Причины социальной дезадаптации несовершеннолетних
Превращение человеческого индивида в личность происходит в процессе социализации. Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам поведения и требованиям воспитателя, то процесс социализации нарушается, а поведение ребенка становится социально дезадаптированным.
Терминология, обозначающая социально дезадаптированных детей, многообразна: недисциплинированные, трудные, педагогически запущенные, трудновоспитуемые, дети с отклоняющимся поведением, склонные к правонарушениям, социально запущенные и т.д. Эти термины являются синонимами, которые можно употреблять по степени нарастания социальной дезадаптации.
Термин «трудновоспитуемость» отражает суть процесса социальной дезадаптации формирующейся личности, включая в себя три элемента: воспитатель, ребенок и их взаимодействие. Трудновоспитуемость проявляется в сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям взрослого и является следствием недостаточного усвоения ребенком положительного социального опыта. Однако не все дети, сопротивляющиеся педагогическим воздействиям и нарушающие нормы поведения, являются таковыми.
Основополагающее значение для формирования личности играет ранний эмоциональный опыт ребенка. Постоянная негативная оценка поведения ребенка является для него тяжелой психотравмирующей ситуацией. На фоне отрицательных эмоциональных переживаний, возникающих вследствие неудачных попыток овладеть социальными нормами, индивид начинает рассматривать эту ситуацию затрудненности как ситуацию невозможности. Ребенок может отказаться от деятельности вообще, если она ему однажды не принесла успеха. В этом случае для подростка оказывается фрустрированным целый ряд социальных потребностей: потребность в положительной оценке значимых взрослых, потребность в самоуважении и общении.
Психотравмирующая (фрустрирующая, кризисная, стрессовая) ситуация состоит в невозможности или затрудненности удовлетворения актуальных социальных потребностей.
Для детей как младшего, так и старшего возраста такая ситуация может возникать в самых различных обстоятельствах, которые взрослому человеку кажутся пустяком. Однако субъективно, для самого ребенка, эта ситуация несет мощный отрицательный эмоциональный заряд. Центральной характеристикой фрустрационного поведения выступает утрата субъектом целевой ориентации. Например, для ученика первоначальная цель - хорошо учиться, примерно себя вести - утрачивается и перед ним возникает иная цель - избавиться от отрицательных эмоций, вызванных негативными оценками значимых людей.
Защитные проявления личности прослеживаются на любом уровне психической деятельности в случае невозможности удовлетворения потребности, что обусловлено финальной направленностью любого психического акта. Каждый психический акт обладает определенным энергопотенциалом, который возрастает в случае затруднений.
Неудовлетворение потребности вызывает эмоциональное напряжение, поскольку происходит как бы блокировка психического акта. Это может иметь двоякое значение: либо стимулирует ускоренное развитие личностных свойств (при разрешении противоречия) т.е. переход их на более высокий уровень саморегуляции, что наблюдается в случае продуктивного выхода из ситуации; либо (если личность незрела, а эмоциональная напряженность слишком велика) происходит срыв, дезинтеграция психических функций. Для предотвращения такой дезинтеграции и существует психологическая защита. Если эта защита оказывается безуспешной, то возникает невроз.
Невротический симптом является сигналом серьезного срыва в защитной системе и свидетельствует о самых примитивных способах психологической защиты. Назначение защитных механизмов — подавить или переструктурировать актуальное психическое напряжение.
Отсюда происходит постоянное накопление конфликтности и постепенное сползание к искажению характера, что в дальнейшем приводит человека к социальной дезадаптации либо к клинике. Таким образом, психологическая защита выступает одной из функций психики, целью которой выступает приспособление к динамическим изменениям окружающей среды.
Искаженное представление подростка об отношении окружающих к нему, закрепляясь, становится своеобразной позицией ребенка, определяющей все его дальнейшее развитие. Реагируя таким образом, ребенок находит оправдание своей неудовлетворенности, видит причину своих неудач не в собственных недостатках, а в несправедливости, недоброжелательности окружающих людей, неблагоприятных обстоятельствах, случайных событиях и т.п. Это приводит к несоответствию между осознанием подростком своих отношений (к себе, к другим, к собственной деятельности) и реальным содержанием и проявлением этих отношений.
Таким образом, проявляется оборотная сторона психологической защиты: состояние эмоционального благополучия, психологического комфорта достигается ценой искажения восприятия реальности, ценой самообмана. Защитные механизмы, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения благополучия, действуют без учета долговременной перспективы. Цели психологической защиты достигаются ценой дезинтеграции поведения, возникновения личностных новообразований, искажающих нормальное протекание процесса социализации.
Ситуация напряженности и психического дискомфорта не может длиться долго, поэтому происходит «включение» защитных механизмов личности. Когда эта реакция становится устойчивой, то формируются своего рода «функциональные органы», т.е. такие личностные новообразования, которые, с одной стороны, позволяют сохранить эмоциональное благополучие, но с другой препятствуют процессу социализации.
Диагностика новообразований в структуре личности, детерминирующих социально дезадаптированное поведение несовершеннолетних, является необходимым компонентом психокоррекционной работы с трудными детьми. Это обусловлено тем, что такие новообразования, раз сложившись и затем преобразовавшись в своего рода «функциональный орган», начинают определять поведение ребенка, становясь привычным для него способом решения жизненных проблем. В этом случае и возникает его «непроницаемость» по отношению к воспитательным воздействиям, снятие которой возможно только после преодоления негативных личностных новообразований.
Негативные личностные образования: феномен «смыслового барьера» - ребенок как будто не понимает и не слышит то, что говорит ему взрослый. Например, малыш не реагирует на голос матери, которая зовет его обедать; школьник, зная ответ на вопрос, оцепенев, смотрит на учительницу. Смысловой барьер может возникать по отношению к требованию, и тогда возникает аффективная реакция.
Аффект неадекватности - устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Например, отказ подростка продолжать решение задач, если он сталкивается с неуспехом.
Проявлением аффекта неадекватности в сфере общения является феномен неадекватного спокойствия в общении. Например, ученик, занимающий неблагоприятное положение в системе межличностных отношений в коллективе, уверен, что его в классе уважают и любят.
Рассогласованность отношений - это личностное новообразование, суть которого заключается в рассогласованности представлений о своих отношениях в доминирующих сферах с реальным содержанием и проявлением этих отношений.
Феномен предрасположенности к аддиктивному поведению - это определенный комплекс личностных особенностей, включающих наследственность, социальный контекст, характерологические особенности.
Личностные новообразования - это чисто функциональные феномены, образованные по типу установки, но зафиксированные и генерализованные настолько, что становятся регуляторами поведения подростка.
В зависимости от детерминант социальной дезадаптации выделяют следующие типы трудных подростков:
1-й тип - подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена недостаточной сформированностью личностных структур, низким уровнем развития моральных представлений и социально одобряемых навыков поведения (педагогическая запущенность);
2-й тип - сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена особенностями в развитии высшей нервной деятельности (акцентуация характера, эмоциональная неустойчивость, последствия минимальных мозговых дисфункций (ММД) и т.д.);
3-й тип - подростки, у которых сопротивляемость педагогам и (или) родителям вызвана неумелыми воспитательными воздействиями (ложная или ситуативная трудновоспитуемость);
4-й тип - подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям вызвана функциональными новообразованиями личности (собственно
трудновоспитуемость).
Делинквентное (правонарушение) и криминальное поведение являются крайними формами социальной дезадаптации.