Нейропсихологические исследования онтогенеза левшей
В связи с возможностью формирования леворукости вследствие патологии нервной системы следует различать ее генетическую, врожденную и компенсаторную, приобретенную, формы.
Врожденную форму следует рассматривать как один из возможных индивидуальных вариантов нормального морфо– и функциогенеза.
Приобретенная форма леворукости связана с выпадением генетически запрограммированного условия работы определенного участка мозга. Начинают страдать и компенсаторно перестраиваться все внутри– и межсистемные связи данного участка мозга с другими. Успешность последующего психического развития будет определяться, с одной стороны, ролью выпавшего звена в этой системе связей и, с другой стороны, продуктивностью произошедших перестроек. Это обусловлено тем, что повреждение конкретного участка мозга приведет к дефицитарности и необходимости перестройки всех психических функций, опирающихся на этот участок по принципу «снизу вверх».
В любом случае с точки зрения нейропсихологии важен тот факт, что структурно-функциональная организация мозга левшей в целом и леворуких в частности имеет свои особенности, проявляющиеся в специфическом протекании психических процессов и в ином их топическом распределении по сравнению с правшами.
В случае компенсаторной леворукости возможно, например, перемещение речевых функций в правое полушарие. Это может привести к снижению продуктивности процессов, связанных с правым полушарием, что, по мнению И. Леви (1974), является результатом несовместимости речевых и перцептивных процессов в одном полушарии. Правое полушарие компенсаторно берет на себя речевые функции левого полушария, доминантную роль в их обеспечении, и это приводит к появлению функциональной слабости «собственных» функций по типу синдрома «обкрадывания» (Осипенко Т. Н., 1993, Симерницкая Э. Г., 1985). чем у леворуких. Более часто возникают нарушения экспрессивной речи по сравнению с импрессивной. Расстройства психических функций у леворуких людей имеют неспецифический характер, у них нет такого четкого соотнесения с локализацией поражения, как у праворуких. Симптомы поражения одного участка у них могут быть такими, как у пра-воруких при поражении другого участка (Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., 1994).
Атипия психического развития (Голод В. И., 1986) – одна из особенностей лиц с наличием левшества. Наряду с общими характеристиками мозговой организации, существует целый ряд специфических отличий, наблюдающихся у левшей по сравнению с правшами.
Это связано с тем, что у леворуких ту или иную функцию может взять на себя участок мозга, который по нейропсихологической схеме правшей неадекватен для этой функции. Соответственно, структура психических функций и межфункциональных связей становится иной. Это, в свою очередь, приводит к иной, более вариативной последовательности системогенеза по сравнению с праворукими.
У праворуких наблюдается более высокая степень внутри– и межполушарной функциональной дифференцированности мозговых структур, латеральной функциональной специализации, устойчивости вертикальной (корково-подкорковой) системы уровней регуляции.
Для леворуких более характерным является наличие внутри– и межполушарной функциональной диффузности, невыраженной функциональной специализации, неустойчивости во взаимодействии произвольных и непроизвольных уровней вертикальной системы регуляции психической деятельности.
Накопились многочисленные данные о том, что различия в полушариях мозга у правшей и левшей проявляются на морфологическом, нейрофизиологическом, функциональном, биохимическом уровне и это находит отражение в особенностях психической деятельности (Симерницкая Э. Г., 1985; Фарбер Д. А. и др. Леворукость…, 1987; Семенович А. В., 1991; Семенович А. В., Цыганок А. А., 1995; Жаворонкова Л. А., 2006).
Описывается ряд особенностей психической деятельности леворуких. При обучении леворукие дети больше ориентированы на чувственные ощущения (зрительные, осязательные), а не на речь. Поэтому им нужна опора на рисунок, схему. Они лучше работают индивидуально (Еремеева В. Д., Хризман Т. П., 1998).
Дети-левши чаще используют разнообразные внешние и внутренние средства, позволяющие замещать то или иное звено психической функции. Например, письмо может формироваться как система, опирающаяся на оптико-мнестические синтезы, а не на фонетико-фонематический анализ (ребенок начинает заучивать при письме слова наизусть, а потом воспроизводит их по памяти).
