Банк контрольных заданий и вопросов по каждой теме учебной дисциплины.
Тема 3. Языкознание в Древней Индии
Задание 1.
Прочтите статью А.Ю.Мусорина «Лингвистические знания на Древнем Востоке» и ответьте письменно на следующие вопросы:
1. По каким признакам можно составить впечатление о лингвистических знаниях в Древнем Египте?
2. Какие категории знаков составляли древнеегипетскую письменность? Что собой представляет каждая из этих категорий?
3. В каком виде проявляется лексикография в Древнем Египте?
4. Чем Аккадская письменность отличается от древнеегипетской? Что такое силлабограмма?
5. Какова причина создания первых двуязычных словарей в Аккаде?
6. Какое сословие можно считать «первыми филологами» на Древнем Востоке?
7. Что общего у китайской лингвистической традиции с древнеегипетской и аккадской? В чем отличие?
8. Какова цель изучения фонетики в Древнем Китае?
9. Чем выделялась Древняя Индия в отношении языкознания среди остальных стран Древнего Востока?
Задание 2.
Прочтите раздел «Предпосылки зарождения языковедческой науки» из статьи «Обзор древнеиндийской языковедческой традиции» и составьте план-конспект ее содержания.
Задание 3.
Прочтите раздел «Лингвофилософские взгляды древнеиндийских грамматистов» из статьи «Обзор древнеиндийской языковедческой традиции» и представьте ее содержание в виде ментальной карты.
Задание 4.
Прочтите статью «Древнеиндийские словари» и проанализируйте принципы составления словаря «Амаракоша». Что, на Ваш взгляд, представляется логичным, и что вызывает вопросы или недоумение. Попытайтесь прокомментировать логику Амарасимхи.
Задание 5.
Прочтите статью «Грамматика Панини» и напишите краткое эссе (около 1 стр.), сопоставив грамматическую концепцию Панини (структуру, форму описания, логику) с концепцией современных учебных грамматик. Отметьте понятные и непонятные места в изложении теории Панини.
Задание 6.
Сделайте реферативный перевод (объемом около 2-х страниц) статьи Пола Кипарского (Paul Kiparsky) «Paninian Linguistics», выделив особо важные, на Ваш взгляд, моменты. В конце перевода приведите ключевые цитаты из оригинала (на английском), несущие наибольшую информативную нагрузку в содержании статьи.
Тема 4. Языкознание в Древней Греции и Риме
Задание 1.
Прочтите статью И.Троцкого «Проблемы языка в античной науке» и ответьте письменно на следующие вопросы:
Как понимается слово (имя) в древнегреческой философии?
Кто такой «ономатотет»?
Что понималось под «грамматикой» в Древней Греции?
Какие «фонетические» вопросы обсуждались древнегреческими учеными?
В чем смысл проблемы «имя - вещь», и какие точки зрения отстаивались среди древнегреческих философов?
Почему философов интересовала этимология?
Как языковые проблемы пересекаются с философскими у Демокрита?
Как автор статьи (И.Троцкий) интерпретирует точку зрения Платона по проблеме «имя - вещь»?
Какова роль Аристотеля в языковедческой проблематике?
На каких языковедческих вопросах более всего сосредоточивается античная наука?
Какие области языкознания развивали стоики?
Каких вопросов касался спор аналогистов и аномалистов?
Задание 2.
Прочтите раздел «Платон, Аристотель, стоики» и сделайте план-конспект его содержания.
Задание 3.
Прочтите диалог Платона «Кратил», а также критические замечания («Краткий анализ «Кратила») А.Ф.Лосева. Напишите, с чем Вы согласны и с чем не согласны в критике А.Ф.Лосева (по пунктам, представленным критиком).
Задание 4.
Прочтите выдержки из трактатов Аристотеля «Поэтика» и «Об истолковании», а затем статью «Грамматическое учение Аристотеля» (И.А.Перельмутер «Аристотель»). Согласны ли Вы с интерпретацией критика? Ознакомьтесь также со статьей О.В.Лукина «Части речи в античной науке». Какие аргументы можно было бы представить в пользу языковедческой компетенции Аристотеля?
Задание 5.
Прочтите статью А.В.Карабыкова «Лингвистическая теория Рима в социокультурном контексте I в. до н.э. - I в. н.э.» и составьте ментальную карту ее содержания.
Задание 6.
Прочтите статьи «Грамматическое учение Александрийской школы» (И.А.Перельмутер) и «Марк Теренций Варрон» (С.А.Шубик). Охарактеризуйте предмет спора между аналогистами (Александрийская школа) и аномалистами (Пергамская школа) и их вклад в языкознание.