Экспериментальное подтверждение генетической модели влияния меньшинства
1. Влияние последовательности меньшинства: «голубое—зеленое» и другие исследования
Ранние исследования Московичи и его коллег были посвящены изучению влияния последовательности меньшинства на восприятие цвета. Сейчас уже известно очень много работ, авторы которых воспользовались сценарием Московичи, получившим название «голубое-зеленое» (Doms & Van Avermaet, 1980; Moscovici & Lage, 1976, 1978; Moscovici et al., 1969; Moscovici & Neve, 1973; Moscovici & Personnaz, 1980, 1986; Personnaz, 1981; Sorrentino et al., 1980).
Московичи изучал реакцию испытуемых (студенток) на влияние последовательного в своих действиях меньшинства (Moscovici et al., 1969). Каждая экспериментальная группа состояла из 2 помощниц экспериментатора и 4 испытуемых. Они сидели рядом, перед экраном, на который в разной последовательности (всего вариантов было 6) проецировались 6 голубых полосок, каждая из которых оставалась на экране в течение 15 секунд. Испытуемым сказали, что они принимают участие в эксперименте по изучению цветовосприятия и что их задача — вслух назвать цвет полоски и охарактеризовать ее
яркость. Во время демонстрации полосок обе «подсадные» испытуемые (меньшинство) систематически называли голубые полоски «зелеными». В 12 группах они сидели рядом и отвечали друг за другом — первой и второй. В 20 группах они были разделены и отвечали первой и четвертой.
Во втором эксперименте (10 групп) не только оценивались изменения в вербальных реакциях представителей большинства, но и более личные, продолжительные изменения их «порогов восприятия». После того как демонстрация полосок закончилась, испытуемых попросили принять участие еще в одном эксперименте, якобы никак не связанном с первым. Им показали 16 дисков из «зелено-голубой» зоны теста цветовосприятия Фарнсворта, включающего диски 100 цветовых тонов. Среди этих дисков были 3 бесспорно голубых и 3 — столь же бесспорно зеленых, однако цвет остальных был не столь очевиден, т. е. это были зеленовато-голубые диски. Шестнадцать дисков были предъявлены 10 раз в разном порядке, и испытуемые конфиденциально сообщали свой ответ (тест на различение). Исследователи исходили из того, что влияние меньшинства может привести к такому сдвигу порогов перцепции испытуемых, что большее, чем раньше, число зеленовато-голубых дисков будет названо зелеными. В третьем эксперименте (11 групп) варьировалось единодушие меньшинства. 24 раза они давали ответ «зеленая» и 12 раз — «голубая», причем последние ответы («голубые») пришлись (по принципу случайного выбора) на 36 эпизодов распознавания цвета полос.
В контрольной группе только 0,25 % ответов были неверными, т. е. практически все испытуемые восприняли голубые полоски как голубые, о чем и сказали экспериментатору. В присутствии единодушного в своем мнении меньшинства количество неправильных ответов составило 8,42 %, а в присутствии «колеблющегося» меньшинства — только 1,25%. Испытуемые меняли свои ответы (давая 4 или более «зеленых» ответа) в 43,75 % групп, в состав которых входило единодушное меньшинство, что соответствует 32 % от общего количества испытуемых. То, как сидели во время теста представители меньшинства и в какой последовательности они отвечали, никак не повлияло на результаты экспериментов. Были получены и свидетельства в пользу того, что единодушное и последовательное меньшинство значительно снижает порог восприятия зеленого цвета, вследствие чего во время различительного теста испытуемые с большей готовностью
1 2 8 Глава 4. Влияние меньшинства
называют зеленовато-голубые диски зелеными. Подобное изменение «перцептивного кода» испытуемых имело общий характер и обнаруживалось не только у тех испытуемых, влияние меньшинства на которых проявилось публично. В действительности группы, которые «на публике» не изменили своих суждений, продемонстрировали в различительном тесте даже более отчетливую тенденцию к «зеленым» ответам, чем группы, которые изменили их. Это наблюдение позволило Московичи и его соавторам прийти к выводу о том, что влияние единодушного и последовательного меньшинства заметнее на перцептивном, чем на публичном, вербальном уровне. Эти экспериментальные данные свидетельствуют о том, что только единодушное и последовательное меньшинство (а не меньшинство, в котором нет согласия) оказывает хоть и небольшое, но заметное и обнаруживаемое влияние.
