Тема 3. Психологические основы профилактики преступности несовершеннолетних.
Раздел1. Основы криминальной психологии
Тема 1
Предмет, задачи и система юридической психологии
Семинарское занятие (2 часа)
Цели занятия:
1. сформировать представление о новой учебной дисциплине – юридической психологии.
2. Развить представление о связи юридической психологии с другими науками.
3. привить интерес к изучению юридической психологии.
План занятия:
1. История юридической психологии.
2. Предмет и задачи юридической психологии.
Контрольные вопросы:
1. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.
2. Задачи, решаемые юридической психологией; её роль в формировании личного юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
3. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией.
4. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.
Темы для докладов:
1. Зарождение юридической психологии как науки.
2. Область применения знаний по юридической психологии.
Основное содержание темы:
Предмет юридической психологии, ее место в психологической науке. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в её развитии.
Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией; её роль в формировании личного юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Её методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией
Литература
Основная:
2. Аминов ИИ Юридическая психология.- М., 2010.
3. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., - 2007.
5. Васильеве В.Л. Юридическая психология. - СПб, 2009.
6. Димитров А.В. Психология предварительного следствия. - М., 2007.
7. Еникеев М. И. Юридическая психология. — М, 2008. 812 с.
8. Романов В.В. Юридическая психология.- М., 2011.
9. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. - М., Юрайт, 2011.
Дополнительная.
9. Аминов И.И. Юридическая психология.- М., 2007.
10. Баранов П.П. Юридическая психология / П.П. Баранов, В.И. Курбатов.- М., 2006.
Тема 2.
Психология личности преступника и мотивация противоправного поведения.
Семинарское занятие (2 часа)
Цели занятия:
1. Получить представление о психологических закономерностях формирования мотивации преступного поведения, криминальной агрессии, и особенностях их проявления в криминальной ситуации.
2. Сформировать представление о психологических закономерностях формирования качеств личностипреступника,особенностях их проявления в криминальной ситуации.
План занятия
1. Понятие противоправного поведения. Психологические предпосылки преступного поведения. Основные психологические принципы анализа криминального поведения.
2. Мотивация криминального поведения. Психологические механизмы формирования криминальной агрессии.
Психологическая защита в преступном поведении.
3. Понятие личности преступника.
4. Типологии личности преступника.
Контрольные вопросы
1. Психологическая характеристика преступной деятельности.
2. Смысловые установки в регуляции криминального поведения.
3. Методика психологического анализа преступного поведения и криминальной агрессии.
4. Собственно деятельностная характеристика личности преступника.
5. Методика психологического портретирования личности преступника и их использование в оперативно-разыской и следственной деятельности.
Темы для докладов:
1. Собственно деятельностная характеристика личности преступника.
2. Методика психологического портретирования личности преступника и их использование в оперативно-разыской и следственной деятельности.
3.Психологическая характеристика противоправного поведения и личности правонарушителя.
4. Психологические детерминанты мотивации преступного поведения.
Основное содержание темы: основные психологические принципы анализа противоправного поведения. Понятие и психологическая характеристика преступной деятельности.
Мотивация противоправного поведения. Уголовно-правовая квалификация и психологическое содержание мотивов противоправного поведения.
Насильственные противоправные действия. Психологическая характеристика криминального насилия.
Роль бессознательных мотивов в регуляции криминального поведения. Ситуация первичной идентичности и ее воспроизводство в криминальной ситуации.
Смысловые установки в регуляции криминального поведения.
Понятие личности преступника. Основные группы психологических факторов, определяющих законопослушное и отклоняющееся поведение: психологические особенности личности, социально-психологические условия жизнедеятельности человека. Влияние психологических аномалий на противоправное поведение.
Психологические типологии личности преступника. Психологические особенности личности корыстного, насильственного и корыстно-насильственного преступника.
