Тема 13. Психологическая эффективность рекламы

1. Проблемы эффективности рекламы

2. Методики расчета эффективности рекламы

Ключевые понятия темы:

– психологическая эффективность рекламы;

– ранговая методика расчета эффективности рекламы.

1. Проблемы эффективности рекламы

Проблема исследования эффективности рекламы, на наш взгляд, одна из самых сложных проблем рекламной деятельности. Сложность эта определяется множеством факторов.

Во-первых, приходится учитывать тот факт, что в покупательс­кой стратегии субъекта достаточно активно себя ведет индивиду­альное подсознание, «считать» которое, в сущности, не удается никому, и в первую очередь, самому покупателю, без того, чтобы не прибегнуть к услугам профессионала психоаналитика.

Во-вторых, решение о покупке товара или услуги принимается субъектом исключительно на индивидуальной мотивационной ос­нове, составляющими которой могут быть многочисленные при­входящие обстоятельства, где собственно реклама может быть лишь одним из них, либо не быть им вовсе, и полноту всех этих обстоя­тельств, по большому счету, не может учесть никакая рекламная кампания, а влияние их всех на сбыт товара или услуги не сможет зафиксировать и взвесить никакое специальное исследование.

В-третьих, специальные исследования по выявлению эффектив­ности той или иной рекламной кампании ориентируются главным образом на потребителей товара или услуги в ситуации, когда эти товары и услуги были объектом рекламной кампании и приобрета­лись покупателями. Здесь практически всегда за пределами внима­ния исследователей оказывается эффект антирекламы^ когда рек­ламируемый товар или услуга покупателями игнорируются именно в силу особенностей рекламной кампании, а необходимый товар (услуга), аналогичный рекламируемому, приобретается в конкури­рующей или просто в другой фирме.

В-четвертых, реклама сама по себе давно стала товаром и ус­лугой, а стало быть – бизнесом, со всеми вытекающими из этого факта следствиями, такими, например, как циничный мерканти­лизм и конъюнктура: как говорится: «Были бы деньги...»

Сказанное вовсе не означает, что проблема эффективности рек­ламной деятельности утрачивает свою актуальность, как раз на­оборот. Сегодня объективной реальностью (эмпирическим фактом) становится стремительное возрастание рекламных бюджетов. Сле­довательно, клиенты все больше вынуждены задумываться над про­блемой повышения предсказуемости результатов работы реклам­ных агентств. Мало того, становится все больше таких клиентов, которые считают для себя не только возможным, но даже необхо­димым контролировать процесс создания рекламы.

Почти всегда изготовители рекламной продукции и рекламода­тели сталкиваются с проблемой; к чему следует стремиться – к улучшению содержания и формы рекламных сообщений {эстетич­ность, этичность, интеллектуальность, юмористичность и т.п.) или к тому, чтобы реклама просто привлекала внимание как можно большего числа людей какой угодно ценой, пусть экстравагант­ной, пусть даже скандальной, любой. В последнем случае совсем

неважно, что именно изображается в рекламных плакатах или о чем говорится в рекламных сообщениях.

Считается, что нередко реклама, якобы неэффективная с точки зрения специалистов, тем не менее привлекает внимание и может способствовать увеличению сбыта товаров.

Получается, что всевозможные «ляпы», которые, казалось бы, должны наносить и, вероятно, наносят ущерб престижу рекламо­дателя, на самом деле могут способствовать его успеху. При этом эмоции, возникающие у потенциального потребителя, такие, как раздражение, стыд, страх, негодование, возмущение и т.п., про­сто игнорируются. Таким образом, оказывается, что самое главное в психологии потребителя – это элементарное любопытство, на которое и следует ориентироваться. Более того, в ряде случаев очень плохая, раздражающая, вызывающая отвращение реклама может запоминаться и в силу психологических законов восприятия ока­зывать положительное воздействие на сбыт товаров и услуг.

Так это или не так, ответить однозначно достаточно сложно.

Следует отметить, что до сих пор нет единого толкования эф­фективности рекламного сообщения или рекламной кампании. Очень часто под эффективностью понимают прямую связь между рекла­мой и продажей товара, то есть способность влиять на мотивацию потребителя, его покупательское поведение, стимулировать не свой­ственные ему ранее потребности.

Специалисты по рекламе, в том числе психологи, понимают, что между рекламой и продажей товаров далеко не всегда удается v установить однозначную зависимость. С одной стороны, реклама может нравиться потребителю, цо товар хорошо расходится лишь тогда, когда в нем есть потребность. С другой стороны, хорошо из­вестны случаи, когда необходимый людям продукт легко реализо-вывался и при плохой рекламе, и даже при отсутствии ее.

