Бихевиоризм. Теория научения

1. Личностные особенности это поведение человека в социальных ситуациях, которое приобретается в течение жизни путем научения. Развитие личности – это результат процессов обусловливания, которые заключаются в установлении отношений и связей между: а) внешними условиями (стимулами); б) поведением организма; в) позитивными и негативными результатами и последствиями поведения, которые выступают в качестве подкрепления.

2. Существует два типа обусловливания (научения), которые лежат в основе модификаций поведения живых организмов:

· Классическое обусловливание (научение): ситуационные стимулы приобретают характер сигналов, которые свидетельствуют о вероятном получении (не получении) подкрепления и возможном удовлетворении (не удовлетворении) определенной потребности в данной ситуации.

· Оперантное обусловливание (научение): активное поисково-исследовательское поведение живого организма в окружающей среде обеспечивает обнаружение новых ситуаций и объектов, которые обеспечивают удовлетворение (неудовлетворение) определенных потребностей; последствия собственного поведения действуют как подкрепляющие стимулы, повышая (снижая) частоту предшествующего поведения.

При этом можно выделить два направления процессов обусловливания:

· Генерализация стимулов –тенденция подкрепленного поведения распространяться на широкий диапазон сходных ситуаций.

· Различение (дифференциация) стимулов –тенденция подкрепленного поведения избирательно распространяться на узкий диапазон ситуаций и объектов.

3. Существует ряд основных параметров и характеристик подкрепления, которые лежат в основе научения и определяют поведение и соответствующие личностные особенности разных людей.

· Режимы подкрепления:а) непрерывное подкрепление, б) прерывистое, частичное подкрепление.

· Параметры режимов подкрепления:а) в зависимости от временного интервала (временное подкрепление) – с постоянным интервалом или с вариативным интервалом (более эффективно); б) в зависимости от количества реакций (пропорциональное подкрепление) – с постоянным соотношением или с вариативным соотношением.

4. Существует возможность формирования поведения путем последовательного подкрепления движений и реакций, которые постепенно приближаются к требуемому поведенческому образцу. При этом следует различать подкрепления и наказания, которые могут иметь негативные и позитивные формы:

  Позитивное Негативное
Подкрепление Предъявление положительного стимула вслед за ожидаемым поведением. Удаление неприятного (аверсивного) стимула вслед за ожидаемым поведением.
Наказание Предъявление неприятного (аверсивного) стимула вслед за устраняемым поведением. Удаление положительного стимула вслед за устраняемым поведением.

Подкрепление более эффективное средство контроля поведения. Наказание не эффективное средство контроля поведения, так как поведение возобновляется при возможности избежать наказания в других условиях.

Альберт Бандура (1925-1988)

Наши рекомендации