дизайне носят либо системный характер (морфологические, комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивныи (ассоциативные). Соответственно работа дизайнера имеет либо описательный характер, например поиск кодового названия проекта, либо визуальный — составление таблиц, диаграмм, схем, наброски, рисунки. Как правило, выбор методов и принципов С. связан с избранными методами анализа, но в проектной работе дизайнера они редко встречаются в чистом виде, чаще комбинируются.
СИНТЕЗ искусств
Выделяют три типа сочетания искусств:
- конгломеративный – механическое, чисто внешнее объединение произведений разных искусств;
- ансамблевый – объединение произведений различных искусств, каждое из которых обладает не абсолютной, а только относительной самостоятельностью;
- органический – соединение произведений искусств, рождающее качественно новую и целостную художественную структуру, в которой составляющие ее компоненты гармонично слились в единое целое.
СИСТЕМА «человек-машина-среда» (СЧМС)
— система, состоящая из человека-оператора (группы операторов), машины, посредством которой он (они) осуществляет трудовую деятельность, и предметно-пространственной среды, в которой эта деятельность осуществляется (ГОСТ 21033-7 5). „Машиной” в СЧМС называют совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности.
СРЕДСТВА проектирования
— специфические приемы и принципы, используемые дизайнером в процессе проектирования: проектные классификации, композиционное формообразование, проектно-графическое моделирование, макетирование, проектная графика и т. д. Выбор средств влияет на ход проектирования и на характер формы будущего изделия.
СТАЙЛИНГ
— особый тип формально-эстетической модернизации, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. С. придает изделию новый, коммерчески выгодный вид. С. тесно связан с конкретными характерными чертами образа жизни, с модой и изменением предпочтений.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ в дизайне
— установление обязательных для проектирования и производства единых норм и правил, связанных с требованиями технической эстетики к качеству промышленной продукции. Объекты С. в дизайне - употребляемые в производственной и проектной документации, термины дизайна, а также то, что в объекте дизайна важно потребителю — внешний вид, эргономические параметры, материал, цвет, габариты, функциональные параметры работы изделий и эстетический уровень проектного решения. Методами стандартизации являются:
- унификация – рациональное сокращение числа типов, видов и типоразмеров изделий одинакового функционального назначения;
- типизация– один из методов стандартизации, который заключается в разработке и установлении типовых (по виду и размерам) изделий, сборочных единиц и деталей;
- симплификация – метод стандартизации, заключающийся в сокращении типов изделий в рамках определенной номенклатуры до количества, являющегося достаточным для удовлетворения существующей на данное время потребности;
- агрегатирование – принцип создания изделий путем применения ограниченного числа унифицированных стандартных агрегатов, обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью.
СТИЛЬ
— художественно-пластическая однородность предметной среды, выделяемая в процессе восприятия, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Характерный признак С. — его сравнительное постоянство. В более узком понимании можно говорить о С. одного художника, одной мастерской, определенной территории или слоя общества. Важным для дизайна является тесная связь проявлений С. с общественными и эстетическими нормами эпохи, а также ценностный характер проявлений С. В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер, выражает творческую платформу (например, „хай-тек”, „ретро”, „Мемфис” и пр.).
ТЕХНИЧЕСКАЯ эстетика
— дисциплина, комплексно изучающая социальные, эстетические, функциональные, эргономические и технические аспекты формирования предметно-пространственной среды и создающая научно-методические основы дизайна.
ТЕХНОЛОГИЯ в дизайне
— совокупность знаний об избранных способах и средствах проведения производственного процесса, а также сами эти средства и способы, овеществленные в изделии. Входит необходимой составной частью в дизайнерский проект. Технологический процесс как таковой может служить объектом самостоятельной дизайнерской разработки в случае, если достижение запроектированного результата невозможно с применением старой технологии. Помимо аспектов, общих для всех проектных дисциплин, дизайнер осмысляет Т. как одну из тем, как художественное средство, выдвигая понятие технологической формы вещи как одну из основных категорий дизайнерского проектирования. Художественное осмысление Т. выходит за пределы простого учета технологического фактора, поскольку оно делает Т. одним из источников проектного образа, его ядром, и тогда технологический образ вещи подчиняет себе все остальные моменты проектного решения, становится символом и мерилом современности и эстетического совершенства изделия.
ТИПИЗАЦИЯ в дизайне
— 1) обоснованное сведение многообразия конструкций машин, оборудования, приборов, зданий, сооружений, процедур и прочего к небольшому числу групп, включающих образцы (процессы) с наилучшими показателями, для их дальнейшего внедрения в производство;
—2) определение типов изделий и их элементов, оптимальных для их потребителей по набору, размерам и т. д.;
—3) достижение полной или частичной тождественности конструктивно-монтажных узлов изделия (группы изделий) в интересах обеспечения экономически выгодной серии и упрощения методов производства — сборки, механизации и пр. Высокая степень Т. обеспечивает экономическую рентабельность производства, повышает производительность труда. Т. может служить темой дизайн-проекта или вычленяется как задание на проектирование.
ТИПОЛОГИЯ
— изучение и приведение в систему многообразия объектов дизайна и их элементов, исходя из типов потребностей, типов потребителей, функциональных процессов, условий потребления и прочего для определения целей и задач проектирования. Результатом Т. являются номенклатуры и типологические ряды объектов. Т. изделий - разделение изделий по группам исходя из функций вычленение групп потребителей на основе тех или иных критериев: пола, возраста, социальной принадлежности, уровня обеспеченности и т. д.
Т. конструкций — выделение групп конструкций по типам их работы, энергообеспечения, материалу.