Комфортность

Беззаботный Плохое настроение Довольный   1 2 3 4 5 6 7 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7   Озабоченный Хорошее настроение Недовольный  

Степени выраженности каждого психического состояния обозначаются как «высшая», «средняя», «низкая». Испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 21 балла.

Степень выраженности Психические состояния
психическая активация интересы эмоциональный тонус напряжение комфортность
высшая 3-8 балл. 3-8 балл. 3-8 балл. 16-21балл. 3-8 балл.
средняя 9-15 балл. 9-15 балл. 9-15 балл. 9-15 балл. 9-15балл.
низкая 16-21 балл. 16-21 балл. от16-21балл. 3-8 балл. 16-21балл.

После подсчета баллов и определения уровня выраженности каждого психического состояния оформляется протокол.

Протокол

Фамилия ________ Возраст ________ Дата ________

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная не­стрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнени­ем ответственной работы, после работы и т. д.)

Оценка состояний психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности

Психическое состояние Оценка, баллы Степень выраженности
Психическая активация    
Интерес    
Эмоциональный тонус    
Напряжение    
Комфортность    

Метод 6

Методика компонентного анализа

эмоционального содержания интересов

(по Б.И. Додонову).

Назначение методики.Изучение эмоционального содержа­ния интересов, мечтаний и воспоминаний личности и определе­ние эмоциональных компонентов интереса к профилирующему предмету у обучаемых.

Материал.63 описания переживаний, каждое из которых занесено на отдельную карточку.

Содержание карточек

1. Альтруистические эмоции: «Желание приносить дру­гому радость и счастье» (А-1); «Чувство беспокойства засудьбу кого-либо, забота» (А-2); «Сопереживание удачи и радости другого» (А-3); «Чувство нежности или умиления» (А-4); «Чув­ство преданности» (А-5); «Чувство участия, жалости» (А-6).

2. Коммуникативные эмоции: «Желание общаться, де­литься мыслями и переживаниями, найти им отклик» (КМ-1); «Чувство симпатии, расположения» (КМ-2); «Чувство уважения к кому-либо» (КМ-3); «Чувство признательности, благодарно­сти» (КМ-4); «Чувство обожания кого-либо» (КМ-5); «Желание заслужить одобрение близких и уважаемых людей» (КМ-6).

3. Эмоции самоутверждения: «Стремление завоевать при­знание, почет» (С-1); «Чувство уязвленного самолюбия и жела­ние взять реванш» (С-2); «Приятное щекотание самолюбия» (С-3); «Чувство переживания своего превосходства» (С-4); «Чувство гордости» (С-5); «Чувство удовлетворения тем, что как бы рас­тешь в собственных глазах, повышаешь ценность своей лично­сти» (С-6).

4. Практические эмоции: «Желание добиться успехов и работе» (П-1); «Чувство напряжения» (П-2); «Увлеченность, захваченность работой» (П-3); «Любование результатами своего труда, его продуктом» (П-4); «Приятная усталость» (П-5); «Приятное удовлетворение, что дело делается, что время про­ходит не зря» (П-6).

5. Эмоции борьбы: «Жажда острых ощущений» (Б-1); «Упоение опасностью, риском» (Б-2); «Чувство спортивного азарта» (Б-3); «Решительность» (Б-4); «Спортивная злость» (Б-5); «Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напря­жения, предельной мобилизации своих физических и умствен­ных способностей» (Б-6).

6. Романтические эмоции: «Стремление к необычайному, неизведанному» (Р-1); «Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего светлого чуда» (Р-2); «Манящее чувство дали» (Р-3); «Волнующее чувство странного преображенного воспри­ятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным,пол­ным значительности и тайны» (Р-4); «Чувство особой значи­тельности происходящего» (Р-5); «Чувство зловеще-таинст­венного» (Р-6).

7. Гностические эмоции: "Стремление нечто понять, про­никнуть в сущность явления" (ГН-1);" Чувство удивления или недоумения'' (ГН-2); "Чувство ясности или смутности мысли" (ГН-3); "Неудержимое стремление преодолеть противоречил в собственных рассуждениях, привести все в систему" (ГН-4); "Чувство догадки, близости решения" (ГН-5); "Радостьоткры­тия истины" (ГН-6).

8. Эстетические эмоции:«Жажда красоты» (Э-1); «Насла­ждение красотой чего-либо или кого-либо» (Э-2); «Чувство изящного, грациозного» (Э-3); «Чувство возвышенного или вели­чественного» (Э-4); «Наслаждение звуками» (Э-5); «Чувство вол­нующего драматизма» (Э-6).

9. Лирические эмоции: «Чувство светлой грустии задумчи­вости» (Л-1); «Поэтично-созерцательное состояние» (Л-2); «Чувство душевной мягкости, растроганности» (Л-3); «Чувство родного, близкого, малого» (Л-4); «Горьковато-приятное чувство одиночества» (Л-6).

10. Гедонические эмоции:«Наслаждение приятными физи­ческими ощущениями от вкусной пищи, тела, солнца и т.д.» (Г-1); «Чувство беззаботности, безмятежности» (Г-2); «Нега — сладкая лень» (Г-3); «Чувство веселья» (Г-4); «Приятная без­думная возбужденность (на танцах, вечеринках и т. п.)» (Г-5); «Сладострастие"» (Г-6).

Эмоции приобретения, накопления: «Стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать» (Н-1); «Радость по поводу увеличения своих накоплений» (Н-2); «Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций и т. д.» (Н-3).

Примечание:при итоговом подсчете удельного веса эмоций этого типа полученный цифровой показатель следует умножить на два.

Ход обследования. Испытуемым дважды зачитывается ин­струкция: «Внимательно прочитайте, что записано на каждой из карточек. Карточки, где указаны эмоции, которые Вы испыты­ваете, удовлетворяя свой интерес к... (называется учебный предмет, будущая специальность, отрасль науки и т. п.), откла­дывайте отдельно. Не стремитесь отложить много карточек. Помните, что речь идет о постоянных или частых, систематиче­ских переживаниях, которые Вы испытываете в процессе имен­но этого интереса. При выполнении задания полагайтесь лишь на свою память, а не на какие-либо отвлеченные соображения». Между первым я вторым чтением инструкции экспериментатор анализирует какой-либо собственный интерес (другой, нежели у испытуемых), рассуждая вслух. Перед работой карточки тща­тельно тасуются. Первоначальные результаты записываются следующим образом:

Артем П., 2 курс, ВПШ.

Интерес к философии: Р-2, П-3, П-1, ГН-1, ГН-4, Э-4, С-6, П-6, Г-4,

Р-1, ГН-6.

Затем эти данные упорядочиваются и сводятся в таблицу, представляющую собой обобщение индивидуальных данных, по­лученных от студентов, отметивших у себя интерес к филосо­фии.

Наши рекомендации