Часть III. Совершенно другая эпоха: 1880-1913
Глава 6. Заговор натурализма............................................................. 219
От ментализма к бихевиоризму.......................................................... 219
Психология и общество...................................................................... 219
От островных общин к повсеместным общинам.......................... 220
Старая психология против новой ................................................ 222
Моторная теория сознания: 1892-1896 ............................................. 227
От философии к биологии: функциональная психология, 1896-1910 .... 230
Глава 7. Сознание аннулируется......................................................... 237
Новые направления в психологии животных, 1898-1909.................. 237
От рассказа к эксперименту........................................................... 237
Проблема разума животных........................................................... 244
Переосмысливая разум: споры о сознании, 1904-1912 .................. 246
Существует ли сознание? Радикальный эмпиризм....................... 246
Относительная теория сознания: неореализм............................... 247
Функциональная теории сознания: инструментализм.................. 251
Заключение: сознание сбрасывается со счетов, 1910-1912.............. 252
Библиография...................................................................................... 255
Оглавление__________________________________________________________
Часть IV. Научная психология в XX веке
Глава 8. Золотой век бихевиоризма, 1913-1950 ............................... 261
Бихевиоризм провозглашен................................................................ 261
Манифест бихевиоризма................................................................ 261
Бихевиоризм получает определение, 1919-1930.............................. 267
Формулировка основных принципов бихевиоризма, 1930-1950...... 273
Заключение: все мы сейчас бихевиористы........................................ 287
Глава 9. Закат бихевиоризма, 1950-1960........................................... 289
Закат начинается................................................................................. 289
Философский бихевиоризм............................................................ 290
Формальный бихевиоризм............................................................. 295
Б. Ф. Скиннер (1904-1990).................................................................. 298
Радикальный бихевиоризм как философия................................... 298
Экспериментальный анализ поведения_ ....................................... 299
Интерпретация человеческого поведения..................................... 305
Бихевиоризм и человеческий разум................................................... 309
Вызовы, брошенные бихевиоризму.................................................... 312
Картезианская лингвистика............................................................ 312
Разрушение основ................................................................................ 315
Исчезновение позитивизма............................................................. 316
Ограничения в научении животных............................................... 317
Осознание и научение человека..................................................... 320
Глава 10. Подъем когнитивной науки, 1960-2000............................ 322
Первые теории когнитивной психологии .......................................... 322
Новый структурализм..................................................................... 322
Познание в социальной психологии.............................................. 324
Новые когнитивные теории перцепции и мышления.................... 325
Механизация мышления...................................................................... 327
Триумф переработки информации..................................................... 330
«Когнитивная революция»............................................................. 330
Поражение бихевиоризма................................................................... 335
Природа когнитивистики.................................................................... 338
Когнитивистика в процессе созревания:
споры и развитие............................................................................. 341
Неопределенность.......................................................................... 341
Споры.............................................................................................. 342
Развитие: новый коннекционизм.................................................... 348
Исследования разума в начале нового тысячелетия......................... 357
Библиография...................................................................................... 357
Часть V. Прикладная психология в XX веке
Глава И. Возникновение прикладной психологии, 1892-1919....... 363
Научная и прикладная психология..................................................... 363
Оглавление 9
Происхождение прикладной психологии........................................... 364
Тестирование интеллектуальных способностей........................... 364
Возникновение прикладной психологии в США........................... 368
Прикладная психология ..................................................................... 373
Психология проникает в общественное сознание:
психология на Первой мировой войне............................................... 376
ава 12. Подъем прикладной психологии, 1920-1950..................... 380
Психологи среди социальных противоречий..................................... 380
Психология и повседневная жизнь .................................................... 389
Противоречия между прикладными психологами............................. 399
Психология во время Второй мировой войны................................... 403
Послевоенный оптимизм..................................................................... 406
[ава 13. Психологическое общество: 1950-2000 .......................... 412
Развитие психологического общества................................................ 412
Социальная «революция» 1960-х гг................................................... 415
Профессиональная психология........................................................... 425
Выделение средств на социальные исследования......................... 425
Клиническая психология в 1960-х и 1970-х гг.............................. 426
Новый разрыв: уход «академиков» ............................................... 432
Прикладная психология в начале нового тысячелетия .................... 433
Библиография....................................................................................... 434
Предисловие
«История современной психологии» (A History of Modern Psychology) не переиздавалась с 1994 г., хотя за это время появились два издания «Истории психологии» (A History of Psychology). В третье издание книги я включил все изменения, внесенные в «Историю психологии», но не нанося ущерба повествованию о современной психологии.
