Тест 2. Психология личности
1. Среди понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности» наименее
широким по содержанию (количеству признаков) является понятие …
а) индивид;
б) личность;
в) субъект деятельности.
г) Нет правильного ответа.
2. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности»
наиболее широким по объему (количеству входящих в него объектов) является понятие …
а) индивид;
б) личность;
в) субъект деятельности;
г) различий не существует.
3. Понятие … выражает генотипические характеристики человека.
а) индивид;
б) личность;
в) субъект деятельности;
г) индивидуальность.
4. Человек как индивид – это человек, на поведение которого не влияют …
факторы.
а) генетические;
б) биологические;
в) социальные.
г) Нет правильного ответа.
5. Характеристикой человека как индивида является …
а) индивидуальный стиль деятельности;
б) направленность поведения;
в) характер;
г) рост.
6. На поведение человека как личности влияет(ют) …
а) нормы морали;
б) социальная среда;
в) характер.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
7. Динамические характеристики поведения человека определяются его …
а) характером;
б) темпераментом;
в) способностями;
г) направленностью.
8. Система устойчивых мотивов личности - это …
а) темперамент;
б) характер;
в) способности;
г) направленность.
9. Степень трудности тех целей, к достижению которых стремится человек -
это …
а) локус контроля;
б) самооценка;
в) уровень притязаний;
г) характер.
10. Согласно теории К.К.Платонова, основным блоком личности является …
а) темперамент;
б) направленность;
в) характер;
г) способности.
11. Какое из приведенных ниже утверждений верное?
а) Всякая личность является индивидом, но не всякий индивид – личность.
б) Любой индивид является личностью, но не всякая личность – индивид.
в) Индивид = личность.
г) Индивид не является личностью, а личность - индивидом.
12. Личность в ее своеобразии и неповторимости – это …
а) индивид;
б) субъект деятельности;
в) характер;
г) индивидуальность.
13. Любой человек с рождения является …
а) индивидом;
б) личностью;
в) субъектом деятельности;
г) индивидуальностью.
14. Характеристикой индивида не является …
а) генетическая способность к прямохождению;
б) самосознание;
в) высокоразвитый мозг;
г) возможность использования орудий труда;
д) способность к запоминанию.
15. Индивидом рождаются, личностью …
а) тоже рождаются;
б) автоматически становятся при достижении определенного возраста;
в) становятся в процессе биологического созревания и роста;
г) становятся в процессе социализации.
16. Личность развивается под влиянием …
а) биологических предпосылок (пол, тип нервной системы и т.п.);
б) социальной среды;
в) активности самого человека.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
17. Личность – это …
а) результат биологического созревания;
б) «отпечаток» специфических условий жизни, социальных, общественных
отношений;
в) субъект активного взаимодействия со средой;
г) «продукт» социальных и общественных отношений, субъект активного
взаимодействия со средой.
д) Все ответы неверны.
18. Подструктура личности, которая включает привычки, знания, умения и
навыки – это …
а) направленность;
б) опыт;
в) подструктура особенностей психических процессов;
г) биопсихические свойства.
19. К биопсихическим свойствам не относятся …
а) темперамент;
б) особенности ощущения и восприятия;
в) пол;
г) возраст.
20. К подструктуре особенностей психических процессов не относятся …
а) воля;
б) чувства и эмоции;
в) стремления;
г) мышление.
21. Исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и
деятельности, соблюдение которых является обязательным условием включения в социальную группу – это …
а) ценности;
б) социальные нормы;
в) социальные роли;
г) социальные статусы.
22. Определенная позиция в социальной системе, предполагающая систему
прав и обязанностей, - это …
а) самооценка;
б) социальная норма;
в) социальная роль;
г) социальный статус.
23. Соответствующий принятым нормам способ поведения, зависящий от
статуса, это …
а) стереотип;
б) социальная норма;
в) социальная роль;
г) социальный ритуал.
24. Самооценка – это элемент …
а) направленности;
б) темперамента;
в) уровня притязаний;
г) самосознания.
25. Какие из перечисленных ниже особенностей характеризуют человека как
индивида?
а) Высокая скорость двигательных реакций.
б) Хорошая координация движений.
в) Повышенная чувствительность к температурным изменениям.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
26. Какие из перечисленных ниже особенностей характеризуют человека как
личность?
а) Застенчивость.
б) Общительность.
