Возможно ли в дошкольном возрасте решение конструктивно-технических задач?
Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста с использованием конструкторов нового поколения Lego
Инженерное мышление – это вид мышления, проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро и точно решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей общества. |
Главное в инженерном мышлении - решение конкретных задач с помощью технических средств. Основными видами мышления в дошкольном возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление при ведущей роли практико-ориентированного подхода в образовании.
В работах доктора психологических наук Т.В. Кудрявцева этот вид мышления рассмотрен, как инженерное мышление, развитие которого с точки зрения образования возможно в условиях решения конструктивно-технических задач.
Почему мы можем говорить о предпосылках инженерного мышления у дошкольников?
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет конструктивную деятельность ребенка наряду с общеизвестными игровой и познавательно-исследовательской практиками, как особо значимую. При их комплексном применении формируются основные психические процессы, закладывается первый, «цокольный этаж» общего здания мышления.
Возможно ли в дошкольном возрасте решение конструктивно-технических задач?
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами конструирования, наглядного моделирования предметов окружающего мира с помощью конструкторов, бумаги, природного и других видов материалов. И здесь неотъемлемую роль в развитии предпосылок инженерного мышления дошкольников необходимо отдать конструктивно-техническим задачам, которые как раз и направлены на техническое моделирование, до-конструирование, пере-конструирование и собственно конструирование.
Например, научились дети способам строительства одноэтажных зданий, но город растет и в нем становится больше жителей. Как можно построить многоэтажные дома, но при этом соблюдая законы прочности и красоты архитектуры? И ребенок начинает думать, пробовать решить эту конструктивно-техническую задачу. |
В дошкольном возрасте выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. К техническому типу конструктивной деятельности относятся: конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков и т.д. В художественном конструировании дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, стараются передать их характер, используя цвет, фактуру, форму. К художественному типу относятся конструирование из бумаги и из природного материала.
В рамках общеобразовательной программы ясли-сада «ЛЕГО-БУМ» мы предлагаем детям (от 1,5 до 5 лет) научиться конструировать при помощи современных материаловдля маленьких ручек и большого воображения, – это конструкторы Lego Soft, Lego Duplo и Lego Education. |
Создавая и придумывая истории с помощью конструктора, дети в игровой увлекательной форме развивают речь, расширяют представления об окружающем мире, формируют сенсорные эталоны, приобретают коммуникативный опыт общения со сверстниками. И при этом решают технические задачи, например, как построить самую устойчивую башню или прочный дом, соревнуются, экспериментируют, анализируют, сравнивают. С тематическими конструкторами Lego для них открыт весь мир!
Для детей от 5 лет наш Центр предлагает освоить основы робототехники и программирования с конструкторами Lego WeDo. В процессе занятий дети узнают о новых технических терминах: шестеренки, мотор, скорость вращения, ремень движения, датчик наклона и многих других. |
Нельзя не отметить также положительного влияния конструирования на овладение общетрудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Дети учатся действовать двумя руками под контролем зрения, выполнять задание до конца, преодолевать трудности различного характера. Трудовое воспитание, которое получают дошкольники на занятиях конструированием, способствует и их нравственному воспитанию.
Формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование – одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения.