Психолингвистические приемы изучения речи
В психолингвистических работах содержится много различных приемов, позволяющих раскрывать разные стороны речевой деятельности человека. Самыми известными являются два типа эксперимента: свободный и направленный (целенаправленный, контролируемый).
Свободный ассоциативный эксперимент широко используется для получения языкового материала, который используется для создания ассоциативных словарей, для теоретических исследований или решения практических задач.
При свободном ассоциативном эксперименте информанты отвечают на слово-стимул. В зависимости от цели исследования необходимо ответить одним первым пришедшим им в голову словом, или целым рядом слов, которые всплывают в сознании в течение определенного отрезка времени (например, одной минуты).
Проведение эксперимента предполагает инструктирование участвующих в эксперименте. Так, Дж. Дженкинс давал такую инструкцию испытуемым, участвующим в эксперименте по подготовке словаря миннесотских ассоциативных норм: «Это одно из исследований речевого поведения, проводимых в Миннесоте. Это обычный эксперимент на свободную ассоциацию. Пожалуйста, напишите Ваше имя на обороте листка. Когда Вы откроете этот листок, Вы увидите список 100 слов-стимулов. После каждого слова напишите первое слово, которое Вы подумаете. Начинайте с первого слова. Посмотрите на него. Напишите слово, о котором вы подумали; тогда переходите к следующему слову. Отвечайте только одним словом каждый раз. Не пропускайте слов. Работайте быстро, пока не кончится весь список 100 слов. Есть вопросы? Все. Приступайте».
Экспериментальные задания могут даваться в устной или письменной форме. Ответы испытуемых тоже могут быть получены устно (магнитофон или протокольная фиксация) или письменно.
Чистота эксперимента зависит от подготовленных для него материалов. Соседние слова-стимулы могут влиять на слова-реакции, поэтому рекомендуют не оглашать весь список заранее, а в письменном тексте отделять слова-реакции друг от друга. На слово-стимул может быть дан как один ответ, так и несколько. По данным исследователей количество реакций ограничивается несколькими ответами, чаще всего пятью.
Существенные результаты получены и при анализе особенностей ответов испытуемых. Отмечается, что на непервые ответы большое влияние оказывает предшествующий ответ. Часто бывает, что второй ответ является, скорее, ассоциацией не на слово-стимул, а на первый ответ. Поэтому при обработке ответов предпочтение отдается только тому слову, которое названо первым.
Ответы испытуемых регистрируются, обрабатываются и сводятся в перечень. Причем слова располагают в соответствии с частотой их встречаемости в анкетах. Чем чаще реакции определенных слов, тем ближе они помещаются к слову-стимулу. В созданных для многих языков ассоциативных словарях статьи строятся именно по такому принципу. Все лексические единицы, связанные со словом-стимулом в сознании испытуемых, образуют ассоциативное поле. Мощность поля определяется количеством входящих в него слов. Семантические связи этих слов со словом-стимулом могут быть самыми разными.
Сложность метода состоит в анализе и интерпретации результатов. Традиционно используют количественные методики (вычисление уровня стереотипности реакций, разнообразных коэффициентов, индексов) и качественные (выявление типов вербальных ассоциаций в рамках различных классификаций). Однако отмечают, что их недостаточно, например, для анализа ассоциативных полей при межъязыковых сопоставлениях.
Направленный ассоциативный эксперимент назван так, потому что в нем на реакцию накладываются ограничения, испытуемому предлагается дать ассоциации определенной части речи, указывать, в каком значении следует понимать слово-стимул и т.д. Постановку задачи чаще всего ограничивают парадигматическими и синтагматическими реакциями (приведите любое слово, сочетающееся с данным, или приведите любое слово, принадлежащее к той же части речи).
Направленность эксперимента позволяет выявить более глубинные связи слов, индивидуальные ассоциации. Кроме того, направленность ассоциации делает ее более сосредоточенной, сокращает разброс и потому позволяет ограничиться значительно меньшим числом испытуемых.
Это подтверждают данные, полученные путем сравнения результатов свободного и направленного ассоциативных экспериментов. Так, например, в свободном ассоциативном эксперименте на стимул высокий самой частой реакцией была низкий (18,6%), а на стимул короткий реакцию длинный выдали 15,2% испытуемых. Тогда как в направленном ассоциативном эксперименте на стимул высокий реакция низкий была получена от 100% испытуемых, а на стимул длинный – от 92%.
Сила семантических связей отдельных слов со словом-стимулом в направленном эксперименте так же, как и в свободном, определяется частотой слов реакций: чем чаще встречаются слова, тем сильнее между ними семантическая связь.
Полученные в ходе свободного и направленного эксперимента результаты подвергаются классификации. Выделены следующие параметры:
1) парадигматические ассоциации – основаны на смысловой близости / противоположности слов: S (стимул) → R (реакция) = одна часть речи (синонимы, антонимы, род – вид, часть – целое);
2) синтагматические ассоциации – основаны на сочетаемости слов (способны объединяться в цепочку синтаксическую): S → R = разные части речи, образуют словосочетание;
3) фонетические – основаны на близости звучания, ритмической организации слов (созвучность, рифма). Кино – вино, густой – пустой. Фонетические реакции появляются чаще всего в конце эксперимента, объясняются усталостью испытуемого;
4) формо- и словообразовательные – S и R имеют общий корень. Думать – дума, думаю;
5) тематические ассоциации представляют собой ключевые слова для обозначения определенной ситуации. Это индивидуальные ассоциации, основанные на личном жизненном опыте человека, на знании окружающей действительности и связаны с глубинными уровнями сознания: река – ужас, ребенок – конфета;
6) цитатные – основаны на воспроизведении цитат из книг, фильмов, пословиц, песен и т.д.
Было выявлено, что на характер ассоциаций влияет ситуация общения, индивидуальные психологические особенности, установки.
Обычно, если предъявляемые слова-стимулы достаточно часто встречаются в речи, культурно значимы, то они дают стандартные наборы слов-реакций. Таким образом, ассоциативные связи определяются культурой во всем ее разнообразии – всеми знаниями, личностными характеристиками, в которых мы не всегда отдаем себе отчет. Поэтому изучение ассоциаций – путь к неосознаваемому, глубинному слою психики.
Так как в психолингвистике внимание исследователей направлено прежде всего на изучение массовых, а не индивидуальных ответов, то на их основе могут быть выведены ассоциативные нормы, существующие в том или ином коллективе в данное время или фиксирующие типичные (ожидаемые) ответы, характерные для данного лингвокультурного сообществе в данный период его развития. «Ассоциативные нормы» нередко используются психологами или психиатрами с целью диагностики различного рода заболеваний, отставаний в умственном развитии. Ассоциативные нормы фиксируются в специальных словарях – словарях ассоциативных норм. В них обычно в качестве заглавного слова даются слова-стимулы, а ответы на них упорядочены по частоте встречаемости.
Таким образом, путем проведения психолингвистических экспериментов исследователи языка накапливают фактический материал, анализ которого позволяет создавать типологию ассоциативных связей. А это в свою очередь помогает вскрыть системную организацию лексики. Как показали исследования, различные участки лексической системы упорядочены семантическими связями ассоциативного типа неодинаково, а границы между этими участками имеют расплывчатый, нечеткий вид. Ассоциативные связи возникают не на пустом месте, в них отражаются отношения между элементами опыта и элементами внешних ситуаций. Характер ассоциативных связей конкретного человека позволяет специалистам определять его душевное состояние, а в случаях психических расстройств устанавливать их причины, что способствует правильному диагнозу болезней и их лечению.