Тема 1.1. Субъективная интерпретация социальной реальности
Семинар-диспут
Вопросы для обсуждения:
· Аффилиация, аттракция и близкие отношения: связь близких отношений со здоровьем и ощущением счастья;
· психология влечения и симпатии, любовь-страсть и любовь-дружба;
· привязанность и поддержание тесных взаимоотношений, проблема завершения отношений;
· Агрессия: понятие, теории, факторы влияния, факторы снижения агрессии.
· Конфликт (социальные дилеммы их решение, конкуренция, смещение восприятия участников конфликта, изменение восприятия);
· примирение в конфликте (контакт, сотрудничество, общая внешняя угроза, экстраординарные цели, кооперация, коммуникация, умиротворение);
· Конформизм/нонконфоромизм (классические эксперименты Шерифа, Аша и Милграма, ситуационные факторы, провоцирующие конформизм, личностные факторы проявления конформизма, проблема сопротивления социальному давлению).
· Альтруизм (просоциальное поведение): психология социального обмена, ситуационные и личностные влияния на оказание помощи, адресаты оказания помощи, усиление оказания помощи.
Литература по теме семинара:
1. Журавлев А.Л.,Соснин В.А.,Красников М.А. Социальная психология. М,2006.С206-211
2. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М., 2005. С.13-14; 35; 78-81; 321-325
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. С. 234; 269-309; 456; 448-672
4. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. С. 194-225
5. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С. 241-247
6. Социальная психология: Практикум / под ред. Т.В. Фоломеевой. М.: Аспект Пресс, 2006
Самостоятельная работа студентов:
Опираясь на рекомендуемые источники литературы и дополнительную литературу (самостоятельный поиск) подготовьте сообщение по вышеобозначенным аспектам проблемы.
Практическое занятие 3
Тема 1.2. Личность как предмет социально-психологических исследований
Кейс-стади
Вопросы для обсуждения
· Социально-психологическая природа Я-опыта: теоретические подходы.
· Я-концепция как результат социально-психологического развития личности.
· Понятие и структурные компоненты Я-концепции.
· Социальная идентичность.
· Самопрезентация.
Литература по теме лекции:
1.Агеев В.С. Социальная идентичность личности // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С. 349-356
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. С.181-191
3. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С. 356-364
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 211-229; 238-259
5. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2006. С.68-82; 264-271
6. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 58-60
7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С. 64-98
8. Писаренко Н.В. Идентичность в аспекте коммуникации: теоретические подходы / Вестник Томского государственного университета. Серия «Психология» - № 286. – Томск, 2005. – С.118-122. - http://www.tsu.ru./ru/vestnik
9. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М.,2005.С.257-261; 524-527
10. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1999. С.181-211
Самостоятельная работа студентов
1. Заполните опросник ПВЯ (Л.Я. Дорфман,2002).
Подсчитайте полученные баллы, проинтерпретируйте результаты, в соответствии с теорией «Полимодального Я».
2. Протестируйте уровень Вашего контроля за действием (при неудаче, планировании, реализации). Выявите «западающие» субсистемы. Наметьте пути оптимизации их уровня.
Практическое занятие 4
Тема 2.1. Социальная матрица развития личности: этапы и механизмы процесса
Активная форма обучения
Вопросы для обсуждения:
· Проблема взаимосвязи аттитюдов и поведения
· Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь аттитюдов и поведения
· Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь аттитюдов и поведения
· Роль намерений во взаимосвязи аттитюдов и поведения
· Установки, предсказывающие поведение
· Уменьшение социальных влияний на выраженные установки
· Изучение установок, характерных для поведения
· Повышение силы установки
Литература по теме семинара:
1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 169-193
2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С.154-163; 286-291
Кейс-стади: Установка и ее роль в поведенческих реакциях субъекта (практическое упражнение).
Практическое занятие 5
Тема 2.2. Социальные роли: многоаспектность явления
Семинар-практикум
Вопросы для обсуждения:
· Ролевые теории личности.
· Социальная роль как функциональная единица.
· Конвенциональность социальной роли: права и обязанности.
· Принятие роли и ролевое поведение.
· Ролевое ожидание.
· Ролевое напряжение.
· Ролевые конфликты.
· Гендер и гендерные стереотипы: роли мужчины и женщины в социальном мире.
Литература по теме семинара:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1999.- С.71-72
2. Батлер Д. Гендерное беспокойство/Антология гендерной теории. Минск,2000.С. – 297-340
3. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Социальное конструирование гендера. М., 1998
4. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 23-27
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2009. С. 164-166; 228-247; 256-263; 442-448
6. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведение. СПб.: Издательство Союз, 2000. С. 191 – 192, 499.
7. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М., 2005. С.516-517
8. Хубер Д. Теория гендерной стратификации / Антология гендерной теории. Минск, 2000. С.77-96
9. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 2009. С.45-53.
10. Хорни Карен. Психология женщины. Изд-во: Абак Пресс, 2009.
Самостоятельная работа студентов
Практическое задание: Определение социальной роли.
Выполните тест и интерпретируйте полученные вами результаты.
Тест: «Капитан, рулевой, пассажир» (см.: Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведение. СПб.: Издательство Союз, 2000. С. 191 – 192, 499).
Практическое занятие 6
Тема 2.3. Взаимодействие аттитюдов и поведения: влияние поведения на аттитюды
Вопросы для обсуждения
Проблема влияния поведения на аттитюды
· Поведение как следствие установки. Психология самоубеждения.
· Утверждение становится убеждением.
· Феномен «Нога в дверях».
· Самопрезентация как источник формирования установок на самовосприятие.
· Самовосприятие и самоатрибуция.
· Изменение установок как механизм преодоления когнитивного диссонанса. Психология самооправдания. Эффект сверхоправдания.
· Диссонанс после принятия решения.
Литература по теме семинара:
1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 194-210
2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2009. С. 393-415
Практическое занятие 7