Практическое значение исследований
Практическое значение исследований механизмов внимания трудно переоценить. Особую важность они имеют для трех областей практической психологии. Первая — педагогическая психология и коррекционная педагогика. Практика показывает, что большинство проблем, которые возникают у школьников, связаны с функцией внимания и организацией своей деятельности. Вторая — клиническая психология и психологические проблемы реабилитации больных с нарушениями внимания. Третья — психология труда. Организация сложных видов деятельности, например управление воздушным движением, требует значительных затрат ресурсов внимания. Ошибки отвлечения в таких видах деятельности обычно дорого обходятся. Не случайно последние исследования внимания связываются с изучением ошибок в профессиональной деятельности и поиском путей их устранения.
Список литературы
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
Воронин А.Н. Методики диагностики свойств внимания//Методы психологической дигностики/Под ред.В.Н. Дружина, Т.В. Галкиной. М., 1993. С. 16-27.
Гальперин П.Я. К проблеме внимания//Докла-ды АПН РСФСР. 1958. Т. 3. С. 33-38.
Гиппенрейтер Ю.Б. Движения человеческого глаз. М., 1978.
3.4. Психология памяти: процессы, формы, виды, типы и механизмы
Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание //А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 165-177.
Джемс У. Внимание (1905)//Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С. 50-65.
Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания//Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 68-80.
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
Ланге Н.Н. Теория волевого внимания (1893)// Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С. 107-143.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
Люютинен X. Эраузал, антиципация и внимание: психофизиологическая перспектива//Когнитив-ная психология. М., 1986. С. 93-101.
Наатенен Р., Алхо К., Соме М. Мозговые механизмы селективного внимания//Когнитивная психология. М., 1986. С. 85-92.
Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
Рутман Э.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. М., 1979.
Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.
All port D. Attention and performance//Cognitive psychology: New directions/Ed. F.CIaxton. L, 1980. P. 112-153.
Allport D. Visual attention//Foundation of cognitive science/Ed. M. Posner. Cambridge, 1989. P. 631-682.
Hochberg J. E. Attention, organization and con-sciousness//Attention: Contemporary theory and analysis /Ed. D.I. Mostofsky. N.Y., 1970.
Kimura D. The asymmetry of the human brain// Sci. Amer. 1973. V. 228.
Miura Т., Shinohara K., Kanda K. Attentional shift in three dimentional spaceAln a case of moving observers. Paper at ECVPf95//Perception. 1995. V. 24.
Navon D. The importance of being visible: on the rolewof attention in a mind viewed as an anarchic intelligence system//Eur. J. Cognitive Psychol. 1989. V. 1, № 3. P. 191-238.
Neumann O. Visual attention and action// Relationships between perception and action/Eds. O. Neumann, W. Prinz. Berlin, 1990. P. 227-267.
Norman D. Toward a theory of memory and attention //Psych. Rev. 1968. V. 75.
Norman D., Shallice T. Attention to action: willed and automatic control of behavior//Consciousness and self-regulation/Eds. Davidson et ai. 1986. V. 4, P. 1-18.
Posner M., Nissen M., Ogden W. Attended and nonattended processing modes: The role of set for spatial Iocation//Modes of perceving and processing information/Eds. H. Pick, E. Saltzman. Hillsdale, N.J., 1978. P. 137-157.
Posner M. Cumulative development of attentional theory//Amer. Psychol. 1982. V. 37, № 2. P. 168-179.
Posner M. Chronometric explorations of mind. N.Y., 1986.
Spelke E., Hirst W., Neisser U. Skills of divided attention//Cognition. 1976. V. 4, № 3. P. 215-230.
Velichkovsky B.M. The levels endeavour in psychology and cognitive scince//lnternational perspectives on psychological science: Leading themes/Eds. P. Bertelson et al. Hove, UK, 1994.
Vorberg D. Voluntary attention switching between global and local levels. Paper at ECVP'1994//Perception. 1994. V. 23.
Психология памяти: процессы, формы, виды, типы и механизмы
Л. Введение
Память — это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.
Факты запоминания, хранения, воспроизведения, припоминания, узнавания, забывания и др. давно были предметом пристального наблюдения и изучения. Пожалуй, среди «психологических» понятий только памяти удалось пройти долгий путь от античности до современности, оставляя за собой чуть ли не центральное место в большинстве философских систем и психологических теорий. Память понималась как основополагающая характеристика души, ее способность воспринимать, понимать и ориентироваться. Как в мифологии, так и на уровне современного бытового сознания потеря памяти отождествляется с безумием.
И все же память отличается от других психических функций. Закономерно возникает вопрос: где проходит граница между памятью и восприятием, вниманием, мышлением, пониманием, осознанием, подготовкой программы действия, воле-нием?
Феноменология памяти и аспекты исследования
Подавляющее большинство современных монографий «по памяти» начинается с описания феноменологии -- фактов, совокупность которых задает объект исследования. Мы полагаем, что эти факты могут быть рассмотрены в двух аспектах, задающих предмет исследования:
во-первых, факты, связанные с работой памяти в процессе переработки текущей информации (включая ее последующее использование);
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
во-вторых, факты участия памяти в порождении знаний, в процессах понимания и при построении ментальных моделей среды.
В настоящей работе мы будем придерживаться плана, продиктованного выделенными аспектами. В первой части мы дадим изложение экспериментальных результатов и теоретических понятий, относящихся к мнемическим. процессам, участвующим в переработке информации. Во второй части основной акцент будет сделан на формах функционирования памяти и ее участия в организации знаний.