в) Повышенная агрессивность.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
27. Психологические особенности человека, от которых зависит успешность
приобретения знаний, умений и навыков – это …
а) задатки;
б) способности;
в) способности и задатки;
г) индивидуальный стиль деятельности;
д) потребности.
28. Способности человека – это …
а) прижизненные образования;
б) данные от природы особенности.
в) Общие способности даны от природы, а специальные формируются в течение жизни.
г) Специальные способности формируются в течение жизни, а творческие
являются врожденными.
29. Различают следующие уровни способностей: …
а) репродуктивный и творческий;
б) активный и пассивный;
в) адаптивный и творческий;
г) репродуктивный, активный и творческий.
30. Способности и задатки человека связаны между собой …
а) однозначно;
б) бессистемно;
в) способности многозначны, т.е. одна и та же способность связана со многими задатками;
г) задатки многозначны, т.е. на основе одного задатка могут формироваться
многие способности.
31. Различают следующие виды способностей: …
а) общие и специальные;
б) общие, специальные и вспомогательные;
в) общие и вспомогательные;
г) общие и специальные, активные и пассивные.
32. Наиболее верный путь определения способностей – это …
а) использование специальных тестов;
б) проведение опросов и экзаменов;
в) выявление динамики успехов в процессе деятельности;
г) оценка характера познавательных процессов человека.
33. Успешность выполнения любой деятельности определяется …
а) одной способностью к данной деятельности;
б) определенным сочетанием способностей человека;
в) общими способностями человека;
г) специальными способностями человека.
34. К чему может привести недостаточное развитие той или иной способности?
а) К невозможности достичь очень высоких результатов в деятельности.
б) Оно обязательно будет компенсировано развитием других способностей.
в) Приведет к недостаточному развитию других способностей.
г) Никак не скажется на деятельности.
35. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных определенному человеку – это …
а) одаренность;
б) талант;
в) гениальность;
г) индивидуальный стиль деятельности.
36. Относительно устойчивая, неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми – это …
а) уровень самооценки;
б) уровень притязаний;
в) образ «Я»;
г) уровень ожидаемой оценки.
37. Каким образом у человека появляется образ «Я»?
а) Дается от природы.
б) Формируется в младенческом возрасте.
в) Формируется в детстве к 2-3 годам.
г) Формируется постепенно и в основном складывается в юношеском возрасте.
38. Завышенная самооценка …
а) способствует развитию и успеху личности;
б) никак не сказывается на взаимоотношениях с окружающими;
в) может стать причиной конфликтов, утраты межличностных контактов,
замкнутости;
г) только иногда мешает процессу общения.
39. Самооценка …
а) всегда отчетливо осознается;
б) почти никогда не осознается;
в) иногда не осознается, но всегда влияет на поведение;
г) часто не осознается, и поэтому не влияет на поведение.
40. Какие основные компоненты включает в себя образ «Я»?
а) Когнитивный и волевой.
б) Эмоционально-оценочный и когнитивный.
в) Когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.
г) Эмоционально-оценочный, поведенческий и волевой.
41. Самосознание личности включает в себя следующие компоненты: …
а) самопознание;
б) самопознание и самоотношение;
в) самопознание и саморегуляцию;
г) самопознание, самоотношение и саморегуляцию.
42. Элементами самосознания личности являются …
а) уровень притязаний и самооценка;
б) самооценка, ожидаемая оценка и уровень притязаний;
в) уровень притязаний, самооценка и оценка референтной группой;
г) уровень притязаний и ожидаемая оценка.
43. Связаны ли между собой уровень притязаний и уровень самооценки
личности?
а) Не связаны.
б) Тесно связаны.
в) Связаны только в отношении социальных связей.
г) Связаны только на уровне социальной группы.
44. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются …
а) недостаточной критичностью в оценке результатов и уверенностью в себе;
б) уверенностью в себе и настойчивостью;
в) большой продуктивностью и критичностью в оценке результатов;
г) уверенностью в себе, настойчивостью, большой продуктивностью и
критичностью в оценке результатов.
45. Показателем наличия способностей к какому-либо виду деятельности
является …
а) высокий темп обучения соответствующей деятельности;
б) большие энергетические затраты по выполнению данной деятельности;
в) отсутствие индивидуального своеобразия выполнения деятельности.
г) Нет правильного ответа.
46. Талант – это … особенность.