Понятно также и то, что, по большому счету, проблема сбыта – это проблема цены, качества товара, степени потребности в нем, соотношения спроса и предложения и т.д. Реклама – лишь один из наиболее существенных факторов, обеспечивающих сбыт.

Как нет стола без столешниды и бабочки без крыльев, так нет рекламы без информации о товайв или услуге. Информация о това­ре – главное блюдо рекламы» фвсе остальное в ней – гарнир и соус, С высокой степенью веро^ктности можно предположить, что наиболее «эффективна» та рещеда, которая... вытесняет из средств ее носителей любую другую роддому. Иначе говоря, «эффективна» та реклама, которая монополизирует рекламное пространство как количеством, так и качеством^^,

Опыт медиа-исследований* вд|>3ападе и в России говорит о том, что комбинирование рекламы >на нескольких каналах (ТВ, радио,

пресса) с учетом своей целевой группы – верный путь к повыше­нию эффективности рекламы.

Нетрудно видеть, что основная часть расходов на рекламу свя-• зана именно с расходами на демонстрацию, которые превосходят расходы на собственно изготовление рекламного продукта на мно­го порядков. Наивно предполагать, что безусловно дорогостоящие съемки рекламных видеосюжетов банка «Империал» (высокохудо­жественный фильм в миниатюре) осуществлены только ради од-ного-единственного показа по местному телевидению.

По исследованиям американской компании «Curtis/Cottrell», от­веты респондентов на вопрос «Какие методы стимулирования по­купок мотивируют Вас при пробном приобретении товаров новых марок?» показали, что 66,3% покупателей, выбирая между двумя до того не известными им марками одного и того же товара, пред­почтение отдают тому из них, который рекламировался активнее. У 65,5% респондентов сложилось представление, что реклама новой товарной марки в общенациональном масштабе создает впечатле­ние, что рекламируемая марка имеет более высокое качество, чем марка, рекламируемая только в локальном масштабе.

Ни одна компания не может с определенной точностью ска­зать, действительно ли реклама повлияла на продажу ее продукта или услуги. Тем не менее общепризнанно, что реклама не может содействовать продаже, пока не захватит интерес потребителя.

Вместе с тем не подвергается сомнению факт непосредственно­го влияния рекламы на покупательское поведение масс людей.

Считается, что американцы бросили курить, потому что уже несколько лет идет веселая и одновременно пугающая рекламная кампания против курения. Канадцы серьезно занялись спортом, потому что они начали рекламную кампанию в защиту спорта и здоровья. Японские рекламные агентства каждый день и каждую минуту поддерживают японскую вежливость и аккуратность. Рекла­ма в Норвегии начала масштабную кампанию, призванную повы­сить «национальное чувство уверенности в себе».

Понятно, что на эффективность рекламы должны каким-то обра­зом влиять и интеллектуальный, и культурный, и профессиональ­ный уровень потребителей. То, что приемлемо в рекламе для чело­века одной культуры, часто совершенно неприемлемо для предста­вителя другой. Даже такая невинная, на первый взгляд, вещь, как юмор, может быть самостоятельной проблемой психологии рекла­мы: то, что вызывает смех у одного человека, может вызвать раз­дражение у другого. Что уж говорить о ситуациях, когда в качестве приманки для внимания используются привлекательные девушки в шортиках под самую ягодичную складку или вообще без них, У од­них это вызывает недоумение, у других – негодование, у третьих –

восхищение, но во всех случаях внимание рекламируемому товару (не имеет значения, какому, например, масляным краскам) га­рантировано.

Сегодня,уже можно говорить о том, что потребители рекламных услуг как бы делятся на две части: одна из них просто отдает весь свой рекламный бюджет агентству и рассчитывает при этом, что созданный рекламный продукт позволит ей заработать много боль­ше денег, чем раньше. Другая часть клиентов стремится добиться того, чтобы последнее слово в создании рекламного продукта оста­валось за ней и придирчиво требует всяческих согласований, вплоть до мелочей.

Характерно, что с психологической и тем более с финансовой точек зрения рекламные агентства, комфортно себя чувствуют и с пер­выми и со вторыми клиентами, поскольку одни из них (первые) суб­сидируют эксперименты, а другие (вторые) взваливают на себя всю тяжесть ответственности за результаты работы агентства.

Эксперты выделяют несколько основных качеств, которые спо­собствуют успеху рекламного сообщения у российской публики:

– красота;

– дороговизна;

– убедительность;

– остроумие.

Существует несколько различных способов, позволяющих про­гнозировать, насколько хорошо сработает реклама. Считается, что один из самых очевидных – это оценка потенциальной аудитории. В Новосибирске именно величина аудитории до сего дня остается единственным показателем, который предъявляется клиенту в ка­честве доказательства эффективности воздействия рекламы.