В дальнейшем Московичи и Лэйдж воспроизвели эти результаты и дополнили их новыми данными (Moscovici & Lage, 1976). Воспользовавшись тем же сценарием «голубое—зеленое», они разработали 6 вариантов экспериментальных условий. Испытуемые, входившие в контрольную группу, после предъявления им стимулов давали свои ответы в письменной форме. Они не подвергались никакому влиянию. Последовательное и непоследовательное меньшинство в экспериментах двух типов было точно таким же, как описано выше (см. Moscovici et al., 1969), т. е. в группах из 6 человек помощники экспериментаторов отвечали либо первыми, либо четвертыми. В экспериментальных условиях, которые могут быть названы «последовательное меньшинство», роль последнего в грз'ппе из 4 человек исполнял один помощник экспериментатора, который всегда давал «зеленый» ответ (остальные трое были настоящими испытуемыми). В экспериментальных условиях, которые могут быть названы «последовательное большинство», в качестве такового в группах из 4 человек выступали трое полностью согласных друг с другом помощников экспериментатора, а единственный настоящий испытуемый всегда отвечал последним. В экспериментальных условиях, которые могут быть названы «непоследовательное большинство», 4 помощника экспериментатора всегда давали «зеленые» ответы (в разной последовательности) в присутствии 2 настоящих испытуемых (исследователи предполагали, что они будут поддерживать друг друга и таким образом разрушат единодушие большинства — пятерых, противостоящих каждому испытуемому).
Результаты этих экспериментов (проценты «зеленых» вербальных ответов) приводятся ниже (в скобках — процент испытуемых, подвергшихся влиянию): контрольная группа — 1,22 (6); последовательное меньшинство, в роли которого выступал один человек, — 1,22 (15); последовательное меньшинство, представленное двумя испытуемыми, — 10,07 (42,5); непоследовательное меньшинство — 0,75(11,0); последовательное большинство — 40,16 (50,0); непоследовательное большинство — 12,07 (35,0). Только последовательное меньшинство в составе двух человек оказывает бесспорное влияние на перцептивный код (этот вывод был сделан на основании результатов теста на различение). Перцептивное влияние последовательного меньшинства одинаково сказалось как на испытуемых, подверженных вербальному влиянию, так и на испытуемых, не подверженных ему. Получено не очень убедительное доказательство перцептивного влияния большинства, но только на тех испытуемых, которые подвержены вербальному влиянию (при единодушии большинства), и на вариабельность ответов испытуемых (при отсутствии единодушия). Авторы этого исследования пришли к следующему выводу: «Природа влияния меньшинства и большинства различна. Меньшинство, даже не получая убедительных доказательств согласия с его точкой зрения, способно между тем оказывать влияние на испытуемых, заставляя их пересматривать саму основу их суждений, в то время как большинство, если оно единодушно, может заставить всех принять его точку зрения, не оказывая при этом никакого влияния на перцептивно-когнитивную систему, определяющую суждения людей. Иными словами, влияние большинства поверхностно, а влияние меньшинства имеет серьезные последствия» (Moscovici & Lage, 1976, p. 163). Данные, на основании которых делается вывод о некотором изменении перцептивных категорий при наличии последовательного меньшинства (стимуляция неоднозначными стимулами — зеленовато-голубыми дисками), не заслуживают внимания. Эти результаты различительного теста ничего не говорят нам о том, что на самом деле «видят» испытуемые, когда дают свои вербальные или письменные ответы. Мы не знаем, оказывали ли меньшинства приватное влияние на испытуемых, когда они давали «зеленые» ответы. Для доказательства существования прямого перцептивного влияния меньшинства были проведены исследования феномена, известного под названием «комплементарный последовательный образ», однако и они не дают оснований для однозначных выводов (Doms & Van Avermaet, 1980; Moscovici & Personnaz, 1980; Personnaz, 1981; Sorrentino etal., 1980).
130 Глава4. Влияние меньшинства
Экспериментальное подтверждение генетической модели...
2. Значение последовательности
Представленные выше экспериментальные данные свидетельствуют о том, что единодушие — важный фактор влияния и большинства, и меньшинства. Другие авторы доказывают, что в действительности имеет значение не простое повторение одного и того же тезиса, а психологический смысл {psychological meaning) этой последовательности, т. е. то, как она интерпретируется в данной ситуации (Allen & Wilder, 1978; Nemeth & Wachtler, 1973, 1974).