а) врожденная;
б) определяемая генотипом;
в) не развиваемая.
г) Нет правильного ответа.
47. Способности – это …
а) знания;
б) умения и навыки;
в) устойчивые интересы;
г) индивидуальные особенности, облегчающие получение знаний.
48. Вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в задатках и
способностях решается следующим образом: …
а) задатки и способности врожденные;
б) задатки врожденные, способности - приобретенные;
в) способности врожденные, задатки - приобретенные;
г) задатки и способности формируются в течение жизни.
49. Способности, обеспечивающие успех во многих видах деятельности называются…
а) общими;
б) теоретическими;
в) учебными;
г) задатками.
50. Неповторимая система навыков, методов, приемов решения задач той или
иной деятельности - это …
а) темперамент;
б) характер;
в) задатки;
г) индивидуальный стиль деятельности.
51. Обращенность на окружающий мир характерна для интровертов?
а) Да.
б) Нет.
в) Иногда для интровертов.
г) Чаще для интровертов.
52. Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт
– это …
а) холерик;
б) сангвиник;
в) флегматик;
г) меланхолик.
53. Под темпераментом понимают … характеристики психики.
а) биологические;
б) содержательные;
в) динамические.
г) Все ответы верны.
54. В темпераменте личность проявляется со стороны ее …
а) биологических свойств;
б) динамических свойств;
в) социальных характеристик;
г) особенностей как индивида.
д) Все ответы верны.
55. Особенности темперамента …
а) рано проявляются;
б) начинают отчетливо проявляться в подростковом возрасте;
в) изменяются в течение длительного периода жизни;
г) зависят от черт характера.
56. По И.П.Павлову, основанием для классификации типов нервной системы
являются параметры силы, уравновешенности и … нервных процессов.
а) работоспособности;
б) активности;
в) подвижности;
г) динамичности;
д) импульсивности.
57. Способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность
при значительном напряжении возбудительных или тормозных процессов
определяет … нервной системы.
а) активность;
б) сила;
в) уравновешенность;
г) подвижность.
58. Способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой позволяет оценить … нервной системы.
а) силу;
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) активность.
59. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы является
основой … темперамента.
а) сангвинического;
б) холерического;
в) флегматического;
г) меланхолического.
60. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы является
основой … темперамента,
а) сангвинического;
б) холерического;
в) флегматического;
г) меланхолического.
61. Слабый, неуравновешенный тип нервной системы является основой …
темперамента.
а) сангвинического;
б) холерического;
в) флегматического;
г) меланхолического.
62. Сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы является
основой … темперамента.
а) сангвинического;
б) холерического;
в) флегматического;
г) меланхолического.
63. Низкий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемостью, высокая эмоциональность свойственны …
а) сангвиникам;
б) флегматикам;
в) холерикам;
г) меланхоликам.
64. Какой тип темперамента характеризуется ранимостью и склонностью к
глубоким переживаниям?
а) Сангвинический.
б) Флегматический.
в) Холерический.
г) Меланхолический.
65. Какой тип темперамента характеризуется уравновешенностью, подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, общительностью?
а) Сангвинический.
б) Флегматический.
в) Холерический.
г) Меланхолический.
66. Формально-динамические характеристики поведения человека
характеризует …
а) направленность личности;
б) характер;
в) темперамент;
г) способности.
67. Показателем соотношения выраженности процессов возбуждения и торможения является …
а) сила;
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) активность.
68. Темперамент человека можно описать при помощи характеристик импульсивности и …
а) устойчивости;
б) впечатлительности;
в) ритмичности;
г) подвижности.
9. Способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, выносливость и работоспособность нервных клеток описывает … нервной системы.
а) сила;
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) активность.
70. Свойства темперамента зависят от …
а) характера;
б) поведения;
в) типа нервной системы;
г) воспитания.
71. Темперамент изменчив?
а) Да.
б) Нет.
в) Зависит от индивидуальных особенностей человека.
г) Изменяется после сильных переживаний.
72. Самыми хорошими работниками являются …
а) холерики;
б) сангвиники;
в) меланхолики;
г) флегматики;
е) люди разных темпераментов, в зависимости от требований и условий работы.
73. Холерический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.
74. Сангвинический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.
75. Меланхолический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.
76. Флегматический темперамент характеризуется …
а) большой впечатлительностью и большой импульсивностью;
б) малой впечатлительностью и большой импульсивностью;
в) большой впечатлительностью и малой импульсивностью;
г) малой впечатлительностью и малой импульсивностью.
77. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающихся в процессе жизни человека, и обуславливающих типичные
для него способы поведения, эмоционального реагирования и оценки ситуации – это …
а) темперамент;
б) способности;
в) характер;
г) направленность.
78. В характере личность проявляется с … стороны.
а) динамической;
б) формальной;
в) поведенческой;
г) содержательной.
79. Аккуратность, бережливость характеризуют отношение человека …
а) к вещам;
б) к людям;
в) к труду;
г) к себе.
80. Скромность и самокритичность характеризуют отношение человека …
а) к людям;
б) к труду;
в) к вещам;
г) к себе.
81. Гуманность, честность, общительность выражают отношение …
а) к себе;
б) к людям;
в) к вещам;
г) к труду.
82. В инициативности, добросовестности проявляется отношение …
а) к себе;
б) к людям;
в) к вещам;
г) к труду.
83. Целостное образование, характеризующееся устойчивым отношением к
различным сторонам действительности – это …
а) направленность;
б) характер;
в) темперамент;
г) мотив.
84. Можно ли на основе однократного наблюдения за поведением человека,
каким-то его поступком сделать вывод о том, какая черта характера проявилась в данном случае?
а) Да, так как характер проявляется в поведении.
б) Нет, поскольку характер отражает закономерности поведения.
в) Можно, если это ребенок.
г) Все ответы неверны.
85. Верно ли, что поведение человека на 100% определяется той ситуацией, в
которой он находится?
а) Да.
б) Нет.
в) Да, если он осознает ее.
г) Да, когда это социальная ситуация.
86. Характер является врожденным или приобретенным свойством личности?
а) Врожденным.
б) Приобретенным.
в) Врожденными являются только черты, выражающие отношение к себе.
г) Приобретенным является только отношение к людям.
87. Чрезмерная выраженность, «заострение» некоторых присущих каждому
человеку индивидуальных свойств характера – это …
а) направленность;
б) твердость;
в) акцентуация.
г) Нет правильного ответа.
88. Темперамент и характер относятся к …
а) психическим процессам;
б) психическим состояниям;
в) психическим свойствам;
г) психическим образованиям.
89. Характер в большей мере, чем темперамент …
а) обусловлен природными факторами;
б) зависит от социальных факторов;
в) определяется телосложением и физической силой человека.
г) Все ответы верны.
90. Характер развивается и проявляется в системе отношений …
а) «Я – окружающий мир»;
б) «Я – другие люди»;
в) «Я - деятельность».
г) Все ответы верны.
91. Закономерная связь между отдельными чертам характера – это его …
а) направленность;
б) акцентуация;
в) структура;
г) выраженность;
д) все ответы неверны.
92. Центральными, стержневыми отношениями личности, определяющими важнейшие свойства характера, являются …
а) отношение к себе и отношение к вещам;
б) отношение к труду и отношение к вещам;
в) отношение к другим людям и отношение к труду;
г) отношение к другим людям и отношение к себе.
93. Свойства характера …
а) представляют собой случайную совокупность;
б) зависят друг от друга и образуют целостную организацию;
в) связаны между собой и зависят от темперамента.
г) Все ответы неверны.
94. Связаны ли между собой темперамент и характер?
а) Нет, совсем не связаны.
б) Да, связаны однозначно.
в) Темперамент влияет на формирование характера.
г) Нет правильного ответа.
95. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо – это …
а) мотив;
б) направленность;
в) потребность;
г) желание.
96. То, что необходимо для нормального развития человека как личности –
это потребности …
а) биологические;
б) социальные;
в) в общении;
г) в самоактуализации.
97. То, что требуется для нормального развития человека как индивида, это
потребности …
а) биологические;
б) социальные;
в) в безопасности.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.
98. Основанием для классификации потребностей на естественные и культурные является …
а) источник их формирования;
б) предмет удовлетворения;
в) возможность удовлетворения;
г) форма осуществления.
99. Классификация потребностей на материальные и духовные осуществляется на основании …
а) источника их формирования;
б) предмета удовлетворения;
в) времени возникновения;
г) формы осуществления.
100. Все потребности осознаются?
а) Да.
б) Нет.
в) Осознаются только высшие.
г) Осознаются только физиологические.