В общих чертах можно предположить, что реклама будет эффек­тивной, если она будет удовлетворять ряду условий:

– первое: если будет выявлен присущий предложению эффект;

– второе: если этот присущий предложению эффект будет пре­поднесен как значительное преимущество. Можно сказать, что люди покупают преимущества, а не качества. Женщины покупают не шампунь, они покупают красивые или чистые или послушные во­лосы. Мужчины покупают не лыжи, они покупают скорость, уп­равление, удовольствие, долговечность. Матери малышей покупа­ют не питание, они покупают питательность. Поэтому необходимо найти главное преимущество данного предложения и оформить его письменно. Оно должно происходить непосредственно из прису­щей данному предложению эффективной черты. И даже если мож­но выделить четыре или пять преимуществ, целесообразно остано­виться на двух, в крайнем случае трех, – для лучшей убедительно­сти и восприятия;

– третье: если эти преимущества будут изложены как можно более правдоподобно. Существует громадная разница между чест­ностью и правдоподобностью. Как известно, можно быть абсолют­но честным, а люди все равно не поверят;

– четвертое: если удастся завоевать внимание людей. Они смотрят только на то, что им интересно. Разумеется, иногда интересные вещи попадаются в рекламе. Поэтому основная задача рекламы – заинтере­совать людей, а заинтересовать должна не сама реклама, а какая-то продукция или услуга. Вряд ли можно усомниться в том, что каждый человек знаком с рекламой, которую он помнит, а вот сам товар – нет. Многие рекламные материалы грешат именно этим – они сами по себе более интересны, чем то, что они рекламируют. Такого рода реклама хорошо работает лишь в некоторых случаях, напри­мер когда представляется какое-нибудь рекламное агентство или телевизионная компания. Таким образом, важно помнить о цели, а не предаваться творчеству ради творчества;

– пятое: если удастся побудит^ публику сделать что-либо в ин­тересах предполагаемой покупки. Полезно, например, посоветовать клиентам сходить в магазин, сказать им, чтобы они позвонили, или заполнили купон, или обратились за нужной информацией и т.д. Пожалуй, ничто так не делает рекламу точнее адресованной, как глаголы повелительного наклонения, звучащие в контексте побуждения;

– шестое: если информация сообщается предельно ясно. Дело в том, что иногда по своей самонадеянности, иногда по самовлюб­ленности, а также из-за рассеянности или лени рекламные агент­ства постоянно забывают известное правило: вы, рекламисты, мо­жет быть, и знаете, о чем говорите, но всегда важно задуматься, а знает ли об этом ваш адресат. В большинстве своем люди не думают о рекламном бизнесе, о приемах ее создания и т.п., и что они только половину своего внимания уделяют рекламе, даже тогда, когда они обращают на нее внимание.

Простой способ убедиться в том, как понимается та или иная реклама, – показать ее 10 незаинтересованным лицам и попросить их ответить, какова, по их мнению, в этой рекламе мысль. Если один понял неправильно, значит, 10% из всех поймут неправиль­но, в то время, как все должны понять, что главное в рекламе.

Рецептов насчет того, как делать эффективную рекламу, бес­численное множество. Приведем некоторые из них – не обязатель­но по степени важности.

Не рекомендуется говорить, что производитель делает что-то лучше всех в мире. Особенно если он пожалел денег на рекламу или напечатал свое рекламное сообщение в газете бесплатных объявле­ний.

Считается хорошим знаком, если о качестве рекламируемых то­варов или услуг скажет какой-нибудь известный и любимый людь­ми человек, которому потребители доверяют. Новосибирские ра­диостанции этот прием активно используют. Звучит это, например, следующим образом: «Я – Лариса Долина. Вы слушаете радиостан­цию НТН».

Несмотря на то что «на вкус и на цвет товарища нет», все же не рекомендуется слишком эпатировать публику.

Очень опасно рекламировать заведомо плохой товар. Если про­давец сомневается в его качестве, то полезно обойтись скромной информацией о том, чем продавец располагает, не обращая вни­мания на недостатки, но и не раздувая несуществующие достоин­ства. Считается, что в России покупатель находится практически на любой товар, нужно только найти такого покупателя.

Специалисты считают, что выяснить, каким образом раздража­ющая покупателей реклама влияет на отношение к самому товару не представляется возможным: единственный показатель эффек­тивности рекламы – объем продаж продавцы, как правило, не афишируют.