Исследование, выполненное под руководством Шарлан Немет, позволяет лучше понять смысл сказанного (Nemeth et al., 1974). Авторы использовали сценарий Московичи (Moscovici et al., 1969). В опытах, проведенных при пяти разных условиях, приняли участие 96 студентов-мужчин, которым предъявляли 28 одинаковых по цвету голубых полосок, отличавшихся друг от друга освещенностью: всего было 14 «ярких» и 14 «тусклых» полосок. В экспериментальных условиях, которым присвоены номера 1 и 2, два помощника, отвечавших первым и четвертым, давали один и тот же ответ: в условиях № 1 они давали «зеленый» ответ, а в условиях № 2 — «зеленовато-голубой». Условия № 3, 4 и 5 предполагали определенный «паттерн» ответов меньшинства. Когда порядок «выступлений» помощников был «случайным» (условия № 3), они давали 14 «зеленых» и 14 «зеленовато-голубых» ответов в заранее оговоренном «случайном» порядке. При двух коррелирующих условиях меньшинство либо давало «зеленые» ответы при предъявлении ярких полосок и «зеленовато-голубые» — при предъявлении тусклых полосок (№ 4), либо «зеленые» при предъявлении тусклых полосок и «зеленовато-голубые» — при предъявлении ярких полосок (№ 5). Исследователи предположили, что влияние «коррелирующего», непоследовательного («неединодушного») меньшинства будет таким же эффективным, как и влияние последовательного (единодушного) меньшинства, поскольку соотнесение (patterning) ответов неединодушного меньшинства с объективными изменениями стимулов (их светимости) должно привести к тому, что они будут восприниматься настоящими испытуемыми как проявления единодушия. Иными словами, воспринимают ли окружающие меньшинство как единодушное, определяется не простым повторением какого-либо тезиса, а тем, интерпретируется ли его поведение как соответствующее объективной реальности.
Влияние меньшинства на «зеленые» ответы испытуемых в коррелируемых условиях (условия № 4 и 5) было практически одинако-
вым: среднее количество «зеленых ответов» в условиях № 4 и 5 составило 5,84 %. Этот показатель значительно превосходил результат контрольной группы, в которой «зеленые» ответы вообще отсутствовали, а также показатели, полученные при условиях №3 (0,06%) и при условиях № 1 (0,69 %), но практически совпал с результатами, полученными при условиях № 2. При условиях № 4 и 5 меньшинство воспринималось как более единодушное (последовательное), чем при условиях№3 и 1. Следовательно, повторение и интенсификация конфликта, которые оно вызывает, не являются необходимым условием «влиятельности» меньшинства. Окружающие отдают предпочтение тем ответам представителей меньшинства, которые изменяются в зависимости от объективных свойств стимула, эти ответы воспринимаются как более последовательные и оказывают большее влияние, чем «железное единодушие», не имеющее под собой достаточных оснований. Следует отметить, что более объективным и реалистичным был «зеленовато-голубой» ответ, тем более эффективным было его влияние (по сравнению с влиянием «зеленого» ответа в условиях № 1). В условиях № 1 не было отмечено заметного влияния меньшинства, что противоречит результатам Московичи.
Итак, важным условием влияния меньшинства является не повторение произвольного суждения, а выработка определенной реакции, систематическая связь ответов с объективной реальностью и их смысл. Ответы не обязательно должны быть объективно последовательными, но они должны восприниматься как таковые. Информация должна восприниматься как обоснованная, отличная от уже известного, правдивая, естественная, отражающая реальность и объективная, а меньшинство — как уверенное в своей правоте и приверженное своей точке зрения (Moscovici, 1985). Однако существует разница между последовательностью и «ригидностью», и ниже будут рассмотрены результаты изучения этой проблемы, имеющей самое непосредственное отношение к рассматриваемому нами вопросу.
3. Важность консенсуса
Меньшинство должно быть не только последовательным, но и единодушным. Последовательное меньшинство, представленное одним человеком, скорее всего, неэффективно. Так, известно, что один человек не оказал никакого влияния на испытуемых, и в его присутствии были получены такие же результаты, как и в контрольных условиях (Moscovici & Lage, 1976).
Глава 4. Влияние меньшинства
Экспериментальное подтверждение генетической модели...