101. Высшим(и) регулятором(амии) поведения личности является(ются) …
а) требования общества;
б) мировоззрение;
в) потребности;
г) мотивы.
102. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем -
это …
а) стереотип;
б) установка;
в) мотивация;
г) мировоззрение.
103. Система осознанных мотивов, побуждающих человека поступать в соответствии со своими взглядами, - это …
а) убеждения;
б) установки;
в) интересы;
г) желания.
104. Существуют ли неосознанные мотивы?
а) Да.
б) Нет.
в) Только как этап формирования мотива.
г) Только у маленьких детей.
105. Основной источник активности личности – это …
а) желание;
б) установка;
в) нужда;
г) потребность.
106. Положительно эмоционально окрашенное стремление к познанию– это …
а) влечение;
б) желание;
в) интерес;
г) склонность.
107. Мотив, в котором предмет потребности непосредственно не представлен
в данной ситуации, но может быть создан как результат деятельности – это
…
а) влечение;
б) установка;
в) потребность;
г) стремление.
108. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности -это
…
а) неосознаваемая потребность;
б) установка;
в) мотив;
г) стремление.
109. Установки …
а) всегда осознаются;
б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;
в) невозможно изменить;
г) не применяются в обычных условиях жизни.
110. Интерес к объекту, обусловленный его внешними характеристиками, называется…
а) непосредственным;
б) опосредованным;
в) неустойчивым.
г) Нет правильного ответа.
111. Интерес к объекту, обусловленный его значимостью для деятельности
личности, называется…
а) непосредственным;
б) опосредованным;
в) неустойчивым.
г) Нет правильного ответа.
112. Преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по
себе интереса не вызывает, но является условием осуществления интересующей деятельности, свидетельствует о(об) … интереса.
а) широте;
б) устойчивости и силе;
в) осознанности.
г) Все ответы верны.
113. Неудовлетворенная потребность – это …
а) интерес;
б) мотив;
в) направленность;
г) намерение.
114. Мотивационная сфера человека характеризуется следующими особенностями: …
а) субъективностью;
б) динамичностью;
в) социальной обусловленностью;
г) включает как осознаваемые, так и неосознаваемые мотивы.
д) Все ответы верны.
е) Все ответы неверны.
115. Неосознаваемыми могут быть …
а) потребности, мотивы, цели;
б) потребности и мотивы;
в) цели и мотивы;
г) только потребности;
д) только мотивы;
е) только цели.
116. В процессе жизни человека потребности …
а) изменяются;
б) остаются неизменными;
в) изменяются только социальные;
г) изменяются только духовные.
117. Направленность личности …
а) генетически детерминирована;
б) формируется в первые месяцы жизни;
в) формируется и изменяется в процессе развития личности;
г) формируется до достижения школьного возраста.
118. Общественная значимость интересов, убеждений человека проявляется в
таком качестве направленности как …
а) действенность;
б) широта;
в) интенсивность;
г) уровень.
119. Недостаточно четко осознанная потребность – это …
а) влечение;
б) интерес;
в) желание;
г) склонность.
120. Потребность личности в определенной деятельности называется …
а) установкой;
б) желанием;
в) склонностью;
г) влечением.
121. Преобладание мотивов, связанных с достижением общей для группы целей – это направленность …
а) на взаимодействие;
б) на себя;
в) деловая;
г) коллективная.
122. Преобладание мотивов собственного благополучия характерно для …
а) личной направленности;
б) деловой направленности;
в) направленности на взаимодействие;
г) собственной направленности.
123. Автором иерархической модели потребностей личности является …
а) З.Фрейд;
б) И.П.Павлов;
в) А.Маслоу;
г) К.К. Платонов.
124. Самой низшей потребностью является(ются) потребность(ти) …
а) в безопасности;
б) в принадлежности и любви;
в) физиологические;
г) в самореализации.
125. Более высоким уровнем потребностей, чем познавательные, являются потребности ...
а) в принадлежности и любви;
б) в безопасности;
в) в уважении;
г) в красоте (эстетические).
126. Более низким уровнем, чем потребности в принадлежности и любви, являются потребности …
а) в самоактуализации;
б) познавательные;
в) в безопасности;
г) в уважении.
127. Непосредственно за потребностями в безопасности, принадлежности и
любви следуют потребности …
а) познавательные;
б) в уважении;
в) эстетические;
г) самоактуализации.