Методика психологического портретирования личности преступника. Психологическая характеристика образа жизни и развития личности преступника. Основы практической диагностики психологических особенностей личности преступника. Зависимость объема и содержания психологического изучения личности преступника от целей и задач профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
Литература
Обязательная:
Романов В.В. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 248–285, 286–305, 58–88; или Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии.– М.,2010.– С. 301–322, 383–392; или Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М.,2011.– Раздел 3.
Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов.– М.,2008.
Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.– М., 2008.– С. 212–228.
Дополнительная[1]:
Антонян Ю.М. Психология убийства.– М., 2007.
Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения.– Горький, 1974.
Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства.– М., 1979.– С. 47–84.
Он же. Психологические способы изучения личности обвиняемого.– М., 1983.
Тема 3. Психологические основы профилактики преступности несовершеннолетних.
Семинарское занятие (2 часа)
Цель занятия:
1. Развитьпредставление о психологии формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя
2. Освоить основы анализа личности и профилактики подростковой преступности.
План занятия
1. Правосознание и психологические закономерности его формирования, условия деформации правосознания. Понятие дефектов правовой социализации.
2. Состояние и психологические причины преступности несовершеннолетних. Особенности формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя и ее психологическая характеристика.
3. Основные проблемы и направления профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Темы докладов:
1. Пути профилактики преступности несовершеннолетних в современной России.
2. Влияние молодежной субкультуры на формирование личности несовершеннолетнего.
3. Правовой нигилизм среди молодежи в современной России как проблема.
Основные понятия
Явление «поиска предела допустимого», свойственное подросткам с отклонениями в поведении, проявляется в следующих особенностях поведения и системы представлений подростков:
- поведение как испытание своих качеств;
- поведение как исследование возможных реакций со стороны ближайшего окружения;
- поведение как попытка манипулирования и оперирования качествами, как своими, так и качествами лиц ближайшего окружения;
- система возражений и сопротивлений строится с акцентом на нормы справедливости (ссылка на игнорирование справедливости и «всеобщее нарушение норм». Этим подростки оправдывают свое поведение);
- как правило, коммуникация затруднена в связи с возникшими превентивными барьерами (смысловым, эмоциональным, тактическим);
- попытка изобразить свои личностные особенности практически путем специфического демонстративного поведения;
- обычно это демонстрация инструментальных качеств, «вращающихся» вокруг наиболее ценного для подростка приобретения – воли;
- создание своего собственного «фонда представлений» о мире и об окружении (это тот мир, в котором подросток ориентируется);
- готовность противодействовать и создавать свои собственные границы понимания и представлений (представления подростков чаще всего резко отличаются от общепринятых)[2].
Стадии и основные кризисы развития личности (по Э. Эриксону)[3]
Примерный возраст кризиса | Явления позитивного разрешения кризиса | Негативное для личности разрешение кризиса |
До 1 года | Базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни | Базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти |
1–3 года | Автономия, самостоятельность, опрятность, воля | Сомнение, стыд, зависимость от других |
3-6 лет | Инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность | Пассивность, подражание образцам, вина |
6-11 лет | Уверенность в себе, компетентность | Неполноценность, неверие в свои силы |
11-20 лет | Цельная форма эго-идентичности, находит свое «Я», верность себе, принятие людьми | Диффузия идентичности, тревога, одиночество, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность |
20-25 лет | Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь | Изоляция, одиночество |
25-50 лет | Творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью | Опустошенность, застой, регрессия |
Старше 50 лет | Окончательная форма эгоидентичности, принятие себя и жизни, мудрость | Разочарование в жизни |
Литература
Обязательная:
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии.– М.,2010.– С. 229–233.
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М.,2011.– С. 58–90.
Антонян Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности / Ю.М. Антонян, Е.Г. Самовичев.– М.,2009.
Поздняков В.М. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология.– М., 2001.– С. 484–497.
Дополнительная[4]:
Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой.– Тюмень, 1985.
Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности).– М., 1993.
Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.– Саратов, 1980.
Филонов Л.Б. Диагностика отклонений в поведении подростков // Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева.– Ростов-на-Дону, 1996.– С. 385–401.