Характер как результат интериоризации индивидом способов организации и реализации межличностных и общественных отношений
Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которые обусловливают типичные для данного субъекта способы поведения и взаимодействий с людьми в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер выявляется в особенностях межличностных и социальных взаимодействий и отношений личности, и в первую очередь – в отношениях к людям, к самому себе, к профессиональной деятельности.
Понятие «характер» недостаточно определено. Во-первых, наблюдается тенденция отождествлять характер с личностью в целом. Во-вторых, характер чаще всего используется как описательно-феноменологическое понятие, имеющее отношение к области этических категорий. В-третьих, выражаются сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного психического явления (Нартова-Бочавер, 2008).
Что такое характер, как система психических свойств субъекта и личности?
Характер это устойчивые свойства, качества, черты личности, образующиеся на основе интериоризации индивидом способов организации и реализации межличностных и общественных отношений, а также способов организации и реализации различных видов деятельности.
Любая черта характера или личностное качество представляют собой приобретаемый в течение жизни: а) устойчивый диапазон ориентировочных операций и действий в определенных социальных ситуациях и отношениях; б) устойчивый диапазон операций и действий планирования, организации и реализации своего поведения, поступков и действий в системе социальных ситуаций и отношений.
Как у человека формируются черты характера и личностные качества?
Личностные особенности и характер формируются у человека (ребенка) не путем вызревания «изнутри» на основе наследственных предрасположенностей, а «извне» – на основе включения в различные формы общения и деятельности с другими людьми.
Личностные особенности представляют собой высшие психические функции, которые в своем развитии подчиняются общей закономерности: личностные качества и черты характера формируются на основе внешних, разделенных с другими людьми форм общения и деятельности, путем преобразования их в индивидуальные, внутренние психические образования (Л.С. Выготский: механизм интериоризации).
Завтра ребенок будет самостоятельно поступать так («зона ближайшего развития» личности), как сегодня он поступает вместе с взрослыми («зона актуального развития»).