128. Иерархия потребностей от низших к высшим (по А.Маслоу) выглядит
следующим образом: …
а) физиологические, эстетические, познавательные, принадлежности и любви, самоактуализации;
б) потребность в безопасности, физиологические, принадлежности и любви,
познавательные, эстетические, самоактуализации;
в) физиологические, познавательные, потребность в уважении, эстетические,
самоактуализации;
г) физиологические, безопасности, принадлежности и любви, познавательные, эстетические, самоактуализации.
129. Большая биологическая эффективность жизни достигается тогда, когда …
а) человек живет на более высоком уровне потребностей;
б) человек живет на уровне низших потребностей;
в) человек живет на среднем уровне потребностей;
г) полностью удовлетворяются потребности низшего уровня.
130. Удовлетворение каких потребностей способствует развитию личности,
чаще приносит счастье и радость?
а) Физиологических.
б) В безопасности.
в) В социальных связях.
г) Высших.
131. Неверно, что потребности человека …
а) имеют общественно-личный характер;
б) субъективны;
в) устойчивы;
г) имеют относительный характер.
132. Потребности какого уровня менее важны для выживания человека?
а) Низшие.
б) Социальные.
в) Высшие.
г) В безопасности.
133. Потребности более высоких ступеней (по классификации А.Маслоу) начинают проявляться тогда, когда …
а) полностью удовлетворены физиологические потребности;
б) удовлетворены хотя бы частично потребности низших ступеней;
в) удовлетворены физиологические потребности и потребность в безопасности;
г) когда полностью удовлетворены социальные потребности.
Вопросы к экзамену по психологии.
1. Предмет психологии. Различные представления о предмете психологии.
2. Этапы формирования психологии как науки.
3. Отрасли психологии.
4. Методы психологии.
5. Наблюдение как метод психологического исследования.
6. Эксперимент в психологии.
7. Тестирование как метод психологического исследования.
8. Качества внимания: переключения, концентрация, устойчивость.
9. Виды внимания.
10. Бессознательное в психике человека. Классы неосознаваемых процессов.
11. Сознание как высшая ступень развития психики.
12. Функции сознания.
13. Основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева. Основные виды деятельности.
14. Ощущения: основные функции. Взаимодействие ощущений.
15. Формы изменчивости ощущений, измерение ощущений.
16. Специфическая и неспецифическая чувствительность. Условия развития ощущений.
17. Восприятие и его виды. Зависимость восприятия от особенностей личности и характера деятельности.
18. Свойства восприятия. Способы развития восприятия.
19. Особенности предметного восприятия человека.
20. Особенности осязательного восприятия.
21. Слуховое восприятие: музыкальный и речевой слух. Роль моторного аппарата в развитии слухового восприятия.
22. Внимание: основные функции и виды.
23. Основные свойства внимания. Факторы, определяющие внимание.
24. Методы изучения внимания.
25. Виды и типы памяти. Экспериментальное изучение памяти.
26. Запоминание: виды, условия эффективного запоминания.
27. Сохранение: виды и условия эффективного сохранения.
28. Воспроизведение: виды и условия эффективного воспроизведения.
29. Забывание: виды и условия забывания.
30. Мышление как психический процесс: понятие, функции, виды.
31. Мышление как процесс решения задач. Проблемные ситуации и мышление.
32. Основные мыслительные операции и формы мышления.
33. Психологические теории мышления.
34. Творческое мышление и методы его диагностики.
35. Методы изучения мышления.
36. Природа и виды воображения. Воображение и творчество.
37. Приемы преобразования в процессах воображения. Диагностика воображения.
38. Понятие об интеллекте и его измерении.
39. Язык и речь. Виды речи. Соотношение мышления и речи.
40. Эмоции, их функции и классификации.
41. Чувства и личность. Виды чувств и их формирование.
42. Понятие о воле. Структура волевого действия.
43. Волевая регуляция деятельности и ее совершенствование.
44. Общее представление о личности. Понятия индивид, личность, индивидуальность.
45. Подходы к изучению личности в современной психологии.
46. Потребности. Виды потребностей и их развитие.
47. Мотивы, их функции и виды. Мотивация личности.
48. Современные подходы к изучению темперамента.
49. Психологическая характеристика основных типов темперамента.
50. Отличительные признаки темперамента. Темперамент и деятельность.
51. Характер: понятие, природа, структура и проявления.
52. Темперамент и характер, их соотношение.
