В практике социальной работы
Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, когда она первоначально выступала как научный метод, но впоследствии вытеснилась практикой психоанализа. Однако в 1960 — 1970-е гг. на основе поведенческих подходов складываются новые техники помощи.
Эдвин И.Томас в 1960-е гг. начал вводить поведенческие методы в практику социальной работы и в образование. Практика социальной работы позволяла получать на основе поведенческих подходов эмпирическую информацию, что давало возможность управлять и оперативно оценивать процесс вмешательства. Поведенческий подход совместим в социальной работе с подходом «личность —среда», он сосредоточивается на личностных ресурсах, ресурсах окружающей среды, которые могут быть мобилизованы, чтобы стимулировать и сохранять измененное поведение клиента [3; 5].
ФИЛОСОФИЯ МЕТОДА
Поведенческие методы социальной работы направлены на обучение клиентов продуктивным моделям поведения. Социальный работник выступает по отношению к индивиду в большей степени как педагог. Исходя из таких установок, клиент обучается «целесообразному» поведению, где ценности и нормы среды служат в качестве ориентиров, своеобразными «зонами ближайшего развития клиента».
Поведенческий метод в индивидуальной работе предполагает:
признание того, что внешние переменные, т.е. поведенческие реакции, в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над внутрипсихическими процессами — мыслями, чувствами и аффектами;
первоочередное внимание к определению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение результатов;
предварительное изучение предполагаемых результатов и способов их достижения;
четкое описание процедур диагностики и вмешательства;
явную связь между диагностикой и воздействием; ясное представление желаемого результата; интерес к оценке [6. — С. 95 —97].
ТЕХНИКИ РАБОТЫ
Техники модификации поведения начинают оформляться в 1950 — 1960-е гг. В основе методов работы лежит понимание социально-психологических процессов взаимодействия между человеком и окружающей средой. Основные подходы к модификации поведения можно свести к следующему.
1. Модификация поведения должна рассматриваться как путь, который позволяет клиенту научиться справляться с трудностями проживания в окружающей среде.
2. Поведение, осмысленное и модифицированное, поддерживается и закрепляется через основные индивидуальные конфликты.
3. Главная задача модификации поведения — помочь людям управлять их собственным поведением, достигать поставленных ими целей [14. — С. 213].
В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: оперантное изменение поведения и респондентное изменение поведения.
Техники оперантного изменения поведения включают такие виды интервенций, как позитивное и негативное изменение поведения, дифференциальное изменение, коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов.
Техники респондентного изменения поведения включают: рациональные дискуссии (вербальные инструкции), поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений [1; 5].
Поведенческий метод имеет достаточно широкое применение в решении проблем клиента. В центре его внимания могут быть вопросы из различных сфер социальной работы — от школьной до проблем геронтологии. В тех случаях, когда не существует исследований по ряду вопросов социальной поддержки, теоретические подходы бихевиоризма помогают социальным работникам ориентироваться в новой проблематике.