Согласование общения со стилем восприятия собеседника

Один из способов — использовать слова, отражающие его сенсорный канал, свойственные его лингвистическому словарю и свидетельствующие об его предпочтительном способе мышления. Лучше всего воспринимается информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или (в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная) на все репрезентативные системы или сенсорные каналы одновременно. Это значит: стоящий перед аудиторией рассказывает, демонстрирует иллюстрации, вызывая позитивные чувства и положительные эмоции.

Приемы, которые позволяют усилить эффективность аудиовизуальных средств для лучшего восприятия информации участниками общения, предполагают:

-включение новизны в передаваемое сообщение, что переключает на него внимание слушателя. Это может быть новое о неизвестном, новое об известном, формирование нового отношения к известным фактам;

-доказательную информацию, опирающуюся на эмпирический опыт, статистику и фактологический материал;

-особое внимание началу и концу выступления;

-необходимость представления противоположных точек зрения;

-обращение к участникам с помощью интонаций, применение индивидуальных языковых средств, диалогичность (использование системы обращения «мы», «вы», «те из вас», «мы с вами» и т.д.).

В диагностике сенсорного канала особенно красноречивы движения глаз. Помня об этом, целесообразно задать собеседнику вопросы и наблюдать за движениями глаз при ответах на них.

Чтобы добиться взаимопонимания и обратиться к различным стилям мышления собеседника, нужно собственную речь привести в гармонию с ожиданиями других людей, обращаясь к их особенностям восприятия. Для этой цели используют разные приемы, среди которых наиболее распространены подстройка и калибровка.

Подстройкой называется использование в своем поведении ключевых поведенческих сигналов других людей. На вербальном уровне это означает отражение его предпочтительной репрезентативной системы путем использования соответствующих слов, типичных для собеседника. Например, если партнер говорит: «Я чувствую, что вам необходимо погрузиться в эту проблему глубже» (кинестетический канал), то вы можете ответить: «Да, я понимаю, у вас есть чувство, что мы должны поработать с этим вопросом» вместо того, чтобы сказать: «Давайте сфокусируемся на этом вопросе и рассмотрим его более пристально» (визуальный канал). В первом случае собеседник четко осознает сенсорный канал партнера и подстраивается к нему.

Под калибровкой понимается «чтение» окружающих, расшифровка смысла движения глаз, мимики, ритма дыхания и других форм невербальных сигналов. Используя все имеющиеся сигналы, можно оценить чувства другого человека и то, насколько эффективно происходит общение.

Для достижения эффективного результата в процессе обучающего взаимодействия целесообразно использовать:

-для визуалов — визуальные средства поддержки информации: эпидиаскопы, флипчарты, магнитно-маркерные доски, раздаточный материал, видеоматериалы, слайды, фильмы, мультимедиа, изображения, а также внешние особенности аудитории — планировку, меблировку, освещение да и самого выступающего: его внешность, манеры, одежду;

-для аудиалов важны такие аспекты общения, как слушание, барьеры для слушания, владение голосом, выбор слов, вопросы и ответы; также могут повлиять на ход обучения и общения дискуссии, эффективное вводное слово, использование аудиозаписей;

-для кинестетиков важнее всего принимать активное участие в занятиях с методами игрового имитационного моделирования: упражнения и кейсы, ролевые и деловые игры, интерактивные видео и программы.

Только практические, современные, системные знания. Какие навыки и знания вам необходимы, чтобы научиться лучше понимать и влиять на окружающих вас людей? При обучении по индивидуальной программе, при помощи опытного куратора, вы можете составить свой индивидуальный учебный план из десятков психологических и управленческих курсов. Вы можете учиться в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.

Заключение

Обычно человек ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно .

В нашей работе мы рассмотрели основные каналы восприятия, способы определения доминирующего канала восприятия и способы согласования общения со стилем восприятия собеседника.

Аудиалы – предпочитают воспринимать окружающий мир на основе звуковых образов;

Аудиалы предпочитают отчетливо выговаривать слова, для них характерны так же картинные жесты и позы.

В речи используют слова: звонко, звучать, слышал звон, да не знаешь откуда он, у всех на слуху, озвучить и тому подобные.

Визуалы – получают информацию о мире посредством зрительных образов;

Говорят быстро, немного взахлеб, потому что образы, проносящиеся в их сознании, зачастую слишком быстро сменяют друг друга.

В своей речи пользуются следующими словами: заметно, наглядно, на мой взгляд, по всей видимости, поглядим-увидим и тому подобными.

Кинестетики – из всех каналов восприятия выделяют те, которые дают им осязательные впечатления. К этой же группе относят обонятельные образы.

Кинестетики, как правило, говорят монотонно и неторопливо.

Для людей с кинестетическим типом восприятия характерны следующие выражения: шестым чувством чую, ухватил суть, у всех в печенках сидит и тому подобные слова и выражения.

Подводя итоги, отметим, что для того, чтобы информация, передаваемая нами, воспринималась другими людьми адекватно тому смыслу, который мы хотим передать, нам необходимо подстраиваться под каждого собеседника, разговаривая с ним на его языке, используя в своей речи его излюбленные слова и выражения.

Список литературы

1. Андреева Г. М. «Социальная психология»: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева.- 3-е изд., испр. и доп.- М., Аспект. Пресс, 2004.-365с.

2. Андриенко Е. В. «Социальная психология» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под. ред. В.А. Сластенина., - 3-е изд., стер-М, Издательский центр «Академия», 2004: 264с.

3. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. «Социология и психология управления». Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.-512 с..

4. Карпов А.В. «Психология менеджмента» Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2006.-584 с.: ил.

5. Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.

6. Тимофеев М.И. Деловое общение: учеб. Пособие/М.И. Тимофеев. – М.: РИОР, 2005. – 125с.

Наши рекомендации