53. Акцентуации характера. Основные положения типологии К. Леонгарда.
54. Понятие о социальном характере. Типологии социальных характеров.
55. Представление о «Я-концепции» в современной психологии.
56. Самооценка и уровень притязаний личности.
57. Природа способностей. Задатки и способности.
58. Структура и уровни развития способностей.
59. Изучение и развитие способностей.
60. Соотношение понятий «субъект», «личность», «индивидуальность».
61. Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», «биологический возраст».
62. Понятие «социализация». Этапы социализации.
63. Стадии психосоциального развития (Э. Эриксона).
64. Фрейдизм, психоанализ.
65. Бихевиоризм.
66. Гуманистические теории личности.
67. Теория личности Г. Тома.
68. Трансперсональная психология.
69. Структура личности (К. Платонова).
70. Типы темперамента и физиологические основы темперамента.
71. Конституционные и клинические типологии.
72. Характер, акцентуации характера и неврозы.
73. Профессиональные роли и стереотипы поведения. Профессиональная деформация характера.
74. Понятие "потребность", её основные характеристики: сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения, предметное содержание.
75. Виды потребностей: органические, материальные, социальные. Желание как осознанная потребность. Интерес как вид мотива, форма проявления познавательной потребности человека.
76. Понятие " мотив". Виды мотивов:
по степени осознанности:
а) неосознаваемые - влечения, гипнотические внушения, установки, фрустационные состояния;
б) осознанные мотивы - интересы, желания, убеждения;
по виду деятельности: игровые, учебные, трудовые;
по содержанию: материальные, духовные. Понятие "мотивация".
77. Мотивационные явления (мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, локус контроля, самооценка, уровень притязаний, потребность в общении, мотив власти, альтруизм, агрессивность) как черты личности человека.
78. Психическое состояние и его структура. Полярность, изменчивость, относительная устойчивость, внешняя выраженность, индивидуальное своеобразие как основные свойства психических состояний.
79. Физиологические основы психических состояний. Состояние организма и сознания как составляющие психических состояний.
80. Типология психических состояний по преобладающему в данный момент психическому процессу (гностические, эмоциональные, волевые и т.п.).
81. Настроение, аффект, страсть, стресс как формы психических состояний.
Влияние психического состояния на успешность деятельности.
82. Оптимальные психические состояния, состояние профессиональной заинтересованности, творческого вдохновения и их значение для профессиональной деятельности.
83. Отрицательные психические состояния.
84. Состояние психической напряженности и теория стресса.
85. Виды стресса: физиологический, эмоциональный, информационный, факторы, симптомы и фазы стресса.
86. Положительное отрицательное влияние стресса. Уровень стрессоустойчивости личности.
87. Состояние тревожности. Шкала личностной тревожности. Депрессия и ее симптоматика. Фрустрация как форма стресса. Типичные реакции на фрустрирующую ситуацию.
88. Виды психологической защиты: вытеснение, рационализация, проекция, идентификация, регрессия, сублимация.
89. Измененные состояния сознания.
Сон, его значения и фазы. Медитация, гипноз как внушенные состояния.
Влияние психотропных веществ на состояние сознания.
90. Волевые качества: целеустремлённость, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, мужество; степени слабоволия. Условия жизни и воспитания для формирования и развития воли и волевых качеств. Волевая регуляция поведения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература:
1. Нуркова В.В., Березонская Н.Б. Психология. Учебник для бакалавров. Изд-во: «Юрайт», М., 2012.
2. Фокин В.А., Буаякас Т.М., Родина О.Н. Психология. Введение в психологию. учеб пособ. для бакалавров изд-во: «Высшее проф. Образование - Психология», М., 2012.
3. Троицкая И.В., Годменик О.Б. Психология для направления «Экономика». Учебник для ВУЗов «бакалавриат», «ИЦ Академия», М., 2011.
4. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. Учебник для бакалавров, М., 2011.
5. Андриенко Е.В., Сластенина В.Н. Социальная психология. Учебное пособие «бакалавриат», М. 2011.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов на Дону, 2012.
7. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2011.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 2011.
9.Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 2013.
10. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 2012.
11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2012.
12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2012.
13. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2013.
14. Немов Р.С. Психология. М., – Т.1. 2011.
15. Психология. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2008.
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 2011.
17. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2013.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. 2011.
19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 2011.
20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 2011.
