ПРОГРАММИРОВАННАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 1.

1. Представители данного направления западной психологии считают, что задача психолога состоит в том, чтобы вскрыть и перевести в сознание бессознательные тенденции, влечения и конфликты, то есть способствовать их осознанию:

а) экзистенциализм,

б) бихевиоризм,

в) гештальтпсихология,

г) психоанализ.

2. Направление в западной психологии, изучавшее не общественное сознание людей, а различные формы их поведения, определяемые как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды:

а) экзистенциализм,

б) бихевиоризм,

в) гештальтпсихология,

г) психоанализ.

3. Какие стороны общения представляет собой обмен идеями, интересами, чувствами:

а) коммуникативную,

б) эмоциональную;

в) перцептивную,

г) чувственную;

д) информационную.

4. Агрессия – это:

а) индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе,

б) определенное направление характера, чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида,

в) бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать для других своими личными интересами.

5. Механизм самопознания в процессе межличностного взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению, называется:

а) аттракция,

б) идентификация,

в) рефлексия,

г) эмпатия,

д) сенсибилизация.

6. Социальные роли – это:

а) совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

б)типичные способы поведения личности, обуславливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других,

в) взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые в отношениях с другими людьми.

7. Эмпатия – это:

а) механизм самопознания в процессе межличностного взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению,

б) форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему,

в) эмоциональное сопереживание другому человеку, познание другого через эмоциональный отклик.

8. Какую функцию выполняет содействие?

а) изменяет другого человека,

б) создает условия для самоизменения,

в) удовлетворяет базовые личностные потребности.

9. Идентификация – это:

а) социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а так же образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками,

б) эмоциональное сопереживание другому человеку, познание другого через эмоциональный отклик,

в) форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

10. Эгоцентрический эффект – это:

а) разновидность житейских представлений,

б) стремление абсолютизировать свои весьма ограниченные знания о каком-то человеке,

в) возможность субъекта посмотреть на себя глазами других.

11. Совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья:

а) малые социальные группы,

б) средние социальные группы,

в) большие социальные группы.

12. Отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов и суждений – это:

а) спор,

б) консенсус,

в) конфликт.

13. Слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния – это:

а) конфликтогены,

б) предконфликтные ситуации,

в) стороны конфликта.

14. Арбитр – это:

а) ревностный приверженец какого-либо учения,

б) третья сторона в конфликте, наделенная определенными функциями для его урегулирования оппонентами конфликта,

в) сторона конфликта, основанного па антагонистическом, непримиримом противоречии.

15. Наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путем активного выключения из осознания неприемлемого мотива или неприятной информации – это:

а) вытеснение,

б) примирение,

в) уклонение.

16. Своеобразный антипод тоталитарного режима. В идеале характеризуется контролем гражданского общества над политической властью:

а) ахлократия,

б) демократия,

в) анархия.

17. Стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на повеление людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях – это:

а) поводы,

б) причины конфликта,

в) источники конфликта.

18. Стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки – это:

а) компромисс,

б) консенсус,

в) конформизм.

19. Профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта – это:

а) арбитр,

б) медиатр,

в) судья.

20. Стимулирование субъектов, участников и объект конфликта исключительно с целью извлечения собственной выгоды, сохраняя при этом причины конфликта – это:

а) разрешение конфликта,

б) профилактика конфликта,

в) манипулирование конфликтом.

21. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется:

а) объектом конфликта,

б) предметом конфликта,

в) инцидентом.

22. Совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия – это:

а) коммуникация,

б) беседа,

в) переговоры.

23. Профилактика конфликта – это:

а) устранение причин конфликта на стадии предконфликтной ситуации,

б) метод разрешения конфликта с участием третьей стороны, оказывающей содействие процессу выработки соглашения и занимающей нейтральную позицию на переговорах,

в) вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

24. Регулирование конфликтной ситуации посредством влияния на объект, субъект, участников и другие элементы, так или иначе связанные с данной конфликтной ситуацией – это:

а) разрешение конфликта,

б) манипулирование конфликтом,

в) управление конфликтом.

25. Процесс, при котором устраняются причины конфликта, но после того, как произошел инцидент – это:

а) профилактика конфликта,

б) разрешение конфликта,

в) манипуляция конфликтом.

26. Стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника – это:

а) уступка,

б) вытеснение,

в) уход.

27. Какой из ниже перечисленных видов конфликта не относится к таковым?

а) между личностью и группой;

б) между личностью и личностью;

в) между личностью и психическими процессами.

28. Участниками внутриличностного конфликта являются:

а) личности и неформальные группы;

б) психологические факторы внутреннего мира человека;

в) психологические факторы внутреннего мира группы.

29. Цель гуманистического стиля поведения и действий состоит:

а) в том, чтобы подтвердить свое присутствие в данной культуре (стиль приветствий, вопросов; стиль характера ожидаемых ответов);

б) в изменении представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия; относительно друг друга целью является взаимная поддержка;

в) в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию.

30. Какой способ психологического воздействия ориентирован преимущественно на эмоциональную сферу личности:

а) убеждение;

б) объяснение;

в) приказ.

