Проблема соотношения обучения и развития.
Существует три точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития.
1. Развитие полностью определяется обучением, практически не зависит ни от имеющихся задатков, ни от созревания организма. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика (Э.Торндайк, У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка).
2. Отрицается связь между обучением и развитием ребенка Развитие совершенно не зависит от научения и определяется в основном только задатками, естественным созреванием организма и его возможностями. Допускается полная независимость развития от научения, развитие фактически сводится к созреванию. Существует множество фактов подтверждающих, что без научения не происходит ни психологического, ни поведенческого развития. (Пр. Человеческие дети, лишенные возможности жить среди людей, так и не становятся полноценными людьми). - Ж. Пиаже, В.Штерн, А. Гезелл, 3. Фрейд и др.
Сторонники таких взглядов полагают, что детей можно и нужно учить лишь тому, что он «может понять», к чему у них созрели определенные познавательные способности (принцип доступности обучения). Естественно, что эта точка зрения не признает самой идеи развивающего обучения.
3. Обучение ведет за собой развитие и должно идти впереди него. Впервые она была сформулирована Л. С. Выготским в его концепции умственного развития ребенка. Подвергнув критике первые две точки зрения, он утверждал, что развитие совершается в неразрывной внутренней связи с обучением, в ходе его поступательного движения.
Сотрудничество ребенка и взрослого - центральное звено в педагогическом процессе, так как умственное развитие ребенка осуществляется путем формирования у него высших психических функций с помощью и при участии взрослого, т.е. в ходе культурного развития ребенка.
При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Л.С.Выготский, ведущую роль отводил обучению. Процесс развития ребенка, считал он, не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним.
Выделил два уровня развития ребенка:
1. Уровень актуального развития.
Самостоятельное решение ребенком интеллектуальных задач характеризует уровень его актуального развития.
2. Зону ближайшего развития.
Зона ближайшего развития обнаруживается в совместном со взрослыми решении задач. Именно обучение должно создавать зону ближайшего развития. Такое обучение двигает развитие, идет впереди него, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Поэтому обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
В соответствии с концепцией психического развития Л.С.Выготского:
· психика социальна по происхождению,
· обучение и развитие - взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. При этом ведущая роль обучения стала пониматься как пробуждение в ребенке процессов развития. Обучение «вызывает их к жизни, пускает их в ход».
В русле идей Л.С.Выготского разрабатывали вопросы соотношения обучения и развития отечественные психологи и педагоги: С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов и др. Созданный ими теоретический фундамент был задействован педагогикой и отразился в ее основных концепциях обучения.
Точка зрения Л.С.Выготского стала основополагающей и для представителей когнитивной психологии в США. Так, Дж. Брунер отмечает, что «преподавание основ наук, даже на элементарном уровне, не должно слепо следовать естественному ходу познавательного развития ребенка. Преподавание может стать даже ведущим фактором этого развития, предоставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возможности самому формировать свое развитие».