2. Методики расчета эффективности рекламы

Можно привести в качестве примера пятиранговую шкалу пси­хологической эффективности рекламы:

– ранг 1: потребитель стремится избавиться от воздействия рек­ламы. Он выключает телевизор, радиоприемник, сворачивает газе­ту или переворачивает страницу. При этом он испытывает яркие отрицательные эмоции – раздражение, гнев, отвращение. Он за­поминает или не запоминает то, что рекламируется. У него появля­ется желание не приобретать этот товар или предлагаемую услугу в рекламируемой фирме или приобрести этот товар в конкурирую­щей фирме;

– ранг 2: потребитель остается равнодушным к рекламе. Не ис­пытывает никаких эмоций. Не запоминает того, что рекламируется. У него не возникает желания приобрести товар или воспользовать­ся услугой;

– ранг 3: реклама привлекает внимание потребителя. Она вызы­вает интерес, любопытство. Потребитель запоминает, однако, только сюжет рекламы, а не то, что рекламируется. У него все еще не появляется желания приобрести предлагаемый товар или восполь­зоваться услугой. Здесь реклама существует как бы сама по себе, живет отдельной жизнью от рекламируемого товара. В сознании по­требителя товар не ассоциируется с рекламой;

– ранг 4: реклама привлекает внимание потребителя. Она вызы­вает живой интерес, любопытство. Потребитель запоминает и сю­жет рекламы, и то, что рекламируется. Он как бы не против того, чтобы приобрести рекламируемый товар или услугу, но вместе с тем вовсе не готов бросить все и сломя голову мчаться совершать покупку. Он размышляет, взвешивает все «за» и «против»;

– ранг 5: реклама вызывает очень сильный интерес у потребите­ля. Он испытывает сильные положительные эмоции. Запоминает то, что рекламируется. Стремится во что бы то ни стало приобрести рекламируемый товар или воспользоваться предлагаемой услугой.

Еще один пример оценки психологической эффективности рек­ламы (в отличие от предыдущего здесь 6 рангов):

– ранг 1:

– внимание к рекламе (интерес): Нет = запоминание рекламы: Нет

= запоминание рекламируемого материала: Нет

= эмоциональное отношение к рекламе: Негативное

= желание приобрести товар: Колебание

– ранг 2:

= внимание к рекламе (интерес): Да

= запоминание рекламы: Нет

= запоминание рекламируемого материала: Нет

= эмоциональное отношение к рекламе: Позитивное/Негативное

= желание приобрести товар: Нет'

– ранг 3:

= внимание к рекламе (интерес): Да

= запоминание рекламы: Да

= запоминание рекламируемого материала: Нет

= эмоциональное отношение к рекламе: Позитивное/Негативное

= желание приобрести товар: Нет

– ранг 4:

= внимание к рекламе (интерес): Да

= запоминание рекламы: Да

= запоминание рекламируемого материала: Да

= эмоциональное отношение к рекламе: Позитивное/Негативное

– желание приобрести товар: Нет

– ранг 5:

= внимание к рекламе (интерес): Да

– запоминание рекламы: Да

– запоминание рекламируемого материала: Да

= эмоциональное отношение к рекламе: Позитивное ~ желание приобрести товар: Нет

– ранг 6:

= внимание к рекламе (интерес): Да

= запоминание рекламы: Да

= запоминание рекламируемого материала: Да

= эмоциональное отношение к рекламе: Позитивное

= желание приобрести товар: Да

Считается, что предлагаемые шкалы достаточно удобны для того, чтобы проводить оценку рекламных сообщений и делать прогнозы в плане возникновения потребности в рекламируемых товарах и услугах.

Таким образом, эффективность рекламы измеряется и по струк­туре социально-психологической установки, то есть через оценку когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов рек­ламного воздействия. Тогда когнитивный компонент описывает то, как реклама воспринимается, насколько хорошо запоминается ее содержание. Эмоциональный компонент определяет отношение че­ловека к рекламе, то есть те чувства и эмоции, которые он испы­тывает при восприятии рекламного продукта. Поведенческий ком­понент определяет способ действия человека под влиянием рекла­мы, его выбор, будет или не будет он приобретать рекламируемый товар или услугу.

Нередко встречающаяся ошибка многих специалистов в области рекламы состоит в проекции собственных психологических устано­вок, вкусов, взглядов на рекламу продукции, рассчитанной на по­требителей с совершенно с иными психологическими характерис­тиками.

Рекламная деятельность – это работа на рынок. Она должна под­чиняться законам рынка, то есть использовать только те сюжеты и форму подачи материала, которые привлекают внимание и инте­ресны потенциальным потребителям. Недооценка этого фактора – типичная ошибка производителей рекламы в России в 90-е годы.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоят основные проблемы определения эффективнос­ти рекламы?

2. Каковы основные психологические требования к рекламе, чтобы она отвечала критериям эффективности?

3. В чем суть пяти- и шестиранговых методик расчета эффектив­ности рекламы?

Наши рекомендации