В связи с этим возникают трудности с формированием процессуальных, динамических параметров психической деятельности. Отсутствие возможности в этом случае использовать внешние или внутренние опоры приводит к типичному для левшей неблагополучию. У них более поздно формируются моторные компоненты любой функции и сохраняются в течение всей жизни динамические трудности в речи, памяти, движениях и т. п. (Семенович А. В., 1991).
У леворуких изначально возникают сложности при необходимости опоры на пространственную систему координат, это проявляется, например, в феноменах «зеркальности». У них плохо формируются пространственные навыки и во внешнем, и во внутреннем плане. Левша может начать читать, писать, рисовать, считать, интерпретировать сюжетную картинку с любой стороны. При сканировании большого перцептивного поля могут возникнуть хаотичность и фрагментарность (Симерницкая Э. Г., 1978, 1985; Леворукость…, 1987; Семенович А. В., 1991; Семенович А. В., Цыганок А. А., 1992 и др.).
В нашем исследовании было проведено сравнение результатов нейропсихологического обследования памяти право– (475 человек) и леворуких (30 человек) детей младшего школьного возраста (6-10 лет), обучающихся в общеобразовательных школах. Результаты выполнения тестов на слухоречевую, зрительную и двигательную память у леворуких детей оказались более низкими по сравнению с праворукими детьми. Наиболее выраженным оказалось отставание в степени сформированности зрительной и двигательной памяти. Низкие результаты в этих видах памяти были связаны с трудностью сохранения порядка и пространственных характеристик стимулов в зрительной памяти, с трудностью формирования кинестетических схем позы пальцев правой руки в двигательной памяти. Ведущей причиной выявленного снижения продуктивности мнестических процессов у леворуких детей, таким образом, оказался дефицит пространственных представлений в зрительной и кинестетической сферах (Микадзе Ю. В., 1999).
Для левшей специфичны высокие компенсаторные возможности, отмечаемые всеми исследователями даже у взрослых. А. В. Семенович и А. А. Цыганок (1995) предполагают, что это связано с нежесткой закрепленностью, вариативностью и подвижностью их функциональных связей. Такая вариативность, в свою очередь, может быть косвенно связана с тем, что леворукие дети используют внешние средства для овладения теми без особых усилий. Необходимость каждый раз изобретать способ овладения миром создает широкий выбор средств, которые увеличивают количество возможностей для достижения той или иной цели. По мнению авторов, это и определяет причину частых утверждений о повышенной креативности, способности к нетривиальным решениям в леворукой популяции.
Проблема леворукости у детей тесно связана со спецификой их обучения, в частности с вопросом: «Нужно ли переучивать леворуких детей?»
Ранее бытовавшая практика переучивания в настоящее время отменена. Нейропсихологические исследования леворуких позволяют выстроить научную аргументацию в пользу такой отмены. Перестройка двигательной функциональной системы при переучивании означает одновременную перестройку ее связей со всеми функциональными системами, которые включают в свой состав моторный компонент. Схема онтогенеза в этом случае фактически должна быть выстроена заново и вопреки оптимальным структурно-функциональным возможностям мозга. Конечно, в каждом индивидуальном случае последствия будут разными, но очевидны отрицательные результаты, которые будут касаться не только продуктивности перестроенных психических функций, но и психического здоровья ребенка.
Э. Г. Симерницкая с соавторами (1987) исследовали письмо у переученных детей и пришли к выводу, что формирование как мануально-церебральных, так и межполушарных взаимоотношений происходит на всем протяжении онтогенеза и определяет особенности функциональной асимметрии мозга. Насильственное переучивание оказывает отрицательное влияние на формирование этих взаимоотношений.
В то же время обучение левшей, и леворуких детей в частности, не может строиться по шаблону обучения правшей. Одним из первых обратил внимание на эту проблему А. А. Капустин (1924). В последние годы интерес к этой проблеме значительно вырос и необходимость учета индивидуальных нейропсихологических, психофизиологических особенностей детей в процессе обучения неоднократно выражалась многими авторами в идее создания нейропедагогики как той области педагогики, которая учитывает в учебном процессе специфику индивидуальной мозговой организации детей (Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., 1995, 2003; Еремеева В. Д., Хризман Т. П., 1998; Котик Б. С., 1990; Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994; Москвин В. А., 2002; Семенович А. В., Цыганок А. А., 1995; Симерницкая Э. Г., 1991 и др.).