Дополнительная литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
2. Адлер А. Понять природу человека. – СПб., 1997.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. – Т.2. М., 1992.
4. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: техника быстрого чтения. – М.: Просвещение, 1994.
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные пси-хологические труды. – Москва-Воронеж, 1996.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
7. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.-Воронеж, 1996. С. 434-521.
8. Бакланова Н.К. Бакланов К.В. Шаг к успеху. Психология для Вас. Учеб-метод. пособие. – М.: ИПО Профиздат, 2000, 144с.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди... – М., 1990.
10. Берн Эрик. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: СПб: Талисман, 1994.
11. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990.
12. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.
13. Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Избранные психологические труды. М., 1995. С.162-192.
14. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994.
15. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М., 1994.
16. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.-В., 1996.
17. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.
18. Вейнингер О. Пол и характер. Ростов на Дону: "Феникс", 1998.
19. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1990.
20. Виткин Дж. Женщина и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
21. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Пер. с нем. – Л., 1991.
22. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – М.: Академия, 2002, 318с.
23. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
24. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
25. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Ин-т практ. психологии, НПО, 1998.
26. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1994.
27. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 208с.
28. Горякина В.А. Психология общения. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 416с.
29. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.
30. Грегори Р. Разумный глаз. – М., 1994.
31. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1996.
32. Джемс У. Психология. – М., 1991.
33. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: МГУ, 1995.
34. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
35. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
36. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2003, 624с.
37. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1999.
38. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001, 208с.
39. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998.
40. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – М., 2000.
41. Когнитивная психология. Учебник для вузов /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – М.: ПЭРСЭ, 2002, 480с.
42. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЕК", 1997.
43. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.
44. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.
45. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. Учебное пособие. – М.: Академия, 2000, 320с.
46. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность //Избранные психологические произведения: В 2т. – М., 1983. – Т.2.
48. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993.
49. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 192с.
50. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. – М., 1990.
51. Ломов Б.Ф. Человек и техника. – М., 1996.
52. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 2000.
53. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 1995.
54. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 1999.
55. Межличностное общение / Сост. Н.В.Казариновой, В.М. Потольши. – СПб.: Питер, 2001., 512с.
56. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996.
57. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учеб. пособ. к спецкурсу. – Пермь, 1990.
58. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологичесое содержание, диагностика, коррекция – М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т Флинта, 2001, 192с.
59. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.-Воронеж, 1995.
60. Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. – М., 1990.
61. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – М., 1996.
62. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов на Дону: "Феникс", 1996.
63. Практикум по общей психологии: учебное пособие для студентов пединститутов /А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др. – М.: Просвещение, 1990.
64. Психодиагностика. Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003.
65. Психология индивидуальных различий (тексты) – М., 2000.
66. Психология ощущений и восприятия (тексты) – М., 1999.
67. Психология памяти (тексты) – М., 1998.
68. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
69. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
70. Рыдакова И.И. Основы педагогического общения. – М.: Белароз, 1998, 319с.
71. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.
72. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу "Психология человека": Учеб. пособие для студентов педвузов. – М., 1998.
73. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2т. – М., 1985.
74. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. – М., 1992.
75. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
76. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М., 1991.
77. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
78. Фромм Эрих. Искусство любви. – Минск: ТПЦ "Полифакт", 1991.
79. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. – Мн., 1998.
80. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской. – М.: Издат. группа "Прогресс" – "Универс", 1993.
81. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
82. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 1997.
83. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – М., 1998.
84. Щадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос, 2001.
85. Щадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.
86. Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1996.
87. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы для освоения дисциплины, интернет-рессурсы
1. ИНИОН – http://www.inion.ru
2. Прибрам Карл. Мозг как голограмма.
3. http://www.isra-trainings.com/articles/holo/holo brain.html.
4. РАСОhttp://www.raso.ru/
5. Российская государственная библиотека – http://www.rsl.ru
6. Библиотека М. Мошкова – http://www.lib.ru
7. Московский научный общественный фонд – http://www.mpst.org
8. Национальная электронная билиотека - http://nel.nns.ru
9. Библиографическая поисковая система «Букинист» - http://bukinist.agava.ru
10. Электронная библиотека сети «Право» - http://www.russianslaw.net/law/netlav/Resurs.htm
11. Предметно-ориентированная логическая библиотечная сеть – http://www.libweb.ru
12. Научная электронная библиотека- www.elibrary.ru