Критерии доверия и недоверия отдельным категориям людей отличаются между собой. В

Стр. 66

Целом большинство позитивных характеристик наиболее значимы для доверия близкому человеку. Негативные характеристики - для недоверия незнакомому человеку. В этом проявляются особенности функций доверия в разных системах межличностных и межгрупповых отношений, в частности, функция сохранения и воспроизводства социально-психологического пространства субъекта. Поэтому некоторые качества одними и теми же респондентами рассматриваются как критерии доверия для близких людей и как критерии недоверия для малознакомых и чужих.

Выявлены характеристики, которые значительной частью респондентов определяются в качестве критериев доверия, и другой столь же значительной частью - в качестве критериев недоверия. Детерминируются эти различия индивидуальными, групповыми или ситуативными особенностями отношения к данным характеристикам оцениваемого человека, а также особенностями функций доверия и недоверия. В этих особенностях критериев доверия и недоверия проявляется, в частности, жизненная позиция личности или прослеживается влияние социальных норм конкретного сообщества.

Выделенные факторы доверия можно условно разделить на две группы: факторы оценки позитивных перспектив потенциального сотрудничества или взаимодействия (заинтересованность в доверии, ценность доверия, ожидание блага в результате доверия); а также факторы прогноза успешности построения доверительных отношений (прогнозирование возможности и легкости/трудности процесса построения доверия). Аналогично, факторы недоверия делятся на факторы оценки негативных последствий взаимодействия (риски открытости) и факторы прогноза успешности защиты от них (прогнозирование возможности и легкости/трудности защиты). Факторы доверия и недоверия подразделяются на факторы субъектных свойств, свойств партнера и характеристик процесса межличностного или межгруппового взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антоненко И. В. Доверие: социально-психологический феномен. Монография. М.: Социум-ГУУ, 2004.

Купрейченко А. Б., Табхарова С. П. Доверие и недоверие как факторы отношения личности к соблюдению нравственных норм делового поведения // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы шестой научно-практической конференции / Под общ. ред. А. Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во БГУ ЭП, 2005.

Поршнев Б. Ф. Элементы социальной психологии // Проблемы общественной психологии. М., 1965.

Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформации в развитии человечества) // История и психология. М.: Мысль, 1972.

Рутковский Б. А. Понятие доверия в марксистской этике. Дисс... канд. филос. наук. Киев, 1967.

Скрипкина Т. П. Психология доверия: Учебное пособие. М.: Академия, 2001.

Эриксон Э. Детство и общество. М.: Прогресс, 1996.

Baier A. Trust and antitrust // Ethics. 1985. V. 96. P. 231 - 260.

Deutsch M. Trust and suspicion // Journ. of Conflict Resolution. 1958. V. 2. P. 265 - 279.

Distrust / Ed. R. Hardin. // Russell Sage Foundation Series on Trust. 2004. V. 8.

Govier T. Is it a jungle out there? Trust, distrust, and the construction of social reality // Dialogue. 1994. V. 33. P. 237 - 252.

Hosmer L. T. Trust: the connecting link between organisational theory and philosophical ethics // The Academy of Management Review. 1995. V. 20. N 2. P. 379 - 403.

Lewicki R. J., McAllister D. J., Bies R. J. Trust and distrust: New relationships and realities // The Academy of Management Review. July 1998. V. 23. Is. 3. P. 438 - 459.

Mellinger G. D. Interpersonal trust as a factor in communication//Journ. of Abnormal Social Psychology. 1956. V. 52. P. 304 - 309.

Read W. H. Upward communication in industrial hierarchies // Human Relations. 1962. V. 15(3). P. 3 - 15.

Trust and Distrust in Organizations: Dilemmas and Approaches / Eds. R.M. Kramer, K.S. Cook // The Russell Sage Foundation Series on Trust. 2004. V. 7.

Наши рекомендации