Немет и ее коллеги варьировали численный состав меньшинства, противостоявшего группе из 6 испытуемых, от 1 до 4 человек (т. е. в опыте участвовали 6 испытуемых и 1, 2, 3 или 4 ее помощника, а контрольная группа состояла из 6 испытуемых) (Nemeth et al, 1977). Авторы исходили из того, что по мере увеличения численного состава меньшинства, приписываемая ему компетентность должна возрасти, а приписываемая ему уверенность — снизиться. Например, меньшинство, представленное одним человеком, должно восприниматься как очень уверенное, но ошибающееся. Результаты экспериментов подтвердили справедливость этой гипотезы. Кроме того, в соответствии с представлениями о том, что влияние меньшинства является функцией как его воспринимаемой компетентности, так и его воспринимаемой уверенности, влияние 3 помощников экспериментаторов (как компетентного, так и относительно уверенного меньшинства), оказалось значительно более заметным, чем влияние 1 или 2 помощников (в опытах, в которых было предъявлено 25 полосок, средний процент «зеленовато-голубых» ответов составил 2,25 % против 1,35 и 1,31 %), и лишь незначительно более заметным, чем влияние 4 человек (1,88 %). Хотя в целом условия экспериментов, в которых участвовали 1 или 2 помощника, и отличаются от условий контрольного эксперимента, можно сказать, что влияние меньшинства, представленного менее чем 3 индивидуумами, пренебрежимо мало (0,05%). Это тем более странно, что меньшинство давало не «зеленый» ответ, а менее определенный «зеленовато-голубой».
По данным Арбатнота и Уайнера, меньшинство, представленное одним человеком, менее эффективно, чем меньшинство, представленное двумя, или меньшинство, представленное одним человеком, который «переманил на свою сторону перебежчика» (последние два условия одинаковые), и что на самом деле меньшинство, представленное одним человеком, который сидит во главе стола и настойчиво отстаивает свое мнение (как в опытах Немет и Вочтлера, см. Nemeth & Wachtler, 1974), не оказывает существенного влияния на позицию большинства.
Кайслер и Паллак (Kiesler & Pallak, 1975) сообщили о том, что впоследствии было названо «эффектом снежного кома» (Moscovici & Mugni, 1983): людей убеждает возникающий и развивающийся консенсус. Влияние меньшинства проявляется сильнее тогда, когда представители большинства идут на компромисс с ним или принимают его точку зрения, а не тогда, когда представители меньшинства идут
на компромисс, переходя на сторону большинства. Известно, что несогласие меньшинства по трем каким-либо вопросам оказывает шметное влияние па группу (оно оценивается по влиянию на последний вопрос), если меньшинство представляют 2 человека, но практически не оказывает никакого влияния, если оно представлено 1 человеком; 1 человек, оказавшийся в меньшинстве, эффективен в том случае, если он соглашается по двум вопросам и не соглашается по одному, последнему, вопросу и демонстрирует свою компетентность тем, что успешно решает сложную головоломку (Bray et al., 1982). Основная проблема для меньшинства, представленного 1 человеком, заключается в том, что его позицию воспринимают как проявление некомпетентности или какого-то личного дефекта.
4. Компромисс или социальный конфликт?
Результаты исследований Брэя (Bray et al., 1982) и Немет (Nemeth et al., 1974) свидетельствуют о том, что меньшинство, склонное к компромиссу (меньшинство, которое проявляет гибкость, идет на переговоры, достигает договоренностей, менее конфликтно и не отрицает возможности достижения согласия), иногда оказывается более эффективным, чем меньшинство, упорно настаивающее на своем. Кайслер и Паллак полагают, что более важным, чем готовность меньшинства к компромиссу, может быть понимание окружающими самой способности меньшинства склонить к компромиссу часть представителей большинства и того, что оно, меньшинство, становится центром, вокруг которого формируется новый консенсус (Kiesler & Pallak,
1975).
Немет и Брильмайер изучали влияние последовательности и компромисса, на который рано или поздно соглашалась часть меньшинства, как на открытые («прилюдные») реакции людей, так и их прямые и косвенные приватные реакции (Nemeth & Brilmayer, 1987). Авторы определили компромисс как «сближение собственной позиции с позицией оппонента» (это смещение позиции можно интерпретировать как непоследовательность или как «переговорную стратегию»). Группы имитировали заседание жюри присяжных, в состав каждой группы входили 1 помощник экспериментатора и 3 настоящих испытуемых (в контрольных условиях помощника не было). Жюри обсуждало сумму, которая должна была быть выплачена в качестве компенсации жертве аварии подъемника на горнолыжном курорте. Во время открытых обсуждений последовательное меньшинство отстаи-