Отечественная психотехника в 20—30-е гг. XX в
История советской психотехники в этот период во многом определялась особенностями социально-экономического и политического состояния тогдашнего российского общества. После 6-летней войны и разрухи в России (Первая мировая и Гражданская войны) перед правительством молодой республики встала главная задача — восстановление хозяйства и повышение производительности труда. В. И. Ленин считал, что это «основное условие выживания страны», поэтому проблеме труда, в частности и психологии труда, уделялось тогда особое внимание.
Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В.И.Ленина) Центрального института труда (ЦИТ) во главе с А. К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда (НОТ), где председателем был В. М. Бехтерев. Интересно, что Г. И. Челпанов говорил тогда о психотехнике как о «заграничной новинке, не имеющей прямого отношения к психологии». Правда, на этой конференции не было еще будущих ведущих отечественных психотехников (И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна и др.), которые в скором времени прославили ее на весь мир.
В это время существовало два основных течения в научной организации труда — «тейлористы» (А. К. Гастев, Л. А. Левенстерн, В.А.Несмеянов, В. М. толстопятое и др.) и «антитейлористы»
(О. Ерманский, В. М. Бехтерев, Л. В. Грановский). П. М. Кержан-цев выделял и третье движение — «файолизм» (по имени А. Фай-
оля).
Интереснейшее достижение того периода — «тектология», созданная А. А. Богдановым. Тектология — это «учение о строительстве», которое стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом и выявляет самые общие организационные закономерности. Примечательно, что термин заимствован v Э. Геккеля, который использовал его применительно к организации жизни живых существ, а у А. А. Богданова тектология «объем-лет организацию вещей, людей и идей». Главная идея А. А. Богданова — «рассматривать всякое целое, всякую систему элементов в ее отношении к среде, и каждую часть — в ее отношении к целому». Лишь много позже схожие мысли начнут высказывать инженерные психологи. Сначала они говорили о системе «человек —машина», затем — «человек—машина —среда», а сейчас — «человек-машина — среда—общество—культура—природа». Идеи А. А. Богданова созвучны многим современным представлениям об организации, понимаемой как некоторая развивающаяся система. К сожалению, в конце 20-х гг. они были объявлены «немарксистскими».
К 1923 г. в Советской России было около 60 организаций, так или иначе изучающих проблемы труда. Самые крупные центры — Центральный институт труда в Москве, Центральная лаборатория по изучению труда при институте мозга в Петрограде, Институт НОТ в Казани, Всеукраинский институт труда в Харькове и др.
С 1928 г. в СССР начал выходить журнал «Психотехника и психофизиология», который в 1932 г. был переименован в «Советскую психотехнику» (сейчас эти журналы являются библиографической редкостью, ведь был еще и 1936 год...).
С 1928 г. началась активная подготовка психотехников на базе педагогического факультета Второго МГУ (впоследствии — МГПИ им. Ленина, а сегодня МПГУ).
Уже в 1930 г. на VI Международной конференции психотехников в Барселоне президентом Международной психотехнической ассоциации был избран Исаак Нафтулович Шпильрейн; это, несомненно, было свидетельством признания заслуг отечественной психотехники. В 1937 г. он погиб в ГУЛАГе, реабилитирован посмертно.
К сожалению, сейчас многие студенты-психологи даже не знают его имени, хотя о его сестре — Сабине Шпильрейн «что-то слышали». Сабина Нафтуловна Шпильрейн была ученицей 3. Фрейда и К. Г. Юнга (с К. Юнгом у нее даже был «бурный роман»). Ее учеником (по знакомству с психоаналитической концепцией) позже стал Ж. Пиаже. Она имела возможность уехать из Советской России, но осталась и работала в Ростове-на-Дону. В 1942 г. ее расстреляли фашисты вместе с другими евреями. Их колонну пригнали в Змеевскую балку под Ростовом и там уничтожили.
Назовем наиболее выдающихся советских психотехников 20— 30-х гг. и тот спектр проблем, которым они уделяли наибольшее внимание.
И. Н. Шпильрейн, президент международной психотехнической ассоциации. Проводил исследования в области теории психотехники, разрабатывал принципы психотехнического изучения профессий, разрабатывал и внедрял трудовой метод изучения профессий и др.
С. Г. Геллерштейн занимался вопросами истории, теоретическими и методическими проблемами психотехники. Интересны его разработки по профессиональной типологии, психотехнические исследования, упражнения и др.
А. П. Болтунов и А. И. Щербаков разрабатывали среди прочего вопросы профориентации и профпросвещения.
В. В. Чебышева много занималась проблемами трудового обучения.
А. Ф. Журавский занимался вопросами организации и стимулирования труда, а также факторами внепроизводственной сферы и «образа жизни» работника.
Н. А. Бернштейн строил свою знаменитую концепцию (принцип рефлекторного кольца, теорию уровней построения движений) в немалой степени на изучении особенностей трудовых движений.