Критерии оценки: количество правильных ответов от 0 до 7 – «2», от 8 до 15 – «3»; от 16 до 23 – «4»; от 24 до 30 – «5».

Вариант 2.

1. К какому западному направлению в психологии можно отнести таких ученых, как К.Г. Юнг и А. Адлер?

а) бихевиоризму,

б) гештальтпсихологии,

в) психоанализу.

2. Центральной проблемой данного направления в западной психологии является проблема приобретения индивидуального опыта или проблема научения (обучения) как приобретения различных умений и навыков:

а) сенсуализм,

б) бихевиоризм,

в) гештальтпсихология,

г) экзистенциализм.

3. Предметом данного направления в западной психологии психологии является личность как уникальная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку:

а) бихевиоризм,

б) гештальтпсихология,

в) психоанализ,

г) экзистенциализм

4. Эмоциональный отклик, эмоциональное сопереживание другому человеку – это:

а) идентификация,

б) сенсибилизация,

в) рефлексия,

г) эмпатия,

д) синестезия,

е) аттракция.

5. Аттракция – это:

а) эмоциональное сопереживание другому человеку, познание другого через эмоциональный отклик,

б) форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему,

в) механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

6. Альтруизм – это:

а) индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе,

б) определенное направление характера, чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида,

в) бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать для других своими личными интересами.

7. Такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения – это:

а) малые социальные группы,

б) средние социальные группы,

в) большие социальные группы.

8. Состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них – это:

а) внитриличностный конфликт,

б) межличностный конфликт,

в) внутренняя установка.

9. Форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями – это:

а) спор,

б) консенсус,

в) конфликт.

10. Конфликтогены – это:

а) слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния,

б) ситуации скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы,

в) более сложные, запутанные или вовсе не подозреваемые обстоятельства, которые остаются скрытыми хотя бы для одной из сторон.

11. Антагонист – это:

а) ревностный приверженец какого-либо учения,

б) третья сторона в конфликте, наделенная определенными функциями для его урегулирования оппонентами конфликта,

в) сторона конфликта, основанного па антагонистическом, непримиримом противоречии.

12. Процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок – это:

а) внушение,

б) убеждение,

в) заражение.

13. Они черпают стимулы для жизненной активности изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно:

а) экстраверты,

б) интроверты,

в) амбоверты.

14. Случай, который инициирует открытое противоборство сторон – это:

а) инцидент,

б) повод,

в) случай.

15. Хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости:

а) альтруисты,

б) максималисты,

в) пессимисты.

16. Форма выражения согласия с аргументами противника в споре. В научной литературе понятие консенсуса обозначает общественное согласие относительно правил разрешения конфликтов – это:

а) компромисс,

б) консенсус,

в) конформизм.

17. Приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте:

а) компромисс,

б) консенсус,

в) конформизм.

18. Открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации:

а) внутриличностный конфликт,

б) межличностный конфликт,

в) межгрупповой конфликт.

19. Метод разрешения конфликта с участием третьей стороны, оказывающей содействие процессу выработки соглашения и занимающей нейтральную позицию на переговорах в процедурах альтернативного разрешения конфликтов – это:

а) манипуляция конфликтом,

б) фасилитаторство,

в) суд.

20. Деятельность, направленная на недопущение возникновения конфликта и его разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы – это:

а) предупреждение конфликта,

б) фасилитаторство,

в) манипуляция конфликтом.

21. Устранение причин конфликта на стадии предконфликтной ситуации –это:

а) предупреждение конфликта,

б) фасилитаторство,

в) профилактика конфликта.

22. Разрешение конфликта – это:

а) процесс, при котором устраняются причины конфликта, но после того, как произошел инцидент,

б) деятельность, направленная на недопущение возникновения конфликта,

в) открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий.

23. Совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему – это:

а) причины конфликта,

б) структура конфликта,

в) смтадии конфликта.

24. Какая из стратегий психологического воздействия выражает отношение к другому человеку как пассивному объекту внешних влияний:

а) манипулятивная;

б) гуманистическая;

в) императивная.

25. Целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт – это:

а) разрешение конфликта,

б) манипулирование конфликтом,

в) управление конфликтом.

26. Стремление человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому – это:

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) соперничество;

г) приспособление;

д) избегание.

27. Интеллектуальное манипулирование – это:

а) навязывание человеку мнений, точек зрения;

б) использование желаний, влечений, интересов партнера;

в) формирование устойчивой реакции человека на определенные символы.

28. Манипулирование чувствами – это:

а) формирование устойчивой реакции человека на определенные символы;

б) использование желаний, влечений, интересов партнера;

в) использование эмоций, «страстей» партнера.

29. Целями психологического воздействия являются:

а) передача информации от человека к человеку;

б) изменение личностных особенностей другого человека;

в) побуждение человека к действию.

30. К способам защиты от манипуляций не относится:

а) игнорирование воздействий;

б) контраргументация;

в) открытое противодействие;

г) избегание контакта с манипулятором;

д) содействие манипулятору.

Критерии оценки: количество правильных ответов от 0 до 7 – «2», от 8 до 15 – «3»; от 16 до 23 – «4»; от 24 до 30 – «5».


Наши рекомендации