Бихевиоризм. Теория научения
1. Личностные особенности это поведение человека в социальных ситуациях, которое приобретается в течение жизни путем научения. Развитие личности – это результат процессов обусловливания, которые заключаются в установлении отношений и связей между: а) внешними условиями (стимулами); б) поведением организма; в) позитивными и негативными результатами и последствиями поведения, которые выступают в качестве подкрепления.
2. Существует два типа обусловливания (научения), которые лежат в основе модификаций поведения живых организмов:
· Классическое обусловливание (научение): ситуационные стимулы приобретают характер сигналов, которые свидетельствуют о вероятном получении (не получении) подкрепления и возможном удовлетворении (не удовлетворении) определенной потребности в данной ситуации.
· Оперантное обусловливание (научение): активное поисково-исследовательское поведение живого организма в окружающей среде обеспечивает обнаружение новых ситуаций и объектов, которые обеспечивают удовлетворение (неудовлетворение) определенных потребностей; последствия собственного поведения действуют как подкрепляющие стимулы, повышая (снижая) частоту предшествующего поведения.
При этом можно выделить два направления процессов обусловливания:
· Генерализация стимулов –тенденция подкрепленного поведения распространяться на широкий диапазон сходных ситуаций.
· Различение (дифференциация) стимулов –тенденция подкрепленного поведения избирательно распространяться на узкий диапазон ситуаций и объектов.
3. Существует ряд основных параметров и характеристик подкрепления, которые лежат в основе научения и определяют поведение и соответствующие личностные особенности разных людей.
· Режимы подкрепления:а) непрерывное подкрепление, б) прерывистое, частичное подкрепление.
· Параметры режимов подкрепления:а) в зависимости от временного интервала (временное подкрепление) – с постоянным интервалом или с вариативным интервалом (более эффективно); б) в зависимости от количества реакций (пропорциональное подкрепление) – с постоянным соотношением или с вариативным соотношением.
4. Существует возможность формирования поведения путем последовательного подкрепления движений и реакций, которые постепенно приближаются к требуемому поведенческому образцу. При этом следует различать подкрепления и наказания, которые могут иметь негативные и позитивные формы:
Позитивное | Негативное | |
Подкрепление | Предъявление положительного стимула вслед за ожидаемым поведением. | Удаление неприятного (аверсивного) стимула вслед за ожидаемым поведением. |
Наказание | Предъявление неприятного (аверсивного) стимула вслед за устраняемым поведением. | Удаление положительного стимула вслед за устраняемым поведением. |
Подкрепление более эффективное средство контроля поведения. Наказание не эффективное средство контроля поведения, так как поведение возобновляется при возможности избежать наказания в других условиях.
Альберт Бандура (1925-1988)