Н. М. Щелованов немало усилий посвятил изучению психофизиологических вопросов трудовой деятельности.
С. Г. Струмилин предложил интересную классификацию трудовой деятельности по критерию самостоятельности человека в труде.
Б. М. Теплое занимался вопросами профессиональной адаптации и влияния различных факторов на эффективность труда. Известны также его разработки, которые легли в основу современного понимания индивидуального стиля трудовой деятельности.
Особую роль в развитии советской психотехники сыграл А. К. Га-стев (с 1921 г. — директор Центрального института труда), разработавший оригинальную систему научной организации труда (НОТ).
Основные положения его подхода можно свести к следующим.
А. К. Гастев очень уважительно относился к системе Тейлора («надо ближе держаться к Тейлору», — писал он). При этом одним из важных тезисов А. К. Гастева был — «никакая техника не поможет, если не воспитается новый тип работника». Гастев разработал основные стадии «организационного тренажа» (научной организации труда — НОТ), называемого также иногда «педагогической тренировкой»: а) общая гимнастика («чистая техника движений»); б) имитация работы (задача — приучить человека к соответствующей данной работе нагрузке); в) настоящая работа (главная задача — отрепетировать «до автоматизма» трудовые опе-
рации). Он предложил использовать своеобразные «испытательные сроки». Например, руководителям предлагался полугодовой испытательный срок (для составления «психологического портрета»). Общая логика организации такого «срока» строилась от простой «исполнительской инициативы» по организации своего рабочего места — к последующим, более сложным планирующим задачам (при этом считалось, что исполнительская работа дается труднее распорядительской, поэтому надо сначала самому научиться подчиняться, научиться организовывать простые элементы своей работы). Для воспитания НОТ в быту использовалась специальная «хронокарта» (учетный документ для записи бюджета времени). Основное правило совместного труда, по Гастеву, — скрывать, а не демонстрировать свою индивидуальность, уметь на первое место ставить не собственное «я», а общие интересы.
Таким образом, во взглядах А. К. Гастева было много ценного, хотя во многом и противоречивого (например, предложение скрывать свою индивидуальность; личность работника здесь фактически отодвигается на второй план).
Интересные мысли о советской психотехнике по сравнению с зарубежной высказывала в свое время Н. К. Крупская: «...В Стране Советов, наоборот, нас интересует не только производство, но и рабочая масса, рабочий, на этом производстве работающий. Социалистическая психотехника должна обращать сугубое внимание на работника, на то, как та или другая специальность помогает его всестороннему развитию, насколько та или иная профессия дает ему удовлетворение, радость труда».
Важной основой для развития отечественной психотехники являлась идея «политехнического подхода в профориентации», суть которого можно выразить примером, приведенным Н. К. Крупской: «...Вот взять завод и изучить все профессии в целом. Потом взять совхоз, изучить профессии в целом. Каждую профессию взять в ее перспективе. Второе — смежные профессии других производств. Из каких профессий в какую легко переключиться».
К сожалению, с 1930 г. психотехника стала подвергаться критике (например, И. Н. Шпильрейн обвинялся в пропаганде идей дифференциальной психологии В. Штерна как автора «идеалистической персоналистической теории»). 7 апреля 1930 г. было принято «Положение об исправительно-трудовых лагерях», согласно которому все тюрьмы превращались в «трудовые фабрики», а фактически извращалась сама идея свободного труда. Все это — пример того, что невозможно оценивать развитие психотехники (как и многих "Ругих наук) вне социально-политического контекста (многие об этом сейчас забывают, изображая из себя «чистых специалистов»).
В целом можно выделить следующие основные проблемы и тен-денции развития отечественной психологии труда и психотехники в 20-30-е гг.:
1. Рационализация труда в индустриальной психотехнике и при
кладной психофизиологии. В широком смысле вся психотехничес
кая работа — рационализаторская. Но в узком смысле — она дол
жна опираться на некоторые научные объяснительные модели тру
довой деятельности.
2. Проблемы утомления и работоспособности человека (Л. Л. Ва
сильев, А. А. Ухтомский, Д. И. Шатенштейн).
3. Проблемы индивидуально-психологических различий (А. Ф. Ла-
зурский, И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн) и связанные с ними
проблемы профподбора и профессиональной консультации
(Ф. А. Ковтунова, К. И. Сотонин, А. М. Мандрыка).
4. Проблемы развития профессионала, трудового обучения и
воспитания (А. С. Макаренко о соединении труда и игры).
5. Психотехника травматизма и аварийности.
6. Вопросы психологии воздействия (проблемы пропаганды,
агитации, рекламы...).
7. Психологическое профессиоведение.
8. Вопросы теории и методологии психологии труда.
