Требования к уровню подготовленности студента. Студенту необходимо познакомиться с основными понятиями темы
Студенту необходимо познакомиться с основными понятиями темы. Выполнить все виды самостоятельных работ, составить справочные материалы к экзамену.
Характеристика основного понятийно-терминологического аппарата, обеспечивающего успешное восприятие программного материла темы
Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема готовности ребенка к школьному обучению.
Учение как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности. Развитие мотивов учения. Динамика изменений отношений к школе, учителю, учебных обязанностям на протяжении младшего школьного возраста. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника: игра, спорт, коллекционирование, изобразительное искусство, театр, труд и т.д.). Социальная жизнь младшего школьника. Особенности общения со сверстниками. Психология отношения внутри и вне классной жизни. Индивидуальные и половые различия в поведении. Возрастные возможности усвоения знаний. Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Роль самооценки в младшем школьном возрасте. Особенности усвоения моральных норм поведения. Психологические трудности младшего школьника: как объективный факт и как субъективные переживания.
Вопросы, выносимые на экзамен по теме ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.
2. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1. Особенности развития подросткового возраста. Центральные новообразования личности учащегося при переходе в подростковый возраст.
2. Подростковый возраст и пубертатный период.
3. Интеллектуальное развитие подростка.
4. Характеристика “трудных” подростков и пути перевоспитания их.
5. Акцентуации характера в подростковом возрасте.
6. Развитие личности в подростковом возрасте.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте психологический анализ описанных в отечественной и зарубежной литературе особенностей психического развития подростков.
2. Проведите исследование акцентуации подростка по методике Шмишека (по Ивашкин В.С. Психологическое исследование школьников. – Владимир, 1990).
3. Законспектируйте на выбор статьи по теме занятия из психологических периодических изданий.
4. Заполнение таблицы возрастной периодизации.