Самые заметные особенности нового издания касаются его структуры. Я включил новую, вторую, главу, суммирующую историю психологии от эпохи Возрождения и научной революции до середины XIX в. При написании этой главы помимо «Истории психологии» я руководствовался работой Mind as scientific object: An historical-philosophical exploration («Разум как научный объект: историко-философское исследование»), написанной для книги Mind as Scientific Object («Разум как научный объект»), под редакцией Д. Джонсона и К. Эрнелинга (D.Johnson and С. Erneling (Eds.), Oxford University Press, in press), и двумя статьями: The Renaissance through the Eighteenth Century («От Возрождения до восемнадцатого века включительно») и The Nineteenth Century through Freud («От девятнадцатого века до Фрейда включительно») из «Энциклопедии психологии Американской психологической ассоциации» (АРА Encyclopedia of Psychology, Oxford University Press, 2000).
Главы З и 7, посвященные рождению психологии и тайному заговору натурализма, были пересмотрены, но самые серьезные изменения коснулись главы 4 «Психология бессознательного», которая в настоящем издании построена не тематически, а хронологически. Раздел о развитии психологии в XX веке был дополнен и реорганизован, чтобы сосредоточить внимание на двух направлениях современной психологии: научной психологии и профессиональной психологии. Главы 8—10 рассказывают об истории научных исследований разума в XX столетии вплоть до 2000 г. Главы 11—13 посвящены деятельности профессиональной психологии того же периода. В этих структурных изменениях нашли свое отражение две проблемы, волнующие меня. Во-первых, за годы моей преподавательской деятельности я обнаружил, что метания между принципиально различными направлениями, неизбежно сопровождающие попытки описать тот или иной период, вызывают смятение в умах студентов. Я думаю, что можно дать более ясную картину и научной, и профессиональной психологии, если рассказывать каждую историю отдельно. Во-вторых, как неоднократно подчеркивалось, научная и профессиональная психология идут каждая своей дорогой, поэтому деление повествования на две части отражает реальную ситуацию. Наконец/разделение материала на две части позволит лекторам сделать упор на одной из них по своему выбору.
Как всегда, я был бы счастлив услышать мнение преподавателей и студентов о третьем издании «Истории современной психологии». Пожалуйста, свяжитесь со мной по электронной почте, мой адрес: [email protected].
Томас Харди Лихи Ричмонд, Вирджиния
Часть I Введение |
Слева - Исаак Ньютон, основатель современных естественных наук. Хотя исследования Ньютона были посвящены физике, его подход к научной работе (ньютонианский стиль) произвел революцию во всех науках и в философии. Справа - Рене Декарт, основатель современной психологии. Его идеи о разуме и сознании, а также его теория, согласно которой тело представляет собой машину, создали ту основную схему, которой психологи оперировали на протяжении нескольких веков.
Источник Американский психологический архив, Университет Экрона.
Первые две главы подготовят нас к восприятию истории современной психологии. С самого момента своего возникновения психология претендовала на звание науки. Тем не менее ее статус как науки никогда не был особенно прочным. Частично это было обусловлено тем, что концепции природы науки менялись с годами и все еще остаются предметом разногласий между студентами, изучающими философию и историю науки. Итак, в первой главе приводится обзор философии науки, причем особое внимание уделяется ее причастности к научным амбициям психологии. Мы также рассмотрим альтернативные взгляды на психологию как область деятельности: как один из видов инженерной деятельности или как одну из гуманитарных наук. Наконец, мы кратко рассмотрим историографию, уделив особое внимание истории науки и истории психологии. Вторая глава дает общую картину донаучных предпосылок психологии, начиная с научной революции и заканчивая последней четвертью XIX столетия, когда, наконец, на сцену вышла научная психология.
ГЛАВА 1
Психология, наука и история
Платон заметил, что философия начинается с удивления. Наука также начинается с удивления — удивления перед внутренней работой природы, и все естественные науки, в том числе психология, изначально были частью философии. На протяжении столетий отдельные науки постепенно обретали независимость от философии. Психология одной из последних «отделилась от родителя», оставаясь частью философии вплоть до XIX в. Основателями психологии были как философы, так и психологи, и даже сегодня психология сохранила тесные связи с философией.