Важным направлением в решении проблемы рационализации
труда стала, рефлексология труда В. М. Бехтерева. Методы исследования В. М. Бехтерева — объективное наблюдение и физиологический эксперимент. Рефлексология изучает человека в труде, а труд понимается как разновидность деятельности. В отличие от других видов деятельности труд — это не только приспособление организма к среде, но и среды (производственной среды) к человеку. В основе труда лежит интерес: «Если работа вообще обещает те или другие блага в настоящем или будущем, то уже этим самым возбуждается новый и совершенно особый рефлекс мимико-соматического характера, обозначенный нами интересом к работе... в интересе мы имеем противодействие утомлению». «Заинтересованность может быть материальная и так называемая — идейная... идейная заинтересованность состоит в том, что человек, достигший известного культурного уровня, сознает общественно полезное значение своего труда как необходимого факта цивилизации и проникается его общественным значением».
В. М. Бехтерев был против принципа «подъема производства во что бы то ни стало», а, наоборот, исходил из принципа «подъема производства при таком расходовании человеческой энергии, которое при усиленном труде гарантирует наименьшую изнашиваемость человеческой машины и, следовательно, обеспечивает наиболее долголетнюю ее работоспособность». Бехтерев еще в 1921 г. говорил о том, что при гуманной ориентации Советского государства все-таки существует опасность возрождения традиций подневольного государства: «...Трудящийся, освободившись от экономического рабства отдельных предпринимателей, сделался бы рабом государства, которое тем не менее не осталось
бы в выигрыше от такой перемены, ибо рабский труд, как показывает опыт веков, значительно уступает труду свободных людей если они сами заинтересованы в выполнении труда» [цит. по: 7, с. 90].
Другим важным направлением рационализации труда стала эргология и эрготехника В. Н. Мясищева. «Эргология — это учение о работе человека», это наука о принципах, методах, законах труда человека. Предметное содержание эргологии должно определяться ее практическими задачами: изучение соотношения требований профессии и личности; изучение форм соотношения между формой деятельности и типом личности (включая проблемы профессиональной одаренности); соотношении между процессом труда и работоспособностью личности; исследование соотношения условий деятельности и состояния трудящихся, изучение влияния работы на личность. Эрготехника — это научно-практическая область, опирающаяся на теоретические концепции эргологии и разрабатывающая практико-ориентированные технологии.
Как связаны эргология с психологией, с психотехникой? По Мясищеву, неверно все проблемы труда сводить только к психотехнике, ибо в этом случае остаются за бортом физиология труда, анатомия, механика, педагогика... В. Н. Мясищев писал: «В центре труда лежат действительно сложные процессы человеческой личности, но это далеко не психология, а, гораздо правильнее, рефлексология труда, как ее называет академик В. М. Бехтерев. Психология труда ограничивается областью переживаний• несущего труд человека» [цит. по: 7, с. 93].
В. Н. Мясищев рассматривал профессиональную психологию как весьма существенный раздел психологии личности, ибо «производственная деятельность есть важнейшее проявление личности человека». По Мясищеву, «эргография» — это процесс изучения форм труда, состоящий из двух этапов: анализа работы на основе описания составляющих ее задач; функционального анализа каждой задачи. Процесс изучения личности работающего человека — «психография». В целом эргография призвана установить соотношение между задачами, осуществляемыми в разных формах труда, и человеческим организмом (как средством решения задач).
Учение о доминанте А. А. Ухтомского. Доминанта (по Ухтомско-МУ) — это очаг господствующего возбуждения, который усиливает текущий рефлекс и тормозит другие формы активности (по механизму сопряженного торможения). В рефлексологии это понятие взяли на вооружение, так как считали, что в основе каждого трудового процесса лежит определенная «трудовая доминанта». Например, механизмом доминанты объясняли длительное сохранение рабочей позы человека. Механизмом доминанты объясняли ситуацию, когда человек выполняет сразу два трудовых акта: тру-
довая доминанта поддерживается сторонними раздражителями и тормозит акты, с нею не связанные, поэтому если человек выполняет сразу два акта, не опираясь на созданный предварительно объединяющий их механизм — в специальной тренировке, — выполнение одного акта тормозит другой акт. Таким образом, процесс тренировки объяснялся как процесс объединения доминант в общую трудовую доминанту высшего порядка.
А. А. Ухтомский разработал представление о подвижной, формирующейся интеграции нервных центров как основе формирования в труде сложных функциональных систем (в последующем в психологии стали на этой основе разрабатывать идею «функциональных подвижных органов», составляющих физиологическую основу высших психических функций). По Ухтомскому, «функциональный орган» — это не есть что-то морфологически отлитое, постоянное. Органом может быть «всякое сочетание сил, могущее привести к одинаковым результатам... Орган есть, прежде всего, механизм с определенным однозначным действием». Все это близко . к пониманию «система», которое впоследствии стало разрабаты-] ваться в психологии (в частности, в психологии механизмов организации движений и действий человека — по Н. А. Бернштейну, и особенно в инженерной психологии).