История развития (эволюции) идей о природе языка и речи
История развития научных идей о природе речи и языка демонстрирует различные подходы к решению этих проблем. Вплоть до XX в. исследования речи были посвящены глобальным проблемам, обсуждению вопросов наиболее общего свойства: происхождению языка, его природе, связи с рациональной или эмоциональной стороной психики.
В ХХ в. в области исследования речи появились темы конкретно-эмпирического характера. В это время преобладала идея доминирующего значения среды и социума (общения, труда, коллектива) в развитии человеческого языка и развитии языка конкретного человека (в онто- и филогенезе языка). Эта идея получила опору в разработках лингвистов. Ярким примером лингвистических разработок служит теория Ф. де Соссюра о системности языка. Его подход положил начало новому направлению в науке о языке – структурализму. Он провел четкую грань между языком и речью. Согласно его теории, язык – надындивидуальное, общее явление, социальное по своей природе. Речь состоит в использовании языка, она текуча, неустойчива, переменчива (Ф. де Соссюр, 1977). Язык – предмет изучения лингвистики, речь – психологии. Ф. де Соссюр обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию – структуру, скрепленную отношениями входящих в нее элементов. Элементами языковой структуры являются знаки. Каждый знак содержит в себе две стороны: означающую (например, звучащее слово) и означаемую (мысленное содержание, связанное с данным звучанием).
В русле бихевиоризма разрабатывалась идея о том, что речь представляет собой одну из форм поведения. Бихевиористский подход к речи направлен на выявление в сложных процессах речевого общения людей некоторых повторяющихся стереотипных форм, поддающихся относительно простому описанию Книга Б.Ф. Скиннера «Вербальное поведение» («Verbalbehavior»), вышедшая в 1957 г., отражает этот подход в изучении речи. Автор замечает: люди автоматически начинают употреблять определенную речевую форму в конкретной ситуации, т.е. происходит выработка обусловленной вербальной реакции.
В плане исследования филогенеза речи предлагались теории, утверждающие, что последняя появилась в человеческом сообществе как результат совместно осуществляемого труда, т.е. под воздействием внешних факторов. В отечественной психологии более конкретно данная позиция нашла воплощение в работах Л.С. Выготского. Теория «вращивания» в психику ребенка данного ему в общении языка, который проявляется в речи окружающих, предполагает, что внешняя речь детей через внутреннюю становится орудием их мысли.
С идеей врожденности грамматических структур выступил Н. Хомский. В своей работе «Синтаксические структуры» (1957) он развил идею трансформационной, или генеративной, грамматики. Ребенок усваивает грамматику на основе ограниченного доступного ему материала. В пределах своего языкового сообщества дети усваивают практически одинаковую грамматику, которая в большой степени не детерминирована речевым материалом окружения. Кроме того, Хомский обращает внимание на то, что практически каждое предложение, произносимое или понимаемое человеком, как правило, представляет собой новую комбинацию слов, не встречающуюся прежде в речевой практике общающихся людей. Поэтому речь не может быть набором выработанных реакций на поступающие раздражители, как утверждали бихевиористы. Мозг говорящего человека должен содержать программу, обладающую способностью производить неограниченное число предложений из ограниченного числа слов. Эта программа, лежащая в основе конкретного языка, была названа Хомским «универсальной грамматикой».
Структура грамматики языка описывается правилами трансформации. Она содержит схему, общую для грамматики всех языков, существующих в мире. Хомский опирался на представление о поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура – это та, которую мы слышим. Глубинная структура связана со смыслом. Природа грамматики включает, по Хомскому, способность строить глубинные структуры и приписывать им семантическую интерпретацию (объяснение), переводить их с помощью грамматических трансформаций в поверхностные структуры и превращать последние через фонетические трансформации в звучащую речь. С такого рода универсальной грамматикой, как считает Н. Хомский, ребенок и появляется на свет.
Теория Н. Хомского позволяла, с одной стороны, объяснить поразительно быстрое усвоение родного языка маленьким ребенком, с другой – найти пути для понимания гибкости и продуктивности человеческого языка. Эмпирическим подтверждением положений Хомского принято считать исследования первых детских слов.
Однако даже будучи эмпирически подкрепленная, эта теория подверглась серьезной критике. Одним из основных оппонентов Хомского был Жан Пиаже. Полемизируя с Н. Хомским, он высказал некоторые возражения. Все они базировались на многолетнем личном опыте работы в том направлении, которое сам Пиаже определял как конструктивизм. С точки зрения конструктивистской позиции Ж. Пиаже, язык формируется на основе предшествующего интеллектуального развития младенца. Важнейшим на этом пути становился символическая, или семиотическая, функция. Она возникает обычно на втором году жизни ребенка. В символической функции важную роль играет имитация, когда с помощью жестов передаются характеристики имитируемого предмета. Так, желая открыть коробку, ребенок открывает и закрывает свой рот. Имитация может быть не только жестовой, но и скрытой (интериоризированной), а также отсроченной, происходящей в отсутствии модели. Это и есть, в теоретических построениях Пиаже, язык. Поэтому он полагал, что язык вообще следует рассматривать как частный случай проявления символической функции [2б]. Синтаксические процессы, по Пиаже, следовало бы анализировать как необходимый результат конструктивной деятельности сенсомоторного интеллекта, предшествующего языку.