На протяжении многих веков история психологии была, по большей части, историей философии, особенно таких ее областей, как философия разума, гносеология и этика. Дословный перевод слова «психология» — исследование души, хотя сам термин не употреблялся вплоть до XVII в., а широкое распространение получил только в XIX в. Философы и религиозные деятели всего мира ожесточенно спорили о природе души, т. е. на тему, известную философам как философия разума. Существует ли душа? Какова ее природа? Каково ее предназначение? Как она связана с телом? Хотя психологи и не принимают названия «душа», предпочитая термин «разум», который несет меньшую религиозную нагрузку, они задаются все теми же тревожащими вопросами. Даже те психологи, которые определяют психологию как исследование поведения, а не изучение разума, по-разному отвечают на них.
Со времен древних греков философы интересовались проблемой о том, как люди узнают мир. Это направление получило название эпистемология (гносеология),от греческих слов episteme (знание) и logos (рассуждение). Вопросы о том, как люди познают мир, включают в себя и вопросы об ощущениях, восприятии, памяти и мышлении, — целый мир, который психологи называют когнитивной психологией.
Этика— это еще одна область, которую философы (и религиозные мыслители) делят с психологией. Хотя этика, главным образом, занимается вопросом, как людям следует себя вести, практическая этика зависит от понимания человеческой природы. Добры ли люди по своей натуре? Какие мотивы существуют у людей? Какие из них следует приветствовать, а какие — подавлять? Являются ли люди общественными существами? Существует ли общий стиль хорошей жизни, которого следует придерживаться всем? Подобные вопросы по сути своей психологические, и ответить на них можно, изучив человеческую природу. Этические представления проявляются во многих отраслях психологии. В научной психологиимы обнаруживаем их при изучении мотивации и эмоций, общественного и сексуального поведения. Прикладная психология,касается ли она бизнеса, промышленности или управления либо представляет собой индивидуальную клиническую или
Глава 1. Психология, наука и история 13
консультативную психологию, тесно связана с человеческой этикой. Люди обращаются кпсихологам, желая стать счастливее или более продуктивными, ожидая научной помощи психолога. Знания психолога о мотивации, эмоциях, научении и памяти дают ему орудия для изменения поведения, но психолог должен быть не только соратником клиента. Психолог, консультирующий в сфере бизнеса, порой должен говорить своему клиенту, что тот сам является причиной проблем компании, и ни один этичный психолог не станет учить популярного артиста, как тому следует представлять себя. Наука, проникая в тайны природы, имеет традиционно нейтральные ценности, но, как говорил Фрэнсис Бэкон, «знание — сила», и орудия прикладного психолога следует использовать по назначению.
Хотя концептуальные основы психологии следует искать в философии, идея создания психологии как самостоятельной науки проистекает из биологии. Идея о том, что функции, которые философы приписывают разуму, на самом деле зависят от глубинных процессов в головном мозге, существует со времен Древней Греции, но общепризнанной она стала в середине XIX в. Основатели психологии надеялись, что спекулятивная философия и религия могут стать естественными науками. Более молодая отрасль биологии — теория эволюции — также заложила основы научной психологии. Философы и психологи, особенно британские и американские, начали задаваться вопросом, чем хорош разум в борьбе за существование, представляющей собой эволюцию за счет естественного отбора. Почему мы должны быть сознательными? Есть ли сознание у животных? Эти новые вопросы тревожили и вдохновляли психологов с самого начала. Следовательно, мы должны рассмотреть не только абстрактные вопросы философии, но и растущее понимание функционирования мозга и нервной системы с древности и до наших дней.
Сейчас, на протяжении последнего десятилетия — настоящей эпохи мозга — надежды первых психологов на физиологию заслуживают уважения. Они надеялись, что психологические процессы можно связать с физиологическими, но затем, на протяжении почти всего XX века, психология отошла от физиологической ориентации. Однако сегодня, вооружившись новейшими методиками исследования мозга, психологи вернулись к исходным поискам. В то же время новая область эволюционной психологии вернулась к старым фундаментальным вопросам о человеческой природе (R. Wright, 1994).